
Фото: Piqsels
Великая милость Божия, дарованная свыше — так называл свой брак духовный писатель Сергей Нилус. С будущей супругой Сергей Александрович познакомился в Петербурге, в 1905 году. Дела привели его в Рождественскую больницу, где в то время располагались женские фельдшерские курсы. В одном из коридоров он столкнулся с дамой. Нилуса поразило её благородное, но вместе с тем простое и кроткое лицо. Дама оказалась попечительницей больницы и фрейлиной императорского двора. Звали её Елена Александровна Озерова.
Как вспоминали позже супруги Нилусы, в эту самую первую встречу им показалось, будто они знали друг друга всю жизнь. Сергей и Елена разговорились, и как-то само собою сразу выяснилось, что оба они — горячо верующие люди. Вера в Бога, и, конечно, любовь, станут прочным фундаментом их брака.
Предложение Сергей Александрович сделал Елене всего через несколько месяцев после знакомства. Она с радостью ответила согласием. Но помолвка вызвала переполох. В глазах светского общества этот брак считался неравным: выходя за мелкого дворянина Нилуса, Елена Александровна теряла свой высокий общественный статус. В дело вмешалась сама императрица Елизавета Фёдоровна. Она пресекла всяческие пересуды по поводу Сергея и Елены и благословила их брак.
Супруги обвенчались 3 февраля 1906 года. Елена Александровна оставила императорский двор и полностью посвятила себя супругу. Знакомые, которые ещё недавно отговаривали её от опрометчивого шага, теперь замечали, что в замужестве она расцвела душой, стала ещё добрее..
Через полгода после свадьбы Нилусы отправились в паломничество — в монастырь Оптина Пустынь. И задержались там на целых 5 лет! Они поселились в небольшой усадьбе при монастыре. Именно там Сергей Александрович начал писать свои первые духовные произведения. А Елена Александровна взяла на себя все хлопоты по хозяйству, чтобы муж мог спокойно творить. Вместе они посещали монастырские богослужения. Их дом всегда был открыт для гостей — и за чаем у Нилусов знатные люди из столицы сидели бок о бок с простыми крестьянами.
В Оптиной с Нилусами произошёл случай, который супруги называли чудом. Долгие годы Сергей Александрович боролся с пороком курения, и никак не мог оставить пагубное пристрастие. Но однажды заболела Елена Александровна. Температура поднималась до сорока градусов. «Тает моя радость, тает, как свечка», — горевал Сергей Александрович. В одну из особенно тяжёлых ночей он упал на колени пред иконой Божьей Матери, и, моля Богородицу об исцелении супруги, пообещал бросить курить. К утру жар у Елены Александровны прошёл, и она встала с кровати совершенно здоровая. А Нилус навсегда забыл про табак.
В 1912 году супруги переехали на Валдай. Там, в домике на берегу живописного озера, неподалёку от Иверского монастыря, они тихо и мирно жили. Те, кто бывал у них в гостях, говорили, что в семье Нилусов царил глубокий, живой евангельский дух.
После 1917 года, с приходом к власти большевиков, Нилусам пришлось претерпеть немало трудностей. Советская власть преследовала Сергея Александровича за его творчество и активное участие в церковной жизни. Писатель не раз подвергался арестам. Он говорил, что выдержать эти испытания ему помогала вера в Бога и любовь его жены.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Онежский Крестный монастырь (Архангельская область, остров Кий)
Одна из жемчужин Русского Севера — остров Кий. Он находится в заливе Белого моря юго-западнее Архангельска, в восьми километрах от Онежского полуострова. Кий в переводе с карельского языка означает камень и остров полностью соответствует своему названию — это гранитная плита, поросшая мхом. Её площадь — три километра в длину, пятьсот метров в ширину. Здесь нет проезжих дорог. Северные сосны цепляются крепкими корнями за скалы, в небе парят серебристые чайки и над всем царит глубокая тишина.
В южной части безлюдного острова расположен храмовый комплекс семнадцатого века. История его создания связана с именем патриарха Никона. В юности святитель подвизался монахом на Соловках. Из-за разногласий с настоятелем он покинул обитель на лодке. На море разыгрался шторм и молодой инок едва не погиб. Буря выбросила его на скалистый берег острова Кий. Никон установил на месте спасения памятный крест. А в 1656 году, уже будучи патриархом, вернулся сюда и основал монашескую обитель — Онежский Крестный монастырь.
Святитель не только лично выбрал место для строительства, но и принимал участие в проектировании церковного комплекса. Архитектурный ансамбль, похожий на крепость, органично вписался в суровый ландшафт острова. До наших дней здесь сохранилось несколько зданий: это мощный Крестовоздвиженский собор, церковь в честь Происхождения честных древ Креста Господня, с примыкающими к ней братскими кельями, двухъярусный храм Рождества Богородицы с массивной колокольней, а также несколько деревянных построек.
Удалённый от цивилизации Онежский Крестный монастырь служил молитвенным прибежищем для нескольких поколений иноков. Чтимой святыней обители почти три столетия оставался трёхметровый поклонный крест. В Распятие, изготовленное из кипариса, по велению патриарха Никона поместили частицы мощей православных подвижников и камни со Святой земли. Крест украсили иконами, написанными на Афоне, с изображением двенадцати главных христианских праздников.
Святыня находилась в Крестовоздвиженском соборе Онежского Крестного монастыря до 1923 года. Когда безбожники захватили власть в России и закрыли обитель, Кийский крест стал экспонатом Исторического музея в Москве. В 1991 году реликвию передали в столичный храм Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, там она хранится и поныне.
Онежский Крестный монастырь до сих пор остается недействующим. Однако, в 1991 году власти позволили православным освятить Крестовоздвиженский собор, в 2016-м под его сводами совершилась первая после долгого перерыва литургия. Верующие надеются, что когда-нибудь обитель, основанная патриархом Никоном на острове Кий в Белом море, возродится.
Все выпуски программы ПроСтранствия
26 октября. О важности хранения православной веры

26 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин обновления храма Успения Пресвятой Богородицы Новодевичьего монастыря в Москве.
После завершения Божественной литургии в обновленном храме Святейший Патриарх обратился к пастве с Первосвятительским словом, в котором говорил о важности хранения православной веры.
С Богом невозможно бороться. Те, кто борется с Богом, всегда являются неудачниками. Их Господь побеждает, может быть, не сразу, не мгновенно, чтобы не создавать иллюзии некоего фокуса, а постепенно, чтобы быть невидимой, рука Божья действует. Но действует так, что каждый, изучая историю и внимательно взирая на окружающую нас жизнь, может сказать: «Господи, Ты еси Бог, творяй чудеса един».
Вот мы, наше поколение, особенно старшее, вот эти слова можем и должны очень часто произносить и вслух, и в проповедях в храме, потому что это действительно те слова, которые отображают совершенно потрясающий религиозный опыт нашего народа в самые страшные, наверное, за всю историю человечества, включая даже языческие времена, времена гонений.
Всё в прошлом. А теперь нет никаких притеснений, никаких гонений. У власти люди православные, и кажется, что мы вошли в такой очень благоприятный исторический период. И это так. Но ещё раз повторю, кому дано больше, с того больше и спросится.
Сегодня мы должны служить за тех, кто не смог в полной мере отдать долг Господу и Церкви, за наших старших собратьев: архипастырей, пастырей и монашествующих, но которые сделали самое главное — сохранили веру православную, воспитали в этой вере часть нашего народа, что помогло всему нашему народу православному пройти через эти тяжелые исторические испытания.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 октября. О ложном стыде

В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда придёт во славе Своей и Отца, и святых Ангелов».
О ложном стыде — игумен Лука (Степанов).
Малодушному бывает свойственно испугаться и, представив своё отчуждение от современников, решить, что вряд ли стоит ему продолжать своёдвижение по пути ко Христу, если оказываешься тыне любимчиком, а, напротив, изгоем среди подобных себе.
Это вынужденное отчуждение бывает почти неизбежно при воцерковлении человека. Он расстаётся с бывшими друзьями и участниками всяких развлечений своих. Ему высказывают свои недовольства и родственники о том, что не так, как прежде, он соответствует их понятиям о правильном и весёлом проводимом времени жизни.
И объяснить что-либо бывает очень трудно, поскольку мотивация для того, кто изменяется в христианских законах бытия, связана с его верой. Только тогда, когда к самому человеку прикасается Христос и избирает сердце его к жизни покаянной, тогда может и признать в своём близком человеке, обратившемся, действительно, те мотивы справедливыми, которые прежде вызывали недоумение.
Так что надлежит вооружаться некоторой решимостью потерпеть отчуждение от близких всякому, кто встаёт на путь спасения.
Все выпуски программы Актуальная тема







