Вечная трагическая история: мужчина сильно за сорок уходит к совсем юной девушке, бросив постаревшую жену с ее горем и одиночеством. Это происходит со знаменитостями и жадно перемывается бульварными изданиями, иногда — с обычными людьми, про которых в газетах не пишут, а Вы узнаете об этом из чьих-то интернет-дневников или от знакомых. Это происходит как с людьми совершенно мирскими, так и с людьми церковными. В центре скандала может оказаться, например, известный кинорежиссер, которого христиане хвалили за образы веры и верности, созданные в его фильмах. Или преподаватель христианского ВУЗа. Это может оказаться просто Ваш хороший знакомый. В любом случае, это выглядит примерно одинаково.
Как сказано в Писании, «Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя» (Мал.2:13,14).
Почему люди (даже люди из христианской среды) так поступают? Как сказала одна из брошенных жен, «ему было уже сорок, а он хотел, чтобы ему было двадцать пять». Просто наступает момент, когда мы обнаруживаем, что меняемся с течением времени. Уходит физическая привлекательность, здоровье, и мы понимаем, что нам уже никогда не будет двадцать пять. Мы состаримся и умрем, как и все люди.
Человек оглядывается на свою супругу — и видит, что она уже не похожа на девушек с обложек, и это напоминает ему о том, что и сам он — далеко не юный красавец из рекламы. И тут змей внушает ему тоску и ужас от этого совершенно нормального и естественного факта. И гонит его искать какого-то утешения в самообмане. Нет, мне не за сорок, мне по прежнему двадцать пять и рядом со мной должна быть юная девушка.
Это всегда оборачивается несчастьем — да и как можно быть по-настоящему счастливым, оставив за собой нарушенные обещания и предательство близкого человека — и уж точно уход от жены не отменяет того факта, что нам больше никогда не будет двадцать пять.
Когда мы строим нашу жизнь на ложном основании и допускаем, чтобы ей правили ложные ценности, мы обречены на несчастье — временное и вечное. Есть путь спасения, путь веры, послушания, молитвы, упования на Бога, который приготовил нам вечное, неизменное, истинное счастье. И часть этого пути — процесс старения, духовного роста, приобретения мудрости, подлинно глубоких, зрелых отношений с нашими близкими. Как это было сказано еще на заре христианкой эры, «есть два пути — путь жизни и путь смерти — и велика разница между ними».
Путь смерти — это попытки обрести счастье там, где нас не ожидает ничего, кроме временного и вечного несчастья. Путь жизни — это путь веры и послушания заповедям Божиим. Мы решаем повиноваться Богу и сознательно ищем Его помощи, чтобы устоять перед лицом искушений. Тогда мы с миром, тихой радостью и надеждой примем дар старения.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема