В 2004-м году в старой части Иерусалима проводилась замена подземных коммуникаций. Прошло всего несколько дней с начала работ, когда, углубившись в землю, один из ремонтных рабочих неожиданно обнаружил какое-то каменное сооружение. Бригада сразу же прекратила все работы и вызвала специалистов из израильского Управления древностей. Прибывшие на место археологи, осмотрев находку, пришли в изумление. Оказалось, что лопата рабочего наткнулась на ступени, ведущие к древней купальне. В ходе дальнейших исследований историки пришли к выводу, что найденная купальня – это купель Силоам, та самая, в которой Христос исцелил слепорождённого. «Длина бассейна около 68 метров, к воде ведут три пролета каменной лестницы», – писал редактор американского журнала «Библейское археологическое обозрение» Хершель Шенкс, побывавший на раскопках. При дальнейших исследованиях были также обнаружены монеты, отчеканенные во времена Спасителя, то есть в начале I века. Рассказывает преподаватель кафедры библеистики Московской Духовной Академии священник Дмитрий Барицкий.
Комментарий эксперта:
В библейские времена вода в знаменитой Силоамской купальне считалась священной. Приходя в Иерусалим в качестве паломников, иудеи совершали здесь омовение, перед тем как подняться к храму. Раз в год, в последний день праздника Кущей, по узким улочкам города сюда спускались священники и набирали воду из источника в золотой сосуд. Затем под звуки труб и радостные восклицания народа они возвращались в храм и омывали этой водой жертвенник. Так евреи вспоминали чудесное изведение воды из скалы во время сорокалетнего странствования своих предков по пустыне.
Здесь, в Силоамской купели, свершилось одно из самых удивительных чудес, которые совершил Христос. Оно описано в Евангелии от Иоанна.
Выйдя из храма после спора с фарисеями, Иисус увидел нищего, слепого от рождения. Тот стоял у входа, прося милостыню. Ученики спросили Спасителя:
– Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?
– Ни он и ни родители его, – ответил Иисус, – но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.
После этого, как говорит Евангелие, Господь «плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам» (Ин. 9:6, 7).
Слепой умылся в купальне и прозрел.
Чудо, свершившееся в Силоамской купели, вдохновляет людей на протяжении многих столетий. В V веке византийская царица Евдокия построила в честь исцеления слепорождённого храм, ныне, к сожалению, разрушенный. А в русском языке выражение «купель силоамская» стало крылатым. Окунуться в силоамскую купель означает исцелиться от всех недугов. До 2004 года оставалось тайной, где же находился этот бассейн со священной водой и как он был устроен.
Комментарий эксперта:
В настоящее время Силоам – это название района в Восточном Иерусалиме. Вода к устроенной здесь купели первоначально поступала по наземному каналу из источника под названием Гихон. Но этот источник был расположен за городскими стенами и в случае осады враги могли лишить воды жителей Иерусалима. Поэтому в VIII веке до Рождества Христова царь Езекия приказал все источники воды вне города засыпатьземлёй, а к силоамскому водоёму построить от Гихона подземный тоннель.
Недалеко от купели можно увидеть круглое основание Силоамской башни. Христос в своей проповеди упоминает её падение. Евангелист Лука приводит такие слова Спасителя: «Думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете».
В 70-м году римские легионеры сокрушили оборонявших город израильтян. Иерусалим был разрушен до основания. Больше никто не спускался к силоамской купели с золотым сосудом за священной водой. Постепенно купальня заполнилась песком и глиной, а потом и вовсе скрылась под землёй Иерусалима. А спустя столетия в буквальном смысле слова возникла из-под земли, чтобы свидетельствовать об историчности событий, описываемых в Новом Завете.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер