
«Серёжа», студия Мосфильм, режиссёр Игорь Таланкин, Георгий Данелия
— Ты чего сегодня такой?
— У него мать женилась.
— На ком женилась?
— На Коростелёве. Директоре совхоза «Ясный берег».
— А, переживает Серёжка.
— А ему чего? Как жил, так и будет жить, какое ему дело.
— Не переживай, Сергей. Он дядька ничего себе — по лицу видать.
Пятилетний Серёжа пытается свыкнуться с новой реальностью. Мама вышла замуж. Теперь вместе с ними будет жить Дмитрий Корнеевич Коростелёв, которого Серёже велено называть папой. И вроде бы друг Васька прав — Коростелёв, кажется, хороший человек. Общается доброжелательно. И даже обещал купить велосипед. Но всё равно своим маленьким детским сердцем Серёжа чувствует, что жизнь его должна теперь измениться. Светловолосый мальчуган с не по годам серьёзным взглядом — герой кинофильма, который так и называется: «Серёжа». В 1960-м году его сняли два молодых режиссёра-однокурсника, Георгий Данелия и Игорь Таланкин. Фильм стал их дебютной полнометражной работой. В основу картины легла одноимённая повесть писательницы Веры Пановой. Игорь Таланкин прочёл её в литературном журнале «Новый мир». Простая, казалось бы, история из жизни маленького мальчика, захватила его. Таланкин дал почитать повесть Данелии. И тот тоже не смог от неё оторваться. Друзья решили делать фильм. Георгий Данелия впоследствии рассказывал, что повесть покорила их своим эмоциональным строем: добротой, искренностью, человечностью. Всё это коллеги-режиссёры захотели воплотить на экране. И у них получилось! Картину полюбили зрители. Она завоевала награды нескольких крупных отечественных и зарубежных кинофестивалей. Фильм стал мировой классикой. И сегодня, спустя полвека, смотрится на одном дыхании.
Казалось бы — почему? Может быть, потому, что в фильме «Серёжа» режиссёры впервые в истории кино использовали приём, который условно можно назвать «мир глазами ребёнка». Операторы даже съёмку вели с ракурса «снизу вверх», чтобы зрители почувствовали себя одного роста с маленьким главным героем. Но всё-таки дело не только в этом. Просто у картины, что называется, есть душа. Есть настроение — светлое, доброе. В ней есть любовь. И это сразу же чувствуют зрители. Белокурый мальчуган Серёжа становится родным. И за его приключениями наблюдаешь с волнением. А ими жизнь Серёжи буквально наполнена. То он залезает на колокольню и звонит в колокол, приводя в полную готовность местную пожарную бригаду. То с помощью друзей превращает новенький велосипед, купленный отчимом, в груду запчастей. Кстати, сюжетная линия взаимоотношений Серёжи и Коростелёва — самая трогательная. В какой-то момент отчим становится для мальчика самым близким человеком. А потом наступает момент, от которого замирает сердце не только у Серёжи, но и у зрителей. Мальчик неожиданно узнаёт, что Коростелёва переводят в другой колхоз. Далеко — на север, в Холмогоры. Но Серёжа рад! В одном из эпизодов он делится этой радостью с матерью.
— Мы едем в Холмогоры?
— Серёженька, папу переводят туда на работу.
— И мы с ним?
— Ну, а как же его оставишь одного? Ведь ему плохо будет одному. Придёт папа домой, а дома никого нет, и не прибрано, и поговорить не с кем, и покормить некому. И станет бедному папе грустно-грустно... Я поеду с ним.
— А я? А я?! А я?!!!
В одно мгновение жизнь мальчика меняется. А что будет дальше — лучше узнать не от меня, а из замечательного фильма «Серёжа», снятого Георгием Данелией и Игорем Таланкиным. Кстати, на роль Серёжи они после долгих поисков взяли замечательного паренька Борю Бархатова. Пятилетний актёр не играет, а живёт в кадре. А помогают ему опытные, известные артисты — Сергей Бондарчук в роли Коростелёва и актриса Ирина Скобцева, которая сыграла маму Серёжи. Между прочим, картину в своё время высоко оценил мэтр отечественной режиссуры, Михаил Ромм. Он отмечал, что в фильме «Серёжа» режиссёры говорят со зрителем вроде бы о самых обыкновенных вещах. Но при этом показывают, насколько глубоким и неординарным может быть такой разговор. И я думаю, что присоединиться к нему стоит всем нам, посмотрев фильм Георгия Данелии и Игоря Таланкина «Серёжа».
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер