У нас в гостях был духовник Алексеевского женского монастыря в Москве протоиерей Артемий Владимиров.
Разговор шел о том, нужен ли супругам духовник, какие вопросы семейной жизни стоит обсуждать со священником, а какие нужно решать самостоятельно, и насколько можно доверяться мнению духовника.
Тутта Ларсен
- Здравствуйте друзья, меня зовут Тутта Ларсен. Вы слушаете «Семейный час» на радио «Вера». У нас в гостях, протоирей Артемий Владимиров духовник Алексеевского женского монастыря в Москве. Здравствуйте батюшка.
А. Владимиров
- Приветствую вас.
Тутта Ларсен
- Мы с вами очень много раз, в наших всяких семейных беседах обсуждали как мужу и жене выстроить гармоничные отношения в семье. И всякий раз, одним из пунктов, одним из ингредиентов рецепта благополучной семейной жизни, являлось все-таки наличие в семье духовника, как некое такое. Некий, взгляд, что ли снаружи, некое третье мнение, способен помочь супругам, вот ну как-то вообще избавиться, от всех шероховатостей, и выстроить отношения, и главное объективно посмотреть на себя, и свой брак. Вот, мне и хотелось как раз сегодня поговорить о роли батюшки, в жизни семьи.
А. Владимиров
- Очень интересно.
Тутта Ларсен
- И тем более, что вы вот духовник даже целого монастыря. Но, это наверное разные виды духовничества.
А. Владимиров
- Учитывая, что наша самая молодая, в Москве обитель, родилась и раскрылась как цветок лотоса на базе прихода. С прихожанами, более 1000 человек, и более 25 летней давности. То, не столь уж велика дистанция. Потому, что у нас общеобразователь
Тутта Ларсен
- Я где-то слышала, что определение духовник, и духовный отец. Это разные вещи. Потому, что духовник – это тот батюшка, к которому ты постоянно ходишь, и который постоянно в твоей жизни часто появляется, и знает скорее такую, рутинно-бытовую часть твоего бытия. Духовный отец – это может быть такой священник, который может быть даже далеко находится, или ты к нему едешь к нему на Соловки, раз в несколько лет. И, который позволяет, помогает тебе разбираться, с очень такими, самыми сложными вопросами в твоей жизни. Так ли это?
А. Владимиров
- Градация может быть, и верная, мне бы хотелось пожелать нашим радиослушателям, чтобы у них был духовный отец в шаговой доступности. Но, само слово отец, все объясняет. В священнике должно присутствовать отеческое, и чуть-чуть материнское начало. Священник должен обладать той суммой и духовного, и житейского жизненного опыта, чтобы смотреть на бабку и дедку, как на своих собственных детей. А отец, не имеет нелюбимого сына, или нелюбимую дочь. Не предпочитает других, такому изгою, но всех обнимают, всех заключает в свои объятие, стараясь никого не обделить, и добрым словом, и строгим замечанием, и любовью, которая льется из его очей. Думается, что отец вырастает из духовника. Много духовников хороших и разных, но жизнь, которая все расставляет по своим местам, потихонечку выковывает из тоненькой ниточки, соединяя супружескую базу, с батюшкой который им приглянулся, и который оказал им внимание. Мало по малу, золотую цепь любви, когда становиться ясно, что ни какие перипетии, ни какие переезды, и переводы батюшек из России в Австралию, уже не в состоянии прервать эту пуповину, эту дорогу жизни.
Тутта Ларсен
- Вот вы упомянули такое хорошее слово, батюшка приглянулся. И очень часто, люди действительно решают, что вот этот батюшка мне больше нравится, по каким-то очень своим субъективным критериям. Особенно если люди пришли в церковь сами, и в достаточно зрелом возрасте воцерковились. Я сама, это помню, что я как раз выбирала храм, по шаговой доступности. Хотя мне хотелось ездить к другому священнику, в другой храм. Но, родился ребенок, было неудобно с ним мотаться. И мы стали ходить в тот храм, который был возле нашего дома. И я очень хорошо помню тот момент, когда я первый раз в жизни пришла к другим батюшкам. До этого я ходила все время к одному священнику, благодаря кому я воцерковилась, который крестил моего сына. И который был очень такой глубокий исповедник, и проповедник он был прекрасный. Он уже сейчас на пенсии, но у него был такой яркий приход, сплоченный. И каждая его проповедь, это было как-то то, что брало за душу, что-то такое не формальное, а человечное.
А. Владимиров
- Если не секрет
Тутта Ларсен
- Отец Иоанн (Вавилов).
А. Владимиров
- О да, мы дружны.
Тутта Ларсен
- Собственно это тот батюшка, который меня воцерковил. В чудесном храме Сергия в Крапивниках. И мне очень было страшно, после него такой глыбы, такого батюшки с философский образованием.
А. Владимиров
- Батюшка событие.
Тутта Ларсен
- Событием, да. Мощным, харизматичным очень. Идти куда-то, к кому-то еще. И вот, я захожу в наш храм в троице, и там два батюшки к одному длинная очередь, а ко второму почти никого нет. Я думаю, пойду я к тому, у кого никого нет, неохота с ребенком в очереди стоять. И батюшка, к которому все стояли, он такой был осанистый, с длинной с проседью бородой, было видно, что он опытный пастырь. А тот к которому я намылилась, молодой, рыжий с короткой бородкой, красивый такой. Если бы не ряса, я бы его в жизни батюшкой не назвала бы. Ну, и в итоге я встала к нему, там было три человека. А меня узнала матушка, она из свечной лавки подходит ко мне и на ушко говорит: ну что же вы к этому молодому отцу встали. Он у нас совсем недавно служит, идите к отцу Александру, он такой прекрасный батюшка, у него столько народу, он прекрасный проповедник. Я думаю, нет буду стоять здесь. И удивительным образом, этот батюшка, к которому я тогда встала в очередь, и абсолютно по такому очень нехристианскому принципу, что бы побыстрее очередь прошла. Оказался тоже прекрасным батюшкой, и сейчас духоводит нашу семью, и каким-то удивительным образом. Он, был полной противоположност
А. Владимиров
- Продраили, пожучили…
Тутта Ларсен
- Да, а он нет. А потом глядишь, что оно все, все равно так и надо. Видимо горе от ума мое, оно нуждается в таком пасторе, который бы очень простыми вещами ставил меня на место. Но, я очень много говорю о себе, прошу прощения, потому, что все равно всякий раз…
А. Владимиров
- Это самый интересное и есть, потому что автобиографическ
Тутта Ларсен
- Бесценно.
А. Владимиров
- Бестселлер.
Тутта Ларсен
- Да, бестселлер. Особенно, прекрасных батюшек, таких как отец Артемий Владимиров.
А. Владимиров
- Вы очень хорошо воспитаны, почти верю вашим комплементам.
Тутта Ларсен
- Но, я к чему всю эту длинную речь говорила. К тому, что мне, оно как-то таким Божьим промыслом свезло, встречаться с хорошими отцами, с хорошими духовниками. Но, очень часто вопрос возникает у человека, который приходит в церковь, как найти своего батюшку. И ведь, конечно же, принцип тот у кого очередь короче на исповедь. Или того, что просто симпатичный, или понравился, это наверное не совсем верный критерий.
А. Владимиров
- Я, вам про себя расскажу. Когда я был студентом университета, и уже прирос к храму. У меня возникла внутренняя потребность иметь отца, духовного. И было много батюшек, хороших и разных. И тех, кто первый раз мне встретился на пути. Но, к кому я не приставал, кого я не просил, все как-то поворачивались ко мне, кто боком, кто тылом. От священника, тоже что-то зависит, в какую меру он открывается навстречу словесной овечке, бе-е-е-е, бе-е-е-е, я сирота. И вы знаете, мучился долго, потому что назрела потребность не просто на ходу рассказать, что-то набравшееся в течение недели. Но, судьбоносные вопросы у каждого из нас живут в сердце. И отвечая, на ваш вопрос как выбрать батюшку, я думая, что хочется какую-то аналогию провести с выражением «Браки заключаются на небесах». Ну, не без промысла Божьего, не без какого-то указующего перста это бывает. У меня, это было совершенно необычно. Потому, что зная уже всех самых замечательных батюшек в Москве. Однажды юношей, после вечерней службы, я остановился на ступенечках. Вдруг вижу, передо мной стоит, явно батюшка. Хотя, он был уже в плаще, подрясника не было видно. Осанистая, покладистая борода, светлые глубокие глаза. Конечно, мы инстинктивно люди воцерковленные, ручки сразу складываем, лапки, батюшка подай копеечку, благослови. Ну, что же, вот тебе благословение, Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа. И произошло чудо, меня осенила такая щенячья радость. Я понял, что это он, кому интересно дорогие радиослушатели, книжку свою рекомендую, а почему бы и нет. Бывает смирение в том, чтобы скромничать, а бывает, чтобы прорекламировать
Тутта Ларсен
- Вы слушаете «Семейный час» на радио «Вера». С нами протоирей Артемий Владимиров. Говорим о том, как выстроить отношения семье со своим духовником. И все-таки, еще немного о выборе духовника. Получается, что просто надо молиться и ждать, пока Господь тебе пошлет твоего батюшку.
А. Владимиров
- На печке не седеть. На Бога наедятся, сам же не плошай. Под лежачий камень вода не течет. Семь раз отмерь, один раз отрешь. И когда мы приходим к священнику, то многое само себя открывает. Даже как священник поведет себя, по отношению к вам. Вот я студентом филологом, третьего курса, где-то у метро Рижская, храм Знаменье. Стою на исповедь, у меня запотевшая бумажечка с десятью грешками. Батюшка с роскошной гривой, просто какой-то Самсон, какой-то средневековый, итальянский портрет молодого мужчины. Смотрит на меня, довольно холодным, колючим взором. Я раскрываю эту бумажечку, вот как зайчик, которого сейчас боргом Владимир Ильич утопит в мартовском половодье. Что ты мне тут бумажки разворачиваешь? Я еще слово не произнес, поезжай в Лавру со своей бумажкой, там тебя будут слушать ученые духовники. Ну, немножко, на мой взгляд, неадекватная реакция. Но, я был уже достаточно воцерковленым человеком, чтобы не обижаться на батюшек. По моей градации, есть батюшки замечательные. Это те, кто все-таки дают вам возможность сказать ваши грехи. Есть батюшки выдающиеся, это те кто в ответ вам скажет два, три слова. А есть батюшки гениальные, которые выслушав вас, еще обнимут вас, благословят вас. И так вам улыбнуться, что вас захочется вернуться к ним назад.
Тутта Ларсен
- Но, можно как-то, я не знаю. Вот если ты ходишь, ходишь в разные храмы, к разным батюшкам. Вот приглянулся тебе, какой-то один, что надо подойти к нему, и сказать возьмите меня в духовные чада. Или просто начать постоянно к нему ходить, и он сам тебя примет.
А. Владимиров
- Знаете, даже холодильник не выбирают с первого прихода. Но, обнюхивают, осматривают. И конечно, такие ответственные вещи, как будьте моим духовным отцом, язык не провернется произнести прежде, чем мы не узнаем друг друга. Ну, впрочем, мы сейчас немного сбиваемся на психологический такой аспект. Могут быть батюшки толстые и тонкие, старые и молодые, курчавые и совершенно лишенные растительности на голове. Но, главный критерий, по которому, в общем-то, выбирают духовника. Священник должен быть верным сыном Матери Церкви. Жизнь священника должна, в идеале соответствовать его словам. Мы всегда получаем какое-то извещение. Если сам батюшка, это раб Божий который предстоит небесному отцу, молится ему. Если он действительно не запускает сою душу, но хочет чтобы она была как невеста пред лицом жениха, Христа. Вот тогда, сердце «пасомого», или «посомой» получает извещение. И нас как будто бы какой-то магнит притягивает. Потому, что на лице священника, в его глазах сияют тайные добродетели. Смирение, простота, которую вы сейчас упомянули. Внутреннее целомудрие, любовь как венец всех добродетелей, рассудительность
Тутта Ларсен
- Если молодые решили пожениться, и они церковные люди. И у каждого из них, есть духовный отец. Как вообще тогда определить, кто будет окормлять семью.
А. Владимиров
- Тонкий вопрос, и достаточно болезненный. Потому, что если я знаю, что у меня есть отец духовный. Ну, могу ли я его забыть? Могу ли я перестать к нему ходить. Если жизнь выковала нашу незримую связь, взаимных трудов, взаимного смирения и любви. То же самое примерно бывает, когда человек выбирает иноческий путь. И ему говорят в монастыре, иногда так бывает. Забудь, все что у тебя там было. Вот тебе духовник, новая жизнь с чистого листа. Но, если вы выстрадали духовного отца, и мучились как я, неприкаянная Казанская сирота. И вы обязаны ему, просто тем, что вы есть. Обязаны ему духовным здоровьем вашим. То, конечно не кидаются духовными отцами. И умные священники зная, безусловно, о пользе окормления семьи в одной инстанции, никогда не будут тянуть одеяло на себя. И жизнь, мало по малу расставит все по своим местам, как это случилось в вашей биографии. Действительно мамочка, это подвижник не высыпающийся, 4 раза ночью проснуться, с ребеночком она милая не расстается. Не до жиру, быть бы живу, добежать бы до ближайшего храма. Успеть и самой три словечка сказать, чтобы приобщиться Святых Христовых тайн. Тем не менее, бывает именно так, что я по необходимости вместе с супругой бываю у священника ее. Но, конечно там, в глубинах моего сердца, написано имя духовника, молитвами которых я жив. Я, сейчас говорю абстрактно. И батюшки должны очень хорошо чувствовать тонкость этой материи, и никогда не внедряться как слон в посудную лавку. Так, теперь ты приписан по территориальному признаку к нашему приходу. Дореволюционная ситуация.
Тутта Ларсен
- Но, бывает что супругам сложно все равно решить, кто будет из двух любимых ими батюшек окормлять семью. Может быть, тогда есть смысл, выбрать третьего, совсем нового, который будет именно вот это новое образование супружеское вести духовно.
А. Владимиров
- Так наверное бывает у французских куртизанок. Один фаворит охладел, нужно срочно прилепиться к герцогу Букингемскому. Жизнь действительно представляет нам бесконечное число сюрпризов. Все течет, все изменяется. А мне вот нравиться когда, батюшки дружны между собой. Как скажем отец Дмитрий Смирнов, отец Владимир Воробьев и Владыка Пантелеймон. Это троица самых заметных пастырей. Когда я учился в университете, привлекала преимущественно мое внимание. У них даже было братство «Всемилостивого Спаса», куда входили их три прихода. И очень часто, мы видели их в домашней обстановке. Или на каких-то церковных юбилеях, вместе собравшихся, задавали им вопросы. В этом смысле, наверное, неплохо очень важную тему поднять. «Пасторского единомыслия». Часто люди нам говорят: ой батюшка, я задавала вопрос тот же, что и вам другому священнику. Он ответил мне совсем иное. У меня уже голова кругом идет. Действительно, священник это человек. Есть сангвиники, есть холерики, у каждого свой фенотип, генотип. И в это смысле, если я знаю, что вы овечка окормляющаяся у другого пастыря. Я буду очень деликатен в ответах своих, буду очень внимательно прислушиваться к вам. И мои ответы, коль скоро вы задаете мне вопросы, будут иметь общий характер. Важно не нарушать, важно не выбить из седла какой-то индеведуальной свей установкой. Но, просто дать вам добрый импульс радости, мира и любви. Думаю, что нейрохирургия, уступает по своим технологиям, когда речь идет об операциях, в терапевтическом воздействии, пасторскому делу.
Тутта Ларсен
- Если говорить еще и о том, какой батюшка может в большей степени, что ли адекватно руководить, помогать духовной жизни семьи. То, это скорее приходской священник, у которого, у самого есть семья, дети и такой житейский опыт. Или все-таки, скорее монашествующий, у которого может нет семьи, бытового такого с тобой сходства. Но, зато более глубокая духовная жизнь.
А. Владимиров
- Есть такие, весьма рациональные суждения, что от образа жизни священника, все-таки зависит, как он наставляет людей. И я например, будучи духовником обители. Общаюсь и с иночествующими лицами, иногда встречаю где-то, а стороне такое суждение. Да, что вы там к отцу Артемию идете, он все-таки белый священник. Давайте ищите себе, какого-то отцы пустынника. Ну, мы выбираем, нас выбирают. На самом деле, конечно что-то и определяется тем насколько ты владеешь вопросом и сам к нему причастен. Но, в пасторстве, думаю главное значение смирение пастыря пред Богом, пред людьми, и любовь к Господу и людям. И конечно, есть множество примеров, когда какой не будь отец игумен, со своими чадами как с детьми возиться. Бог даровал ему такую светлую манеру общения. И благодаря глубокой внутренней молитвенной жизни, он почти, что пронизывает своим взором из сердца. И предугадывает настроение городских жителей. Вот такой замечательный пример, отец Варсанофий Оптинский, из живосвятых. Он из военных, аристократов, владел прекрасно жанром литературной беседы, экспромтом. Не чужд был поэтического дара. К нему ездила в скит, вся Москва. И Михаил Чехов, и аристократы. Потом после 1917 года, ринулись все искать там духовное убежище. А вот, отец Алексий Мечев, пастырь свыше естественными способностями. Он говорил: мы не богословы, но мы богаты слезами. И мера его сочувствия человеку, а нам сочувствие дается, как дается благодать, свыше, через постоянный труд. Была удивительной, представьте себе, что путаники в философско-религ
Тутта Ларсен
- Продолжим нашу беседу через минуту.
Тутта Ларсен
- Вы слушаете «Семейный час» на радио «Вера». С нами духовник Алексеевского женского монастыря в Москве, протоирей Артемий Владимиров. Мы говорим о семье и духовнике. Все-таки духовник в семье, это тот человек который в большей степени общается с супругами, ну может быть там еще с подросшими детьми. Или это человек, который прямо, вся семья ходит с детками, бабками, братьями сестрами, племянницами, тетушками и прочее.
А. Владимиров
- До революции, когда не был в такой степени разрушен быт, уклад. А в каждом сословии он был свой. Давайте вспомним, что в каком не будь XVII столетии, царь батюшка, Алексей Михайлович просыпался на своей половине во дворце кремлевском. И батюшка уже к нему подходил, в золотом блюдечке святая вода. Окропил царя, и исповедовал его. Не приснился ли тому цыган, не испытывал ли он какого-то смущения во сне. И благословлял его на целый день государственной деятельности. Конечно в идеале, если Бог дает священнику долгожительство. Священник, я вот уже дорос в своем пасторском деле до того, что внуков уже исповедую. Тех кого, когда-то повенчал, и это конечно здорово. Потому, что традиция, это уже какое-то внутреннее соответствие. Когда дети эстафетную палочку принимают от родителей. Это уже такая мера доверия, что сваргань CNN какой не будь компрометирующий ролик про духовника, не поверят. Потому, что знают домочадцы своего пастыря как отца. Но, не всегда так получается. Мне хотелось бы особенно выделить такую грань нашего разговора. Сегодня люди заражены статическим электричеством. Помните Лермонтова. Мне грустно потому, что весело тебе. Ведь часто такие перепады температур, такая разность потенциалов. Иногда муж с женой, извините не как две пушистые овечки, а как кот с дикой собакой Динго. Приходят выяснять, требуют участия священника как третейского судьи. Потом каждый в тайне наедятся на партийные отношения батюшки. Вот я вас поддержу, а вас сейчас оболью горечью призрения. И насколько же тонкой должна быть позиция духовника, чтобы каждому посочувствовать. Да, нелегко вам Иван Иванович, да вам памятник пора ставить, что вы не ответили на провокацию провокацией. А все-таки улыбнитесь, вы же сами выбрали Мегеру Петровну, и некогда сказали I Love you, и взяли в свои мозолистые руки ее хрупкую и нежную душу. Короче, священник мне кажется, это немножко и Сергей Лавров, и Сергей Шойгу. Когда нужно калибрами бабахнуть, и сказать слово правды, сделать это. А иногда, и улыбнуться, и помолчать, или просто прижать к себе обоих супругов, уже состарившихся. И никак не потерявших навыков выяснять отношения, вот наверное и есть то отцовство, которое дается нелегко, но имеет благодетельные плоды. Если от вас супруги уходят какие-то умиротворенные, утешенные. От ласки бывают веселые глазки, то и вы чувствуете приток Божьей благодати в собственном сердце.
Тутта Ларсен
- Насколько глубоко, вообще священник, который окормляет семью должен погружаться в ее жизнь. Потому, что понятно, когда какие-то духовные вопросы люди приходят там в грехах кается, или в конфликтах, священник действительно как третье лицо. Как такой судья независимый, помогает им разрешить. Но, ведь очень часто люди просто к духовнику, с какими-то совершенно бытовыми вопросами. Покупать, не покупать автомобиль, менять не менять жилье. В какую школу отдавать ребенка.
А. Владимиров
- Смотря по тому, какой у духовника профиль. Кто он физик или лирик, технарь до мозга костей или Иван Бездомный не признанный обществом поэт.
Тутта Ларсен
- Нет, просто священник, у которого более близкие отношения с Богом, и он может замолвить словечко.
А. Владимиров
- От, батюшки требуется большой такт, который я наблюдал у своей любимой тещи, увы почившей. Когда мы, с будущей матушкой начинали выяснять, и весьма громко в нашей Хрущевочке отношения. Она сидела за стеной, и все это слышала поневоле, и затем мы шли как согрешившие Адам и Ева, желая привлечь ее к нашим разборкам. Она, тогда член партийной организации, кого-то химического исследовательско
Тутта Ларсен
- Бывает, что священник дает какие-то такие неоднозначные и суровые рекомендации. Например, ты должен найти новую работу, эта работа не соответствует твоей православной жизни. Или вот, женщина не ходи больше в брюках, носи только юбку. Или рожайте детей, сколько Бог дает, и не вздумайте вообще никаким образом свою эту жизнь ограничивать. Но, люди не всегда готовы к таким резким вмешательствам в свою, ну казалось бы не совсем духовную, а может быть бытовую или профессиональную жизнь.
А. Владимиров
- Иногда резкость, может быть, бывает и хорошо, когда речь идет об отчленении зараженной гангреной ноги, и речь идет о спасении человека. Но, например молодая девушка, вот я полюбила Митрофанушку. Он хорош собой, сын богатых родителей, но уже два года сидит на героине. Батюшка как мне с ним вообще водить дружбу, или нет. И священник, наверное, как отец имеет право сказать, что-то очень определенное. Тем паче в Евангелие сказано, если правая рука тебя соблазняет, отсеки ее. Но, не всегда это бывает продуктивно. Потому, что хозяин барин. Ваше слово товарищ Маузер, вы сами в ответе за свои дела и поступки. И поэтому, чем мудрее священник, тем он скажет глубже. Ведь никому, же в тех вопросах, которые вы сейчас обрисовали, в тех проблемах никогда, никого не возмутит такой подход. Вы знаете Танечка, я в этой ситуации поступаю, так. Для меня вопрос решен однозначно, я выбираю это, по английские скажешь, особенно на духовных чад это действует. Ну, а что касается работы то мне нравиться ответ одного мудрого священника. Дитя мое, или Татьяна Петровна не надейтесь, что ваши труды по сниканию насущного хлеба, всегда оформятся в какое-то призвание, что это ваш пик вдохновения. Иногда на работу нужно смотреть и как на ремесло. А это дело утомительное, не всегда вдохновляющее. Но, с этим нужно смериться, и уметь благословлять каждый день и час своего бытия. Арбайтан, вкалывать нужно всем. Но, конечно с надеждой на милость Божью.
