— Ты чего сегодня такой?
— У него мать женилась.
— На ком женилась?
— На Коростелёве. Директоре совхоза «Ясный берег».
— А, переживает Серёжка.
— А ему чего? Как жил, так и будет жить, какое ему дело.
— Не переживай, Сергей. Он дядька ничего себе — по лицу видать.
Пятилетний Серёжа пытается свыкнуться с новой реальностью. Мама вышла замуж. Теперь вместе с ними будет жить Дмитрий Корнеевич Коростелёв, которого Серёже велено называть папой. И вроде бы друг Васька прав — Коростелёв, кажется, хороший человек. Общается доброжелательно. И даже обещал купить велосипед. Но всё равно своим маленьким детским сердцем Серёжа чувствует, что жизнь его должна теперь измениться. Светловолосый мальчуган с не по годам серьёзным взглядом — герой кинофильма, который так и называется: «Серёжа». В 1960-м году его сняли два молодых режиссёра-однокурсника, Георгий Данелия и Игорь Таланкин. Фильм стал их дебютной полнометражной работой. В основу картины легла одноимённая повесть писательницы Веры Пановой. Игорь Таланкин прочёл её в литературном журнале «Новый мир». Простая, казалось бы, история из жизни маленького мальчика, захватила его. Таланкин дал почитать повесть Данелии. И тот тоже не смог от неё оторваться. Друзья решили делать фильм. Георгий Данелия впоследствии рассказывал, что повесть покорила их своим эмоциональным строем: добротой, искренностью, человечностью. Всё это коллеги-режиссёры захотели воплотить на экране. И у них получилось! Картину полюбили зрители. Она завоевала награды нескольких крупных отечественных и зарубежных кинофестивалей. Фильм стал мировой классикой. И сегодня, спустя полвека, смотрится на одном дыхании.
Казалось бы — почему? Может быть, потому, что в фильме «Серёжа» режиссёры впервые в истории кино использовали приём, который условно можно назвать «мир глазами ребёнка». Операторы даже съёмку вели с ракурса «снизу вверх», чтобы зрители почувствовали себя одного роста с маленьким главным героем. Но всё-таки дело не только в этом. Просто у картины, что называется, есть душа. Есть настроение — светлое, доброе. В ней есть любовь. И это сразу же чувствуют зрители. Белокурый мальчуган Серёжа становится родным. И за его приключениями наблюдаешь с волнением. А ими жизнь Серёжи буквально наполнена. То он залезает на колокольню и звонит в колокол, приводя в полную готовность местную пожарную бригаду. То с помощью друзей превращает новенький велосипед, купленный отчимом, в груду запчастей. Кстати, сюжетная линия взаимоотношений Серёжи и Коростелёва — самая трогательная. В какой-то момент отчим становится для мальчика самым близким человеком. А потом наступает момент, от которого замирает сердце не только у Серёжи, но и у зрителей. Мальчик неожиданно узнаёт, что Коростелёва переводят в другой колхоз. Далеко — на север, в Холмогоры. Но Серёжа рад! В одном из эпизодов он делится этой радостью с матерью.
— Мы едем в Холмогоры?
— Серёженька, папу переводят туда на работу.
— И мы с ним?
— Ну, а как же его оставишь одного? Ведь ему плохо будет одному. Придёт папа домой, а дома никого нет, и не прибрано, и поговорить не с кем, и покормить некому. И станет бедному папе грустно-грустно... Я поеду с ним.
— А я? А я?! А я?!!!
В одно мгновение жизнь мальчика меняется. А что будет дальше — лучше узнать не от меня, а из замечательного фильма «Серёжа», снятого Георгием Данелией и Игорем Таланкиным. Кстати, на роль Серёжи они после долгих поисков взяли замечательного паренька Борю Бархатова. Пятилетний актёр не играет, а живёт в кадре. А помогают ему опытные, известные артисты — Сергей Бондарчук в роли Коростелёва и актриса Ирина Скобцева, которая сыграла маму Серёжи. Между прочим, картину в своё время высоко оценил мэтр отечественной режиссуры, Михаил Ромм. Он отмечал, что в фильме «Серёжа» режиссёры говорят со зрителем вроде бы о самых обыкновенных вещах. Но при этом показывают, насколько глубоким и неординарным может быть такой разговор. И я думаю, что присоединиться к нему стоит всем нам, посмотрев фильм Георгия Данелии и Игоря Таланкина «Серёжа».
«Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись»
Прежде чем получить сан священника, праведный протоиерей Алексий Мечёв прошёл непростую жизненную школу. Он служил псаломщиком в московском храме на Знаменке. Ему приходилось топить печи, звонить, убираться в церкви и при этом часто получать незаслуженные выговоры от настоятеля. Юный Алексей Мечёв сносил всё с кротостью и благодарил Бога за уроки терпения. А своего настоятеля вспоминал с большой любовью. Став протоиереем и духовным наставником батюшка Алексий говорил своей пастве:
«Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись»
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Явление Мхцетского креста — один из древнейших праздников Грузинской Церкви
Грузия приняла христианство ещё в четвёртом веке. Значительно раньше Руси. Христианство на грузинской земле появилось благодаря миссии святой Нины, которая своей проповедью и чудесами убедила грузинского царя Мириама креститься самому и крестить свой народ.
