«Сила Божия в немощи совершается». Разумеется, в этих строках речь идет о духовной немощи. Но для меня стало открытием то, что этот закон работает не только в сфере духовной, но и душевной.
В 2020 году весь мир познакомился с коронавирусной инфекцией. Госпитализации, карантин, изоляция, одиночество, масочный режим коснулись каждого. Было вполне ожидаемо, что уровень тревожности и количество психических заболеваний в этот период сильно повысится. Так оно и оказалось. Кто, вероятнее всего, должен был попасть в группу риска? Люди, уже имеющие психические расстройства, невротики, люди с неустойчивой психикой, а также все те, кого мы именуем душевнобольными. Однако в реальности все оказалось совсем не так.
Согласно статистическим данным именно все вышеперечисленные люди, условная группа риска, и оказались наименее уязвимы для серьезных срывов, психозов или новых расстройств. Почему? Ученые говорят по-разному: здесь имеют место и компенсаторные механизмы, и просто предположения, что наличие одних расстройств исключает некоторые новые. Проще говоря, новые уже «не лезут». И факт остается фактом: условно психически здоровые люди пострадали гораздо больше за весь наблюдаемый период коронавируса.
Вспомнилась одна из подруг. Красавица и умница, длительное время сидевшая на антидепрессантах по поводу смешанного тревожно-депрессивного растройства. Девушка, в отличие от всей нашей компании, совершенно не боялась насекомых, в частности, тараканов. Несколько раз коллеги на работе специально вызывали ее в комнату, где под столом или возле плинтуса гордо шевелила усами рыжая тварь Божья: помоги, мол, спаси от гада. А наша красавица спокойно сажала лютого зверя на бумажку и выбрасывала в окно. Характерный штрих: она никогда не убивала этих зловредных насекомых, не хотела проливать даже тараканью кровь.
Таким образом, выходит, что именно немощь, в данном случае, душевная нередко защищает и укрепляет своих носителей перед лицом опасности там, где условный «нормальный» окажется довольно беспомощен. Такая вот неожиданная трактовка духовного правила «Сила Божья в немощи свершается».
Все выпуски программы Частное мнение
Пасхальные традиции Румынии
Православие в Румынии — явление самобытное. Дело в том, что Румыния единственная православная страна, христианизация которой происходила не сверху, а снизу. Имеется ввиду следующее — в Румынии не было такого, что Православие сначала приняло руководство страны, а затем это решение распространилось на остальное население. Изначально христианство проникло на территорию Румынии через простое население, а затем уже было принято на государственном уровне.
Причиной самобытности румынского Православия является также и то, что в культурном плане Румыния находится как бы на границе западной и восточной цивилизаций. Почти все население Румынии исповедует Православие, но при этом многие моменты церковной жизни в стране почти полностью совпадают с западными церковными традициями.
Впрочем, самобытность румынского Православия часто выражается в местных обычаях, аналогов которых вовсе нет — ни на востоке, ни на западе. В качестве яркого примера можно привести традиции празднования в Румынии главного православного праздника — Пасхи.
Пасха в Румынии удивит вас обилием обычаев, которые и сегодня соблюдают большинство жителей этой страны. Первая особенность празднования Пасхи в Румынии состоит в том, что начиная с Великого четверга (четверга перед Пасхальным воскресением) жизнь в румынских городах как будто замирает. Многие учреждения приостанавливают свою деятельность, чтобы дать людям спокойно подготовиться к Пасхе.
А готовиться приходится усердно. Традиционно румыны стараются к Пасхе запастись большим количеством продуктов и приготовить побольше пасхальных угощений. Не только для того, чтобы порадовать себя вкусной едой в праздничные пасхальные дни, но и для того, чтобы часть продуктов раздать нищим. Румыния — страна небогатая. Тем не менее, большинство ее православных жителей считают, что Пасха — праздник всеобщий, а потому нужно помочь неимущим, чтобы они тоже смогли почувствовать пасхальную радость.
В Румынии так же, как и в России, принято на Пасху печь куличи. Правда, называются они в Румынии — «пасхами». У нас пасха — творожное блюдо, в Румынии же название пасха закрепилось за куличом, видимо, из-за того, что на сдобный хлеб там принято выкладывать сладкий творог. То есть румынская пасха — это кулич плюс творожная пасха.
Выглядит румынская пасха так. Пышный сдобный хлеб украшается сверху косичкой из теста. Обычно косичку выкладывают в форме креста. Внутрь получившегося креста помещается творог. Обычно его предварительно смешивают с сахаром или изюмом. Сверху пасху румыны традиционно посыпают корицей или маком. А чтобы пасха вышла яркой в дополнение ко всему добавляется еще и протертая тыква.
Приготовленная пасха относится в храм, где освящается или накануне Пасхе, или в саму пасхальную ночь. Вместе с пасхой освящаются и иные праздничные блюда. Например, пасхальная баба, блюдо из макаронного теста и меда. А еще в Румынии на Пасху принято освящать в храме деньги. С упомянутой уже целью — помочь нищим. Освященные деньги вместе с частью освященных продуктов принято раздавать неимущим. Так пасхальная радость, с точки зрения румын, распространяется на всех жителей страны.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Волшебные мгновения»
Я проснулась с восходом солнца и успел понаблюдать, как в моей комнате становится всё светлее и светлее. Предметы начинают приобретать привычные очертания. Пора вставать, собираться в институт. Но пока ещё полежу, подожду, когда придёт мама. Сегодня у неё ночная смена, и с минуты на минуту мама должна вернуться с работы.
А вот и она. Я слышу, как мама входит в прихожую и тихонько снимает плащ. Как же я люблю эти мгновения! Звук открывающегося замка, шелест маминой одежды и сумок.
Когда слышу всё это — испытываю особое состояние. На душе становится легко и приятно. Казалось бы, такие простые вещи, а сколько они несут в себе тепла. Мамы я ещё не вижу, но уже чувствую особый заряд радости и счастья. А вот и она! Заглядывает ко мне в комнату и говорит: «Доброе утро, дочка!». «Доброе утро, мама», — улыбаюсь я ей в ответ.
Все выпуски программы Утро в прозе
8 мая. О любви Господа к распявшим Его
Во 2-й главе Книги Деяний святых апостолов есть слова апостола Петра: «Твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли».
О любви Господа к распявшим Его, — протоиерей Георгий Завершинский.