
Как же трудно простить! Нет, не убедить себя, что я простила обидчика. А именно — простить.
Произошёл у меня в жизни конфликт с одним из моих знакомых. Ситуация долго не давала мне покоя.
Душа болела и кипела. Я, конечно, понимала, что обида — тяжкий грех, но ничего с собой поделать не могла. Пошла за советом в храм. Священник сказал неожиданное: «Мы не можем не обидеться сразу. Если нам наносят рану, боль будет. Вопрос в том, что мы станем делать дальше? Нянчиться с этой болью или стараться преодолеть?»
Да, люди не идеальны и могут ошибаться. Могут нанести обиду сами того не желая. Осознав это мне стало как-то легче. Осталось лишь простить. Но тут таился следующий «подводный камень».
Где этот выключатель, нажав на который, мы перестанем ощущать обиду? Мне показалось, что я его нашла, но при встрече, снова вспомнила ту конфликтную ситуацию и вновь ощутила и обиду, и досаду. И снова захотелось осуждать своих обидчиков.
Получается, что решение простить — это только полдела. А как вторую половину реализовать?
Через месяц в одной проповеди я услышала еще один неожиданный ответ на свой вопрос. В тот день читалось Евангелие о неверном домоуправителе. И вот какой акцент сделал батюшка. Он предположил, что управитель тот прощал долги не сам, а властью своего Господина. Так и мы. По настоящему можем прощать только милостью Божьей, Его силой. Принять и смириться с несправедливостью в свой адрес человеку чрезвычайно трудно. Но все возможно, когда с нами действует Господь!
В итоге я определила для себя, скажем так: схему «работы с обидами»:
Первое — это признать, что обида способна причинить боль.
Второе — необходимо осознать, что обида — грех.
Третье — найти в себе силы, что бы простить.
И четвёртое, на мой взгляд, пожалуй, самое главное — это просить помощи у Господа. И тогда все раны будут не такими болезненными, все отношения выровняются, силы у души будут не только прощать, но и благословлять ненавидящих или обижающих нас. А еще — видеть, что мы тоже способны обижать и ранить людей. И важно самим иметь силу просить прощения!
Господь щедр к нам. Важно лишь, не ропща, быть с Ним и с благодарностью принимать Его дары!
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема