
Священник Сергий Круглов, известный современный публицист, поэт, лауреат литературной премии Андрея Белого, журналист и радиоведущий, на протяжении многих лет ведёт блог в интернете. С подписчиками и читателями батюшка делится своими размышлениями о духовном и житейском, рассказывает непридуманные истории и предлагает взглянуть на жизнь через призму Евангелия. Онлайн-дневник отца Сергия в сети Интернет пользуется большой популярностью, и однажды стал книгой — избранные записи из него вошли в сборник под названием «Стенгазета. Заметки из дневника».
Сходство блога со стенгазетой отметил один из комментаторов отца Сергия. Священнику понравился этот образ, и именно его он взял для заглавия своей книги. «Стенгазета и кружок читающих её, отталкивающих друг друга, дышащих друг другу в ухо, живо комментирующих написанное, — своеобразный символ живой соборности», — пишет батюшка в предисловии. И замечает, что возможности электронных технологий вряд ли когда-нибудь смогут превзойти живое общение. Ведь даже записи в интернет-блоге живут, пока их читают люди: далекие, но близкие, те, с кем ты не побоялся разделить заветное и важное.
Тексты священника Сергия Круглова отличает неформальный язык и неожиданный подход к темам. Отвлечённые, на первый взгляд, рассуждения попадают в самую точку и отвечают на вопросы, которые волнуют каждого. Например, в одной из глав отец Сергий размышляет об известном евангельском событии — воскрешении Лазаря. В Писании не упоминается о его особых духовных добродетелях и подвигах. А лишь говориться, что Лазарь был другом Христа. Иисус любил Лазаря. И из любви воскресил его, хотя тот уже четвёртый день пребывал в могиле. «Неужели не воскресит и нас, если любит нас, а мы — Его?» — резюмирует автор. И почему-то абсолютно ясно, что в этом вопросе уже содержится обнадёживающий ответ.
Ярко проявляется в книге и тонкий поэтический дар священника Сергия Круглова. Вот как, например, он описывает свои ощущения во время Литургии: «Когда стоишь у Престола, кажется, что пол собора покачивается под ногами... Храм — корабль, Престол в нем — штурвал, кресты на крыше — якоря, крепко держащие храм за небо. И в нерушимой незыблемости, в покое среди ревущей воды — и в непрестанном движении — удивительное, невыразимое...»
Священник Сергий Круглов подчёркивает, что тексты, вошедшие в его книгу «Стенгазета. Заметки из дневника», — не церковная проповедь и не форма миссионерства. Автор прежде всего попытался сформулировать то, что важно для него самого. Но будет искренне рад, если эти его мысли пригодятся кому-то ещё.
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема