
Фото: Игорь Палкин / Пресс-служба Патриарха
«Тяжела ты, шапка Мономаха!» — эта фраза из пушкинской драмы «Борис Годунов» давно стала крылатой. Её произносят, когда хотят подчеркнуть огромную ответственность, которая приходит вместе с властью. Однако и в самом прямом смысле шапку Мономаха — одну из главных регалий царской власти на Руси — нельзя назвать лёгкой. Весит она без малого килограмм! И неудивительно: головной убор, в котором русские государи венчались на царство, выполнен из золотых пластин, инкрустирован жемчугом и крупными самоцветами. Низ шапки оторочен густым соболиным мехом, а круглое навершие украшено золотым крестом. Первым торжественно венчался на царство шапкой Мономаха в 1498-м году великий князь Дмитрий Иванович, внук Ивана III. Последним правителем, надевшим её на голову, стал царь Иван V. И это, в сущности, почти всё, что известно наверняка об этом головном уборе — символе российской монархии.
О происхождении шапки Мономаха историки до сих пор дискутируют. Своё название она получила по имени византийского правителя Константина Мономаха. Однако связанную с ним самую популярную версию появления шапки на Руси исследователи подвергают сомнению. Предание гласит, что в 1114 году князю Владимиру Всеволодовичу в знак примирения шапку прислал из Константинополя император Константин Мономах. Драгоценный подарок прямиком из Царьграда якобы привёз в Киев митрополит Неофит. На самом же деле Константин Мономах скончался, когда Владимиру исполнилось всего два года. Не обнаружили исследователи в исторических источниках и существования митрополита по имени Неофит.
Некоторые учёные выдвигали монгольскую версию происхождения шапки Мономаха. В своей духовной грамоте московский князь Иван Калита завещает сыну Семёну некую «шапку золотую». Специалист по древнерусской истории Николай Борисов считал, что речь здесь вполне может идти о шапке Мономаха. Историк утверждает, что Иван Калита мог получить её в дар от монгольского хана Узбека. Причём, изначально это была... женская тюбетейка. И принадлежала она погибшей сестре хана, которая приняла православие с именем Агафья.
Наиболее вероятная теория происхождения шапки Мономаха, с которой на сегодняшний день соглашается большинство историков, предполагает, что головной убор был изготовлен во времена княжения Василия II «Тёмного». Золотые пластины, которыми была отделана шапка, специалисты определили как части шлемов сыновей московского князя Ивана II — Дмитрия Донского и княжича Ивана. Доподлинно известно, что круглое навершие-«яблоко» и золотой крест появились на шапке Мономаха гораздо позже, в XVI-м веке, перед венчанием на царство Ивана Грозного.
В 1721-м году Пётр Великий первым из российских правителей принял титул императора. С тех самых пор на царство русские монархи стали венчаться Большой императорской короной Российской Империи. А шапку Мономаха в качестве реликвии поместили на особом аналое в кремлёвском Успенском соборе, где она хранилась две сотни лет. Сегодня этот загадочный символ русской монархии и царского достоинства выставлен в Оружейной палате Московского Кремля.
Все выпуски программы Открываем историю
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











