
Сергей и Алексей Ткачёвы «Детвора», 1958-1960 гг.
— Позвольте, пожалуйста, поближе посмотреть вот эту открытку.
— Вот эту, где пять девочек стоят на деревянных мостках над водой?
— Да, будьте добры.
— Отличный выбор! Берите, не пожалеете. 1963 год, восемь тысяч экземпляров. Можно сказать, уже антиквариат. Такая вещица украсит любую коллекцию. Я вам как букинист с большим стажем говорю.
— Честно сказать, я далека от коллекционирования. Меня открытка заинтересовала, как удачная репродукция картины Сергея и Алексея Ткачёвых «Детвора». У этой работы очень сложная цветовая гамма, а здесь она очень точно передана. И рябь на тёмной воде с яркими солнечными бликами, и золото неба, и сияющие на просвет платья девочек — словно крылья бабочек. Всё то, от чего становится тепло на душе у зрителя.
— Да, картина радостная! Смотрела на неё, и детство своё вспоминала. Я в деревне выросла. Летом с подружками с утра до ночи на улице пропадали. И в лес, и на луга сбегаем, и на речку, само собой. Так же вот, как девчонки на картине, босиком. Явственно помню чувство, когда под ногами горячие от солнца мостки, а от воды летят прохладные брызги. Картина, наверное, и написана в то время, когда я школьницей была. Какие это года — семидесятые?
— Нет, это произведение было создано раньше. Эскизы для него Сергей и Алексей Ткачёвы начали писать еще в 1948 году. Первые этюды десять лет пролежали в папке. В 1958 году художники вернулись к работе. Готовое полотно они представили на суд зрителей в 1960-ом.
— Удивительно! А выглядят девчонки точь-в-точь как мои подружки из семидесятых.
— На картине Ткачёвых нет особых примет времени. Маленькие героини изображены в контражуре, то есть против света, поэтому невозможно разглядеть детали одежды, причёски, выражение лиц. Четко видны только пять худеньких фигурок в ореолах лёгких платьиц. Босые ноги выстроились в ряд. Художники создали образ детства, понятный и близкий человеку любой эпохи. Запечатлели в идеале тот период жизни, когда помыслы чисты, а тревоги быстротечны.
— И радость даётся в избытке и без особых причин.
— Точно!
— А мне ещё вот что интересно. Вы говорите: «Ткачёвы написали, художники создали». Они что, вдвоём над одной картиной работали?
— Да, именно так. И это очень редкий феномен в истории живописи. Ткачёвы — родные братья. Они родились в деревне в Брянской области, Сергей Петрович — в 1922-ом, Алексей Петрович — в 1925 году. Вместе выросли. Во время Великой Отечественной старший ушёл добровольцем на фронт, младший работал в эвакуации в Свердловске на моторном заводе. После войны оба поступили в Московский художественный институт имени Сурикова. Во время учёбы и сложился их удивительный творческий тандем.
— А по отдельности они писали картины?
— Да, конечно. Ткачёвы оба — яркие, самобытные авторы, и по манере письма они отличаются. Сергей Петрович — мастер сюжетной живописи. Алексей Петрович — лирик, пейзажист. Солнечные блики, водяные брызги, тончайшие оттенки света — это его конёк. Каждый из братьев написал немало индивидуальных работ.
— А на стыке двух талантов рождались шедевры, подобные картине «Детвора». Хотелось бы на неё посмотреть. Интересно, где она сейчас хранится? Наверное, в какой-нибудь частной коллекции.
— Представьте себе, в Русском музее в Санкт-Петербурге! Искусствовед Василий Пушкарёв, который там был директором в 1960 году, счёл необходимым приобрести полотно Ткачёвых «Детвора» для экспозиции. Потому что, по его словам, эта картина наполняет душу радостью и светом.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер