
Шио Мгвимский родился в конце пятого века в сирийском городе Антиохия, рос единственным ребенком в семье. Родители-христиане заботились более всего о том, чтобы мальчик разделил их любовь к Богу. И сын оправдал надежды — любимым его занятием в юности стало изучение Священного Писания. К шестнадцати годам юноша знал наизусть многие библейские тексты. Видя усердие Шио, мать тревожилась, что он потеряет здоровье, сидя над книгами днем и ночью, и просила поберечь себя. Но сын возразил.
Шио:
Мама, нужно спешить постигать слово Божье, чтобы успеть стяжать Небесное Царство! Утратить его — страшнее любой болезни!
Горячая вера Шио стала уроком для родителей. Они позволили сыну стать монахом, и сами приняли постриг. Духовным наставником юноши стал преподобный Иоанн, подвизавшийся в пустыне близ Антиохии. Когда отшельник по велению Бога отправился в Иверию, чтобы утвердить в христианской вере грузинские племена, обращённые равноапостольной Ниной, вместе с другими учениками он взял с собой и Шио.
Католикос Эвлавий радушно принял сирийских монахов в древней столице Иверии, Мцхете. Три года странники провели в посте и молитве на горе Зедазени, а затем ученики преподобного Иоанна отправились нести Благую Весть в отдаленные концы грузинского царства. И только Шио попросил у наставника благословение на уединённое жительство.
Шио:
Отец, мне ли, недостойному, учить других? Позволь мне поселиться вдали от людей, чтобы оплакать всё, в чем я виноват перед Богом.
Иоанн:
Чадо, ступай, куда тебя поведет Сам Господь. Но как бы ты ни бежал от людей, всё же станешь основателем великой лавры.
Шио поселился в тесной пещере в непроходимых лесах западнее Мцхеты. Он не заботился о пропитании, подкрепляясь лишь травой и водой, сочащейся из скалы. Силы отшельник черпал в непрестанной молитве. Через сорок дней подвижнику была явлена особая милость Божия — голубь каждое утро стал приносить ему кусок белого хлеба, а родник в скале сделался чище и полноводней.
Свидетелем чуда стал царедворец по имени Эвагрий. Охотясь в лесной глуши, он заметил, как птица с хлебом в клюве влетела в пещеру.Охотник поспешил вслед голубю и с изумлением увидел, как Шио принимает дар от небесного посланника. После беседы с Шио Эвагрий пожелал стать его учеником. Вчерашний царедворец поселился в пещере неподалёку от жилища отшельника и принял монашество. Друзья и родственники разыскали Эвагрия в надежде вернуть его домой, однако, посетив отшельников, многие принимали решение также принять подвиг во славу Бога. В скалах под Мцхетой образовалась монашеская община и грузинский царь ПарсмАн Четвертый пожаловал ей землю и выделил деньги для строительства и украшения храма. Ученики просили Шио принять священный сан и стать настоятелем обители, но он решительно отказался. Преподобный по-прежнему тяготел к отшельнической жизни.
Когда обитель разрослась и окрепла, Шио встретился со своим наставником Иоанном, нареченным в Грузии Зедазенским по названию горы, на которой подвизался. Шио вновь попросил у учителя благословение удалиться от людей. Прежде чем погрузиться в безмолвие, преподобный попрощался с монахами основанной им лавры и преподал им наставление.
Шио:
Братья, стяжите любовь, которой обретается Сам Бог. Наслаждайтесь постом, подавляющим всякую скверну. Любите нищету, чтобы наследовать вечное богатство. Да будет с вами плач, за которым следует вечная радость. Берегитесь праздности, губящей душу. Живите в мире и согласии, как бы имея одну душу и одно сердце. А я покидаю вас навсегда — мое последнее жилище станет мне и гробом.
Шио спустился в глубокую пещеру неподалеку от монастыря, отказавшись от возможности выйти из неё. Раз в сутки ему спускали кусок хлеба и немного воды. От поста, непрестанного бдения и пещерной сырости лицо подвижника почернело, а от тела остались только кожа и кости. Узнав от ангела день своей кончины, преподобный попросил спустить к себе в подземелье священника со Святыми Дарами. Шио завещал, чтобы после смерти тело его осталось в той же пещере, и ученики исполнили последний наказ отшельника. Пещера Шио остаётся почитаемой святыней монастыря, основанного преподобным. Обитель эта и поныне расположена на северном берегу Куры, в десяти километрах от древней Мцхеты.
Псалом 82. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Молитвы, как известно бывают очень разными не только по форме, но и по содержанию. Просительные, хвалебные, славословные... и конечно те, в которых человек жалуется. Причём не только на неудачи или проблемы в широком смысле, но и на конкретных людей. Кому-нибудь подобное может показаться чем-то примитивным, хотя всё же ситуации бывают очень сложными, так что порой беспристрастным действительно остаться невозможно. Но если уж человек сетует, как он должен делать это с точки зрения Писания? Ответ на этот вопрос звучит в 82-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 82.
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: «пойдём и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля».
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: «возьмём себе во владение селения Божии».
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землёю.
Человек, который читает Священное Писание, уже будучи христианином, нередко останавливается в недоумении перед жестокостями, которые видит в некоторых книгах Ветхого Завета. Помню, как один мой знакомый в какой-то момент сказал, что просто не может больше читать некоторые отрывки, не может петь часть псалмов, которые оказываются несовместимыми с его новозаветным настроем, более мирным и человеколюбвивым. И хотя такое внутреннее смущение может посетить любого человека, важно помнить, что человечество прошло путь от невероятной озлобленности и развращённости, предшествовавшей Всемирному потопу, до новозаветной жертвенной любви, которую мы призваны обращать ко всем. Этот путь был трудным, со своими прозрениями и падениями, и, конечно, требовать от людей древности, чтобы они соответствовали новозаветным представлениям, странно. Особенно, учитывая, что мы сами нередко им не соответствуем.
И всё же ветхозаветные люди не так просты и уж тем более не так суровы и жестоки, как кажутся. Например, 82-й псалом, который мы сейчас услышали, представляется довольно простым в плане содержания. Древний певец Асаф взывает к Богу и просит о мщении врагам. Конечно, довольно примечательно, что он просит Бога не оставаться в покое, включиться в историю, потому что враги народа Асафа — это враги Самого Бога. Почему же такое совмещение кажется псалмопевцу допустимым? Думаю, потому что враждебные по отношению к иудеям страны не просто выясняют отношения, спорят о каких-то отдельных землях, но потому что они составили коварный замысел истребить народ, сама цель существования которого исполнять волю Божию. И исполнить не только для себя, но и для остальных народов. Ненависть к иудеям в духовном плане равносильна ненависти к делу Божьему на земле. Однако самое интересное в другом: отвечая на эту ненависть и умоляя Бога о вмешательстве Асаф говорит: «исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи»! Получается, что даже призывая на них смятение и гибель, псалмопевец в итоге желает им познать имя Господне.
В этом псалме, как солнце в малой капле воды, отражается специфическая праведность Ветхого Завета, люди которого, даже не будучи просвещены светом Евангелия, сталкиваясь с врагами и борясь против них, находили в себе силы не только злиться и ненавидеть, но желать им исправления и познания Бога.
Псалом 82. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 82. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 82. На струнах Псалтири
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: "пойдем и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля".
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: "возьмем себе во владение селения Божии".
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твое, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землею.
17 сентября. Об истории Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»

Сегодня 17 сентября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Неопалимая Купина».
О её истории и иконографии — протоиерей Андрей Ефанов.
Образ Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» впервые написан в древние времена. И сейчас невозможно уже установить точное время создания первообраза. Изначально Пресвятая Богородица изображалась на фоне несгорающего куста Купины.
В XVI веке переосмысление образа ввело в композицию большинство мессианских ветхозаветных пророчеств, применимых к Богоматери. На иконе изображены гора из пророчества Даниила, лестница Иакова, врата Иезекииля, древо Иесеево. Отдельным сюжетом на иконе изображено служение Приснодеве святых ангелов.
Наиболее почитаемой иконой «Неопалимая Купина» является образ, который хранится в Благовещенском соборе Московского Кремля. Он был принесён в нашу столицу палестинскими монахами в 1390 году.
Традиционно перед этой иконой молятся при пожарах и об избавлении от них. Но важно понимать, что такая специализация условна, а иконография иконы богословски гораздо глубже.
Все выпуски программы Актуальная тема