Мириам был убеждённым язычником и долгое время не соглашался принять христианство. Более того, однажды он решил даже убить Нину и всех её единомышленников. Но получил вразумление от Бога — во время охоты в окрестностях города Мцхеты Мириама объяла сверхъестественная тьма. Спастись от нее он смог, только призвав имя Христа. Затем царь увидел на небе сияющий крест, который вознесся на вершину горы. Гора была недалеко от Мцхеты — на месте слияния двух рек Арагви и Куры. Впоследствии чудесный крест на вершине той же горы видели и остальные жители Мцхеты.
Царь Мириам вместе с семьей поспешил принять крещение. Таинство было совершено в речном потоке у подножия горы, на которой появился чудесный крест. В память о своем крещении, а также явлении креста Мириам распорядился поставить на вершине горы деревянный кипарисовый крест. Впоследствии вокруг креста поселились монахи, появилась обитель, которая так же, как и гора, стала именоваться Джвари — в переводе с грузинского «крест».
В поэме Лермонтова «Мцыри» есть такие строки: «Немного лет тому назад, Там, где сливаяся шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь». Поэт описывает то, самое место, связанное с крещением Мириама — гору и монастырь Джвари. Говорится о Джвари и в одноимённой повести Валерии Алфеевой.
В наши дни Грузинская Церковь считает день памяти явления Мцхетского креста великим праздником. Он отмечается в среду, после дня Святой Троицы. Центром празднования является главный храм Джварийского монастыря — Крестовоздвиженский собор.
Богослужение в нём совершает сам Патриарх-Католикос всей Грузии. Начало службы предваряет традиционный и ставший в наши дни многолюдным крестный ход, который начинается в Мцхете. Во главе шествия несут большое распятие, в него вставлены частички Креста Господня и креста святой Нины, с которым она путешествовала по грузинской земле и проповедовала Христа. По окончании богослужения грузины устраивают вокруг монастыря Джвари народное торжество, которое проходит весело, но без разгула. Во всяком случае, ни одного пьяного грузина я на церковных праздниках никогда не видел.
Все выпуски программы Вселенная православия
Певчие из Москвы. Наталья Сазонова
Я — из молодёжи девяностых. В то время многие мои ровесники приняли Крещение . Стали ходить в храм. Кто тайно, кто открыто. Мы объединялись и сплачивались вокруг Церкви. Восстанавливались храмы. Церковь нуждалась в кадрах.
Мои друзья поступали учиться в духовные школы. По окончании становились священнослужителями, певчими, иконописцами.
Тогда я считала, что возрождение Церкви — дело молодых. И как будто не замечала в храме старшее церковное поколение. Но однажды...
Мне позвонил друг — молодой священник. Рассказал, что месяц назад получил назначение на далёкий сельский приход. Приехал, говорит, на место, а на станции встречают: главный агроном бывшего колхоза и местные бабульки — вот и вся община. Пошли первым делом храм осмотреть. От увиденного опустились руки. Здание громадных размеров, полуразрушенное . В советское время в храме был кинотеатр.
Бабульки заверили: «Соберём народ, расчистим место для службы». И расчистили. Первую службу назначили на кануне воскресного дня, в субботу вечером. К службе тщательно готовились: алтарь обустроили, иконостас поставили, купили нужные церковные книги. Осталось певчих найти.
Батюшка знал, что моя сестра училась на дирижёра церковного хора и пела в храме. Поэтому и позвонил мне с просьбой — найти певчих.
Мы нашли еще двух человека и в вчетвером отправились на тот приход. Батюшка, встретил, привез в храм. Повел показать, где будем петь. Народ с разных деревень собрался.
храм полон. Люди расступаются, пропускают, шепчутся: «Певчие из Москвы приехали. Батюшка певчих-то из Москвы привёз!» Мы невольно ощущали нашу значимость в этой службе.
Встали за загородку для хора- клирос. Там уже две бабульки стояли. Одна чтец — Вера Николаевна, лет 70. Другая, певчая баба Анна, маленькая худенькая старушка с узенькими, почти закрытыми глазами.
Места для хора мало. Мы ноты разложили. Сами встали впереди, бабе Анне встать сзади предложили. Началась служба. Пели слаженно. И вдруг, выясняется, что у нас нет нужной книги, в которой текст молитв воскресной службы. Нам по ней петь, а её батюшкины помощники забыли принести из церковной сторожки. Поздно спохватились. А Вера Николаевна как будто не заметила нашего замешательства. Прочла нужный стих по своей книге и ждёт. Дальше мы петь должны, а мы молчим...
И вдруг голос бабы Анны; поет нужный текст. Все обернулись на бабу Анну. Голова ее была приподнята вверх, глаза закрыты, голосочек тоненький. Поет наизусть. Мы потом узнали, что бабушка Анна — почти слепая.
Когда она поняла, что поёт одна, смутилась, замолчала. Мы зашептали: «Пойте, пойте». Так баба Анна пела все нужные тексты наизусть, пока книгу не принесли. Я смотрела на неё с благоговением.
Какая величина духа и веры в этой маленькой старушке. Вот она — настоящая певчая! Певчая из далёкой глубинки. Она знала наизусть всю воскресную службу. Никакой недуг, никакая немощь не стёрли из её памяти слов молитвы. Она славила воскресшего Христа в своём сердце.
Мы не раз ещё приезжали к батюшке. Пели на службе. Баба Анна была непременно в храме, на клиросе. Становилась, по-своему смирению, сзади нас. Словно ангел-хранитель...
Умерла баба Анна в субботу вечером, под воскресный день.
Мы приехали с ней проститься.
Я смотрела на неё в последний раз и думала: возрождение Церкви- не только дело молодых. Это общее дело! Ведь сохранили её для нас вот такие бабы Анны! Сохранили своей верой!
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение