Меня дважды несправедливо уличали в воровстве — и оба раза в магазине, и оба раза подозревали, что я стянула с прилавка шоколадку. Первый раз меня, первоклашку, остановили на кассе и заставили вывернуть карманы и показать содержимое портфеля, потому что перед этим я долго рассматривала красивые обёртки в отделе самообслуживания, да так ничего и не купила. Я не сразу сообразила, чем продиктовано столь строгое внимание со стороны взрослой тёти, а когда поняла — жгучая обида затопила меня изнутри, и я побежала домой со всех ног, желая донести свои слёзы до бабушки — она утешит, и будет хорошо. Я ведь и сама — хорошая! Ну разве ж со мной так можно? Разве можно оскорблять меня этим диким подозрением — в воровстве?
История повторилась через много лет, когда меня вновь остановили на кассе и попросили показать, что именно носила я по торговому залу в цветном пластиковом пакете. А была там только большая шоколадка, купленная в другом месте. При проверке кассовый аппарат почему-то прочитал эту шоколадку, как родную, то есть — определил как товар со склада именно этого супермаркета. Все мои объяснения не имели никакого значения ни для охранника, ни для кассира. Тут бы осознать, что не зря ниспослана мне ситуация, что именно сейчас я сдаю экзамен — на смирение, на умение с миром принимать всё, что приходит, — но куда там: захлестнула обида. Та самая, из детства: я же хорошая, да как вы вообще подумать можете, ведь это же — я!.. А вокруг уже столпились любопытные, всё больше знакомые — соседи, мамы малышей, с которыми я общаюсь, гуляя с детьми во дворе... Позор какой! Да ещё и ни за что!
Я не стала платить за шоколадку второй раз и в слезах убежала домой. Моя пятнадцатилетняя дочь тут же подхватилась и помчалась в магазин сражаться за маму и восстанавливать справедливость. То ли она обаяла охранника, то ли нашла какие-то весомые аргументы — но вернулась с победой. И с шоколадкой: «На, мам, всё нормально!».
Только вот на душе у меня легче не стало. Потому что экзамен я — провалила. Успокоившись, поняла: попросив прощения за несоядеянный грех, достойно приняв обвинения, переступив через своё оскорблённое «я», могла бы обрести что-то куда более утешительное, чем кондитерское изделие в ярком фантике. Это был бы маленький шажок ко Христу.
Ко Христу, Который добровольно принял страшные страдания, взошёл на крест, будучи безгрешным абсолютно. Ради нас, ради меня. Разве ж по справедливости Он страдал? Нет. Только лишь — по любви. К нам, недобрым, обидчивым, и ко мне в том числе. А я — да разве ж безгрешна? Ну, не ворую. А в остальном? Борясь за справедливость, злясь на обвинителей и оправдываясь, я сочеталась не Христу, а миру сему, увы. И награду получила — мирскую. Шоколадка... Ам — и нету. «Царствие Мое не от мира сего есть», — говорит Спаситель. И утешения Его — бесценны, их через кассовый аппарат не проведёшь.
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 323 зач., X, 1-18.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Очень сильно обличает совесть, когда не получается соблюдать предписания церковного устава. Что делать? Как исправиться и найти мир в своей душе? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 10-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 10.
1 Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними.
2 Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов.
3 Но жертвами каждогодно напоминается о грехах,
4 ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.
5 Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне.
6 Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе.
7 Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже.
8 Сказав прежде, что «ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, которые приносятся по закону, Ты не восхотел и не благоизволил»,
9 потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе.
10 По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.
11 И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов.
12 Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога,
13 ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его.
14 Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых.
15 О сем свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано:
16 Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их,
17 и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
18 А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.
Сегодня апостол Павел напоминает нам о том, что в своей духовной жизни мы можем по-разному расставлять акценты.
С одной стороны, можно во главу угла ставить закон. Закон гражданский и, конечно же, религиозный. Апостол Павел до обращения в христианство был иудейским законником. А потому он не понаслышке знает, что жизнь по букве закона — это жизнь с постоянным ощущением своего несовершенства. Человек живёт с осознанием того, что вольно или невольно, осознанно или не осознанно, но он нарушает те или иные правила. Да что говорить, у каждого из нас есть опыт, когда сами обстоятельства делают невозможным соблюдение законных предписаний, в том числе религиозного устава.
Элементарный пример — человек занят тяжёлым физическим трудом и не может строго выдерживать пост. При этом священник, зная его ситуацию, может не препятствовать ему причащаться. Однако порой сам человек очень смущается делать это. Он почитает себя недостаточно готовым. Ведь он не исполнил общепринятое. Не постился строго три дня. Или не вычитал всего молитвенного правила. Так работает наша совесть. Она постоянно соотносит себя с нормой. И когда находит несоответствие, начинает нас укорять. И этих несоответствий полным-полно. Чтобы совесть успокоить, нужно совершить какое-то ритуальное действие. В древности священники приносили Богу жертвы. В том числе кровавые. И это было необходимо делать регулярно. Ведь и закон человек нарушает регулярно.
Вторая модель духовной жизни во главу угла ставит исполнение Евангелия. По сути, апостол Павел говорит о том, что, если человек уверовал во Христа и старается ради Него и Его Евангелия каждый день, во всех своих делах служить Церкви и окружающим, он обретает мир в душе. Даже если он по своей немощи нарушает какое-то уставное предписание, совесть перестаёт его обличать. Как такое возможно? Да точно так, как мы не судим героев. Если человек в буквальном или же переносном смысле отдаёт жизнь за «други своя», мы закрываем глаза на все его недостатки. Христианское совершенство — это не стерильная праведность и правильность. Это такое внутреннее устроение, когда я во всякий момент своей жизни готов послужить Богу посредством деятельной любви к людям. Как только мы перестаём исполнять это служение, в душе образуется пустота. Нас начинает укорять совесть. Так Бог посылает нам сигнал, что мы сбились с пути. Он призывает нас думать больше не о себе, а о том, что мы можем привнести в жизнь окружающих. А потому худшее, что мы можем сделать в этой ситуации, — продолжить выискивать у себя недостатки и думать, какое же предписание мы ещё нарушили. Вместо этого постараемся вспомнить о том, что люди нуждаются в нас. Понудим себя вернуться к ним. И тогда, даже если мы что-то по своей слабости и немощи не исполнили, Господь никогда не вспомнит нам наших беззаконий и грехов, но наполнит нас Своей благодатью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Помощь храмам». Наталья Корнева
У нас в студии была заместитель председателя правления фонда Архангела Михаила Наталья Корнева.
Мы говорили о том, почему важно сохранение и возрождение храмов и святынь и как это влияет на общество.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Таинство Священства». Протоиерей Максим Горожанкин
У нас в гостях председатель миссионерской комиссии Белгородской епархии протоиерей Максим Горожанкин.
Разговор шел о таинстве священства, кто может стать священником, какие требования предъявляются к кандидатам, и что меняется для человека после рукоположения.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер