В 2004-м году в старой части Иерусалима проводилась замена подземных коммуникаций. Прошло всего несколько дней с начала работ, когда, углубившись в землю, один из ремонтных рабочих неожиданно обнаружил какое-то каменное сооружение. Бригада сразу же прекратила все работы и вызвала специалистов из израильского Управления древностей. Прибывшие на место археологи, осмотрев находку, пришли в изумление. Оказалось, что лопата рабочего наткнулась на ступени, ведущие к древней купальне. В ходе дальнейших исследований историки пришли к выводу, что найденная купальня – это купель Силоам, та самая, в которой Христос исцелил слепорождённого. «Длина бассейна около 68 метров, к воде ведут три пролета каменной лестницы», – писал редактор американского журнала «Библейское археологическое обозрение» Хершель Шенкс, побывавший на раскопках. При дальнейших исследованиях были также обнаружены монеты, отчеканенные во времена Спасителя, то есть в начале I века. Рассказывает преподаватель кафедры библеистики Московской Духовной Академии священник Дмитрий Барицкий.
Комментарий эксперта:
В библейские времена вода в знаменитой Силоамской купальне считалась священной. Приходя в Иерусалим в качестве паломников, иудеи совершали здесь омовение, перед тем как подняться к храму. Раз в год, в последний день праздника Кущей, по узким улочкам города сюда спускались священники и набирали воду из источника в золотой сосуд. Затем под звуки труб и радостные восклицания народа они возвращались в храм и омывали этой водой жертвенник. Так евреи вспоминали чудесное изведение воды из скалы во время сорокалетнего странствования своих предков по пустыне.
Здесь, в Силоамской купели, свершилось одно из самых удивительных чудес, которые совершил Христос. Оно описано в Евангелии от Иоанна.
Выйдя из храма после спора с фарисеями, Иисус увидел нищего, слепого от рождения. Тот стоял у входа, прося милостыню. Ученики спросили Спасителя:
– Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?
– Ни он и ни родители его, – ответил Иисус, – но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.
После этого, как говорит Евангелие, Господь «плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам» (Ин. 9:6, 7).
Слепой умылся в купальне и прозрел.
Чудо, свершившееся в Силоамской купели, вдохновляет людей на протяжении многих столетий. В V веке византийская царица Евдокия построила в честь исцеления слепорождённого храм, ныне, к сожалению, разрушенный. А в русском языке выражение «купель силоамская» стало крылатым. Окунуться в силоамскую купель означает исцелиться от всех недугов. До 2004 года оставалось тайной, где же находился этот бассейн со священной водой и как он был устроен.
Комментарий эксперта:
В настоящее время Силоам – это название района в Восточном Иерусалиме. Вода к устроенной здесь купели первоначально поступала по наземному каналу из источника под названием Гихон. Но этот источник был расположен за городскими стенами и в случае осады враги могли лишить воды жителей Иерусалима. Поэтому в VIII веке до Рождества Христова царь Езекия приказал все источники воды вне города засыпатьземлёй, а к силоамскому водоёму построить от Гихона подземный тоннель.
Недалеко от купели можно увидеть круглое основание Силоамской башни. Христос в своей проповеди упоминает её падение. Евангелист Лука приводит такие слова Спасителя: «Думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете».
В 70-м году римские легионеры сокрушили оборонявших город израильтян. Иерусалим был разрушен до основания. Больше никто не спускался к силоамской купели с золотым сосудом за священной водой. Постепенно купальня заполнилась песком и глиной, а потом и вовсе скрылась под землёй Иерусалима. А спустя столетия в буквальном смысле слова возникла из-под земли, чтобы свидетельствовать об историчности событий, описываемых в Новом Завете.
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема












