
Фото: Piqsels
Великая милость Божия, дарованная свыше — так называл свой брак духовный писатель Сергей Нилус. С будущей супругой Сергей Александрович познакомился в Петербурге, в 1905 году. Дела привели его в Рождественскую больницу, где в то время располагались женские фельдшерские курсы. В одном из коридоров он столкнулся с дамой. Нилуса поразило её благородное, но вместе с тем простое и кроткое лицо. Дама оказалась попечительницей больницы и фрейлиной императорского двора. Звали её Елена Александровна Озерова.
Как вспоминали позже супруги Нилусы, в эту самую первую встречу им показалось, будто они знали друг друга всю жизнь. Сергей и Елена разговорились, и как-то само собою сразу выяснилось, что оба они — горячо верующие люди. Вера в Бога, и, конечно, любовь, станут прочным фундаментом их брака.
Предложение Сергей Александрович сделал Елене всего через несколько месяцев после знакомства. Она с радостью ответила согласием. Но помолвка вызвала переполох. В глазах светского общества этот брак считался неравным: выходя за мелкого дворянина Нилуса, Елена Александровна теряла свой высокий общественный статус. В дело вмешалась сама императрица Елизавета Фёдоровна. Она пресекла всяческие пересуды по поводу Сергея и Елены и благословила их брак.
Супруги обвенчались 3 февраля 1906 года. Елена Александровна оставила императорский двор и полностью посвятила себя супругу. Знакомые, которые ещё недавно отговаривали её от опрометчивого шага, теперь замечали, что в замужестве она расцвела душой, стала ещё добрее..
Через полгода после свадьбы Нилусы отправились в паломничество — в монастырь Оптина Пустынь. И задержались там на целых 5 лет! Они поселились в небольшой усадьбе при монастыре. Именно там Сергей Александрович начал писать свои первые духовные произведения. А Елена Александровна взяла на себя все хлопоты по хозяйству, чтобы муж мог спокойно творить. Вместе они посещали монастырские богослужения. Их дом всегда был открыт для гостей — и за чаем у Нилусов знатные люди из столицы сидели бок о бок с простыми крестьянами.
В Оптиной с Нилусами произошёл случай, который супруги называли чудом. Долгие годы Сергей Александрович боролся с пороком курения, и никак не мог оставить пагубное пристрастие. Но однажды заболела Елена Александровна. Температура поднималась до сорока градусов. «Тает моя радость, тает, как свечка», — горевал Сергей Александрович. В одну из особенно тяжёлых ночей он упал на колени пред иконой Божьей Матери, и, моля Богородицу об исцелении супруги, пообещал бросить курить. К утру жар у Елены Александровны прошёл, и она встала с кровати совершенно здоровая. А Нилус навсегда забыл про табак.
В 1912 году супруги переехали на Валдай. Там, в домике на берегу живописного озера, неподалёку от Иверского монастыря, они тихо и мирно жили. Те, кто бывал у них в гостях, говорили, что в семье Нилусов царил глубокий, живой евангельский дух.
После 1917 года, с приходом к власти большевиков, Нилусам пришлось претерпеть немало трудностей. Советская власть преследовала Сергея Александровича за его творчество и активное участие в церковной жизни. Писатель не раз подвергался арестам. Он говорил, что выдержать эти испытания ему помогала вера в Бога и любовь его жены.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема