
Сергей и Алексей Ткачёвы «Детвора», 1958-1960 гг.
— Позвольте, пожалуйста, поближе посмотреть вот эту открытку.
— Вот эту, где пять девочек стоят на деревянных мостках над водой?
— Да, будьте добры.
— Отличный выбор! Берите, не пожалеете. 1963 год, восемь тысяч экземпляров. Можно сказать, уже антиквариат. Такая вещица украсит любую коллекцию. Я вам как букинист с большим стажем говорю.
— Честно сказать, я далека от коллекционирования. Меня открытка заинтересовала, как удачная репродукция картины Сергея и Алексея Ткачёвых «Детвора». У этой работы очень сложная цветовая гамма, а здесь она очень точно передана. И рябь на тёмной воде с яркими солнечными бликами, и золото неба, и сияющие на просвет платья девочек — словно крылья бабочек. Всё то, от чего становится тепло на душе у зрителя.
— Да, картина радостная! Смотрела на неё, и детство своё вспоминала. Я в деревне выросла. Летом с подружками с утра до ночи на улице пропадали. И в лес, и на луга сбегаем, и на речку, само собой. Так же вот, как девчонки на картине, босиком. Явственно помню чувство, когда под ногами горячие от солнца мостки, а от воды летят прохладные брызги. Картина, наверное, и написана в то время, когда я школьницей была. Какие это года — семидесятые?
— Нет, это произведение было создано раньше. Эскизы для него Сергей и Алексей Ткачёвы начали писать еще в 1948 году. Первые этюды десять лет пролежали в папке. В 1958 году художники вернулись к работе. Готовое полотно они представили на суд зрителей в 1960-ом.
— Удивительно! А выглядят девчонки точь-в-точь как мои подружки из семидесятых.
— На картине Ткачёвых нет особых примет времени. Маленькие героини изображены в контражуре, то есть против света, поэтому невозможно разглядеть детали одежды, причёски, выражение лиц. Четко видны только пять худеньких фигурок в ореолах лёгких платьиц. Босые ноги выстроились в ряд. Художники создали образ детства, понятный и близкий человеку любой эпохи. Запечатлели в идеале тот период жизни, когда помыслы чисты, а тревоги быстротечны.
— И радость даётся в избытке и без особых причин.
— Точно!
— А мне ещё вот что интересно. Вы говорите: «Ткачёвы написали, художники создали». Они что, вдвоём над одной картиной работали?
— Да, именно так. И это очень редкий феномен в истории живописи. Ткачёвы — родные братья. Они родились в деревне в Брянской области, Сергей Петрович — в 1922-ом, Алексей Петрович — в 1925 году. Вместе выросли. Во время Великой Отечественной старший ушёл добровольцем на фронт, младший работал в эвакуации в Свердловске на моторном заводе. После войны оба поступили в Московский художественный институт имени Сурикова. Во время учёбы и сложился их удивительный творческий тандем.
— А по отдельности они писали картины?
— Да, конечно. Ткачёвы оба — яркие, самобытные авторы, и по манере письма они отличаются. Сергей Петрович — мастер сюжетной живописи. Алексей Петрович — лирик, пейзажист. Солнечные блики, водяные брызги, тончайшие оттенки света — это его конёк. Каждый из братьев написал немало индивидуальных работ.
— А на стыке двух талантов рождались шедевры, подобные картине «Детвора». Хотелось бы на неё посмотреть. Интересно, где она сейчас хранится? Наверное, в какой-нибудь частной коллекции.
— Представьте себе, в Русском музее в Санкт-Петербурге! Искусствовед Василий Пушкарёв, который там был директором в 1960 году, счёл необходимым приобрести полотно Ткачёвых «Детвора» для экспозиции. Потому что, по его словам, эта картина наполняет душу радостью и светом.
Поможем завершить благоустройство храма в Донецкой области

Двадцать четыре дня священник Кирилл Морозов из города Волноваха, что в Донецкой области жил и молился вместе с паствой в погребе собственного дома. Это было в начале 2022 года. Когда внезапно начались обстрелы, люди находились в гостях у батюшки, да так и остались там. Вместе они совершали молебны, веря в спасение. Господь уберёг и людей, и дом.
Позже они узнали, что их родной храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» был частично разрушен. Город словно лишился духовной опоры. Однако эта ситуация людей не сломила, и они начали дружно возрождать дорогой сердцу храм. Так сложилось, что это место стало центром не только духовной поддержки, но и надежды. Сюда, в полуразрушенную церковь, со всей России стекалась гуманитарная помощь для жителей Волновахи.
Три года понадобилось для того, чтобы привести здание церкви в порядок. Но благодаря усилиям жителей города и поддержке благотворителей — всё получилось. Сегодня в стенах храма вновь совершаются богослужения и кипит приходская жизнь. А совсем скоро распахнёт свои двери воскресная школа. Осталось завершить благоустройство территории и изготовить большой киот, в котором будет хранится главная храмовая икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
Вы тоже можете внести вклад в это благое дело и поддержать храм в Донецкой области, который стал символом стойкости, веры и надежды для всего города Волноваха. Для этого переходите на сайт фонда Архангела Михаила, там размещена вся подробная информация и отрыт сбор.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Храмовая архитектура Северо-Восточной Руси. Владимир, Суздаль». Юлия Ратомская

У нас в студии была главный научный сотрудник музея архитектуры имени Щусева Юлия Ратомская.
Разговор шел о святынях Северо-Восточной Руси, об особенностях архитектуры домонгольской эпохи, кто и как строил тогда храмы, в частности, во Владимире и Суздале.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о храмах Северо-Восточной Руси.
Первая беседа с Анатолием Оксенюком и Олегом Рыжковым была посвящена истории Георгиевского собора в Юрьев-Польском; (эфир 01.09.2025).
Вторая беседа с Анатолием Оксенюком и Олегом Рыжковым была посвящена истории изучения и восстановления Георгиевского собора в Юрьев-Польском; (эфир 02.09.2025).
Третья беседа с Юлией Ратомской была посвящена особенностям домонгольских храмов Юрьев-Польского и Боголюбово. (эфир 03.09.2025)
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
Клуб единоборств «Архангел Михаил» в городе Черняховске
Все родители хотели бы видеть своих детей счастливыми, состоявшимися хорошими людьми. У каждой семьи есть свой особый секрет воспитания, каждый старается достигнуть этого постоянными усилиями, прилагая труды ко трудам.
В Черняховской епархии знают, что только своими силами, без помощи Божией, и тех людей, которые идут по пути веры, это невозможно.
В нашей программе мы расскажем о замечательном Клубе единоборств «Архангел Михаил», начало которому было положено в городе Черняховске при Кафедральном Соборе в честь Архангела Михаила, а продолжилось в Храме Благоверных Петра и Февронии в поселке Свобода, где мальчики и даже девочки учатся не только бороться, но и защищать свою Родину, молиться и любить всех, даже своих недругов. И, по наблюдениям, все они, во главе с Епископом Черняховским и Славским Преосвященнейшим Николаем (Дегтяревым) и руководителем Клуба «Архангел Михаил» иереем Никитой Фадеевым — очень добрые, миролюбивые, вдохновенные и жизнерадостные люди.

во время военно-спортивной игры «Архангельский рубеж 4.0»




с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом

в Сочи

с участниками военно-спортивной игры «Архангельский рубеж 4.0»


Все выпуски программы Места и люди