Нередко родители стремятся во что бы то ни стало направить своих детей по собственному профессиональному пути. Они уверены, что действуют так из лучших побуждений. Сергей Петрович Боткин, знаменитый терапевт, никогда не принуждал своих детей заниматься медициной. Но из четверых его сыновей трое тоже стали врачами.
Сергей Петрович в юности собирался поступать на математический факультет. Изменить выбор его подтолкнула судьба: в год поступления вышел императорский указ, согласно которому недворянам разрешается свободный доступ только на медицинский факультет. Сергей Петрович был сыном купца, и про математику теперь можно было забыть. Но юноше не хотелось расставаться с мечтой поступить в университет, и поэтому он сдал экзамены по медицине.
Искусство врачевания, возможность с его помощью спасать людей сильно впечатлили молодого Сергея Петровича. Он посвятил медицине всего себя, работал «по 40 часов в сутки», как он сам говорил, и больше никогда не думал о том, чтобы заняться чем-то другим.
Главным продолжателем дела отца стал Евгений Сергеевич Боткин. Маленький Евгений сначала, как и отец, готовился стать математиком. С детства он наблюдал возле дома огромные очереди посетителей, желающих попасть к известному терапевту. На ребёнка всегда производили впечатление глаза этих людей, в которых горела надежда на помощь врача. Когда Евгений вырос и поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, он всё время вспоминал глаза пациентов своего отца. Но посетителей у дома Боткиных становилось всё меньше и меньше.
В последнее время Сергей Петрович реже принимал больных – его назначили лейб-медиком Александра Второго, то есть личным врачом императорской семьи. Это занятие занимало всё время пожилого Боткина, и ему часто приходилось отказывать пациентам, которые хотели попасть к нему на приём. В такие минуты Евгений всем сердцем желал помочь отцу и тем людям, которые были вынуждены уйти ни с чем. Поэтому, окончив первый курс университета, Евгений принял для себя судьбоносное решение. Он сдал экзамены и перешёл на медицинский факультет.
Сергея Петровича его поступок не огорчил, а наоборот, только обрадовал. Он радовался, что дети берут с него пример – врачами стали также его сыновья Сергей и Александр. Но радость была непродолжительной – в год, когда Евгений с отличием закончил академию, Сергея Петровича не стало. Строгий, казавшийся сухим человеком Евгений искренне рыдал на могиле своего отца и вдохновителя.
Никто бы не осудил молодого Боткина за возвращение к математике, но он не изменил давно сделанному выбору. Дав клятву Гиппократа, Евгений, как когда-то Сергей Петрович, полностью посвятил себя медицине. Поработав в Мариинской больнице для бедных, а после этого получив стажировку за границей, Евгений вернулся в Россию опытным врачом.
Через несколько лет грянула Русско-японская война. Евгений, неравнодушный к человеческим жизням, записался добровольцем и отправился на фронт. В этом он тоже повторил судьбу отца – Боткин-старший участвовал в Крымской кампании и лечил раненных солдат.
Евгений ужасался реалиям войны, но долг выполнял с честью. Вернувшись в Петербург, он узнал, что его назначили лейб-медиком Николая Второго. Сообщение Евгений выслушал с улыбкой: ведь и его отец занимал ту же должность, их судьбы снова пересеклись.
Боткин-младший ещё не знал, каким трагичным поворотом в его судьбе окажется это назначение. Он девять лет усердно выполнял свои обязанности, заслужив искреннее уважение Николая Второго и его семьи. Юных княжон и цесаревича Алексея Евгений полюбил, как родных детей. Поэтому когда Романовых схватили и сослали в Сибирь, лейб-медик Боткин отправился вместе с ними.
Евгения расстреляли вместе с царской семьей, хотя большевики предлагали ему уехать. «Я дал царю моё честное слово оставаться при нём до тех пор, пока он жив», – ответил им Евгений, зная, что его отец сказал бы в такой ситуации то же самое. Ведь настоящий врач никогда не бросает пациентов.
Жизнь Сергея Петровича и Евгения Сергеевича Боткиных оказалась во многом схожей, но не потому, что отец заставлял сына пойти по своим стопам. Данный Богом талант сына раскрылся во всей полноте благодаря любви и уважению к нему отца.
«Храмовая архитектура Северо-Восточной Руси. Юрьев-Польский, Боголюбово». Юлия Ратомская

У нас в студии была главный научный сотрудник музея архитектуры имени Щусева Юлия Ратомская.
Разговор шел о святынях Северо-Восточной Руси, об особенностях архитектуры домонгольской эпохи, кто и как строил тогда храмы, в частности, в районе Юрьев-Польского и Боголюбово.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о храмах Северо-Восточной Руси.
Первая беседа с Анатолием Оксенюком и Олегом Рыжковым была посвящена истории Георгиевского собора в Юрьев-Польском;
Первая беседа с Анатолием Оксенюком и Олегом Рыжковым была посвящена истории изучения и восстановления Георгиевского собора в Юрьев-Польском.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Общемосковский крестный ход». Архиеп. Савва (Тутунов)

У нас в гостях был председатель Синодального миссионерского отдела, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси архиепископ Зеленоградский Савва.
Мы говорили о дне памяти московских святых и о приуроченном к этому празднику общемосковском крестном ходе.
Все выпуски программы Светлый вечер
Псалом 80. Богослужебные чтения

Почему так непросто взять и начать жить по заповедям Творца? Почему так сложно всю свою жизнь подчинить Его Евангелию? На одну из причин указывает 80-й псалом, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 80.
1 Начальнику хора. На Гефском орудии. Псалом Асафа.
2 Радостно пойте Богу, твердыне нашей; восклицайте Богу Иакова;
3 возьмите псалом, дайте тимпан, сладкозвучные гусли с псалтирью;
4 трубите в новомесячие трубою, в определённое время, в день праздника нашего;
5 ибо это закон для Израиля, устав от Бога Иаковлева.
6 Он установил это во свидетельство для Иосифа, когда он вышел из земли Египетской, где услышал звуки языка, которого не знал:
7 «Я снял с рамен его тяжести, и руки его освободились от корзин.
8 В бедствии ты призвал Меня, и Я избавил тебя; из среды грома Я услышал тебя, при водах Меривы испытал тебя.
9 Слушай, народ Мой, и Я буду свидетельствовать тебе: Израиль! о, если бы ты послушал Меня!
10 Да не будет у тебя иного бога, и не поклоняйся богу чужеземному.
11 Я Господь, Бог твой, изведший тебя из земли Египетской; открой уста твои, и Я наполню их».
12 Но народ Мой не слушал гласа Моего, и Израиль не покорялся Мне;
13 потому Я оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам.
14 О, если бы народ Мой слушал Меня и Израиль ходил Моими путями!
15 Я скоро смирил бы врагов их и обратил бы руку Мою на притеснителей их:
16 ненавидящие Господа раболепствовали бы им, а их благоденствие продолжалось бы навсегда;
17 Я питал бы их туком пшеницы и насыщал бы их мёдом из скалы.
По мнению исследователей, только что прозвучавший псалом исполнялся на богослужении праздника Кущей, который по-еврейски называется Суккот. Он отмечался осенью, в период собирания плодов, и являлся напоминанием о тех событиях, которые произошли с Израилем после его избавления из египетского рабства. Тогда народ Божий сорок лет странствовал по пустыне и, соответственно, жил в походных шатрах, кущах. Поэтому во время праздника, который отмечался семь дней, евреи рядом со своими жилищами строили шалаши. В них они проводили праздничные дни. Кстати, эта традиция сохранилась в иудаизме до настоящего времени.
Содержание 80-го псалма — это напоминание о сорокалетнем странствовании по пустыне. Вообще, сам факт этого долгого путешествия весьма необычный. От Египта, где евреи были в рабстве, до Палестины даже пешком можно дойти за несколько недель. А тут целых сорок лет! Дело в том, что блуждания Израиля — это вынужденная мера. Господь запретил Моисею сразу вести евреев к границам Земли Обетованной. Люди не были к этому готовы. Они ныли и жаловались на неудобства, они вспоминали, как хорошо и комфортно им жилось в Египте, и роптали из-за того, как им тяжело сейчас. Более того, они постоянно сомневались в силе Творца и авторитете Моисея. И это несмотря на то, что им дали свободу, и на их глазах происходили поразительные чудеса. Начиная от десяти казней египетских, заканчивая чудесным спасением от войска Фараона и дарованием на Синае десяти заповедей.
Поэтому и говорит Господь в псалме: «Но народ Мой не слушал гласа Моего, и Израиль не покорялся Мне; потому Я оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам». Другими словами, видя, что евреи упорствуют в своём безумии и сопротивляются высокому призванию, Господь отступил от них. Они оказались предоставленными сами себе и навсегда остались в пустыне. В Землю Обетованную не вошёл никто, кто помнил рабство. В противном случае дух холопства и потакания своим старым привычкам обессилил бы и уничтожил молодую нацию. А потому и был необходим период карантина. В Палестину вошли те, кто вырос в пустыне, кто с детства научился доверять Богу, кто был независим от предрассудков и привычек своих отцов и для кого свобода не была тяжким бременем.
Несмотря на то, что 80-й псалом написан в далёкой древности, его послание напрямую касаются и всякого из нас. Это напоминание о том, что ту свободу, которую даровал нам Христос, сразу и целиком принять может не всякий. Не всякий с ходу может отказаться от старых привычек и всю свою жизнь подчинить Евангелию. Всегда будет период блуждания по пустыне. Это время, когда мы вынуждены приучать себя жить в состоянии независимости от прошлого. Вынуждены понуждать себя формировать в себе новые привычки. Учиться по-новому думать, говорить, действовать и чувствовать. И так день за днём. Причём не одну неделю. А годы. Это не просто. Ведь наша духовно нездоровая, зацикленная на себе натура очень инертна, она всячески противится новому. Однако по мере того, как старое мучительно умирает, новое нарождается. И Бог не откажется от нас, если мы сами своими действиями не откажемся от Него. Он рядом с тем, кто ищет и старается исполнять Его волю. И однажды Он доведёт его до той заветной границы, после которой начинается Обещанная Им Земля.