Тутта Ларсен
- Что делать, если священник какую-то дал рекомендацию, а какой-то может быть даже настоятельный совет. Или руководство к действию. А кто-то из супругов с этим не согласен, и возникает какой-то такой конфликт, да. Вот как вы говорите партийность, вот как вы говорите одна половина с батюшкой с одной стороны, а другая с другой.
А. Владимиров
- Да, да, да. Здесь нужно изучать «терро инкогнито», это поле семейной жизни. И если батюшка сам на мине подорвался, то совет его не был с восторгом встречен другой половиной. Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет. Мы действительно должны боятся нарушать баланс единомыслия. Знаете, женщина прямо вся дышит благочестием, прямо вся тает от любви к Богу, и к духовнику прости Господи. Ну, какое-то душевное пристрастие может быть даже. А мужчина другая фактура, кусок базальта, и он и он может быть достаточно критичен в отношении всех советов, которые пройдя через призму жененного сердца, представляются ему либо анахронизмом, либо чем-то наивным. Поэтому, батюшкам дай Бог такой проницательности
Тутта Ларсен
- Вы слушаете «Семейный час» на радио «Вера». У нас в гостях протоирей Артемий Владимиров, говорим о духовнике и семье. Если батюшка видит, что он дает какие-то советы, а супруги не выполняют. Он же может и обидеться, и сказать, ищите другого себе духовника, я не буду вас больше окормлять.
А. Владимиров
- Среди нашего цеха, немало есть таких категоричных, перфекционистов, особенно в первые пять лет священства. Батюшка в праведном гневе, поднимает указующий перст, гром и молния, земля трясется. Гром гремит, земля трясется, поп на курице несется. Но, глядишь, через пять лет такого брутального исповеднечества, батюшка один в пустыне. За что боролся, на то и напоролся, все вызжено напалмом. К нему люди боятся подходить, он похож на трансформаторную будку, череп кости, не подходи убью. Настолько я строгий и принципиальный. Здесь опять-таки, священник иногда просто будет придерживаться молчания. Батюшка только покивает так сокрушенно головой скажет: чадо вы мои чадо бедовые. Да вразумит и помилует нас Господь. Идите с Господом, и вот вам еще и от меня колокольный звон, конфеты такие. Или какой не будь «Шармелька», потому что бывает, что если не доходит через слово, то невербальные действия могут смягчить того или иного. Цветок ли подаришь, розочку вынешь из вазы. Или передашь мужу мишку на севере. А чуть он смягчился немножко, то другой мишка в лесу. И конечно не батюшкам впадать в состояние оскорбленного самолюбия. Наша цель, все-таки не потерять наших прихожан. Но, помочь сохранить им ниточку, которая поверх священника или через сердце священника связует их со Христом и матерью церковью.
Тутта Ларсен
- Мы, уже говорили с вами сегодня, что священник тоже человек. И в меру своего образования, каких-то своих талантов, характера. Он тоже может быть совершенно, одним с одними людьми, и другим с другими. И, здесь тоже есть некая сложность. Потому, что какой-то батюшка любит спорт, и к нему ходят духовные чадо. И он, позволяет ей Йогой заниматься, а ему карате. А какой-то батюшка спортом не занимается и считает это не обязательным в жизни. И вот, человек ходил там всю жизнь, каким-то серьезным спортом занимался, а он говорит: не ходи туда больше, это у тебя много времени от семьи отнимает, лучше с детьми математикой займись. По такому принципу, наверное тоже сложно выбрать батюшку, который тебе подойдет. А с другой стороны получается, какой-то блат, да. То есть, если батюшка тебе близок какими-то своими установками, своим образом жизни, я не знаю, своим образованием. Склонностью к гуманитарным или математическим наукам, то он тебя. Как-то проще к тебе относится и легче с тобой общается.
А. Владимиров
- Все-таки мне хочется еще раз оценить мысль, что священник это не барин, а духовные его чада, прихожане, не крепостные. Это не малые дети, за которых родители призваны, действительно решать все жизненно важные вопросы. Батюшка может высказать суждение, совет. Может высказать свое отношение, но в делах неоднозначных, я конечно против того, чтобы мой прихожанин, по чакрам вызывал Кундалини, из своих чресел. И через третий глаз, выводил какую-то космическую энергию, потому что да, я буду ходить к нему на Матросскую тишину, улица Потешная, психиатрическая больница. Мы не можем оставить наших детей, с последствиями занятий Агни-йогой. Но, все-таки нужно предоставлять христианину самому двигаться по православной стезе, я вот знаю во Владивостоке, замечательный батюшка, отец Сергий. Выстроил сам гимназию, храм Кирилла и Мефодия. Он сам мастер спорта по футболу, и очень скорбел, что в его нововыстроенный храм приходят мамаши с детьми, а пап нету. Они, суровые моряки, ловят камбалу, кальмаров, может быть там в порту разгружают карго, какие-то. И, что вы думаете, собрал всех пап на мини футбольном поле, один против пап. Всех их обыграл, в папах заговорила кровь. Через два года, все папы были венчаны и воцерковлены, потому что мы ведем, апостолы рыбаки по профессиональном
Тутта Ларсен
- Вы сегодня уже говорили не раз, о том, что взрослые люди должны понимать меру своей ответственности. И не требовать от батюшки решать за них, их какие-то житейские, бытовые вопросы. Но, очень часто ведь от батюшки требуется где-то быть психологом, где-то и педагогом. Особенно когда детей к нему приносят, где та грань, где та компетенция батюшки, за которую не стоит перепрыгивать.
А. Владимиров
- Ой, у меня есть ответ на этот вопрос. На Руси действительно, на священников смотрят как на универсалов. Мы уже как-то об этом говорили, и считают люди православные, что если ты священник, все области для тебя открыты. От конструирования космических двигателей, до проблем Улюкаева. Министра экономического развития финансовые проблемы, когда к вам подходит человек, смотрит на вас как Пьеро грустным взором. Отец Артемий, вы моя последняя надежда. Что случилось? Мне нужно завтра в три часа, отдать 45 тысяч долларов, мне рекомендовали вас.
Тутта Ларсен
- Господи помилуй.
А. Владимиров
- Ах, ну я всегда перевожу стрелку на Николая Чудотворца. Вот у нас есть святой, попросите его хорошенько, без ответа не останетесь. А вот недавно меня вызвали в следственный комитет. Вернее МВД Центрального района. Ну, Слава Богу как свидетеля. Я недоумевал, что священник забыл в этом специфическом заведении, куда подают только по паспорту, и нужно очередь выждать. Оказалось, какая-то бабушка в 2001 году подошла ко мне, я уже и не помню ее даже не по фамилии, ни по фото. Взять благословеннее на продажу квартиры. Бог благословит вас, что еще тут может священник ответить. Батюшка у меня все буде хорошо, ну вы только позаботьтесь, чтобы никто не обманул вас. Пусть все будет хорошо. Что-то ей не понравилось, хотя как я понимаю ее не обидели. Видимо там было открытое какое-то юридическое поле, и еще что-то такое, в тени какая-то договоренность. Короче говоря, в огромном следственном деле, она обжаловала результат, она упоминала отец Артемий. И следователь решил разработать эту версию. Может быть, я в числе обидчиков бабушки. Оказывается, что я произнес пророчество. Все будет хорошо. А вот не выгорело, как бабушке хотелось, и четыре часа провел у следователя в кабинете. Так, что сегодня, когда ко мне подходят с юридическими вопросами, финансовыми вопросами, правового характера. Я, вы знаете, говорю, Бог вас благословит, ищите специалиста. Батюшка, а вы как думаете, как мне двушку сделать трешкой. А это к Николаю Чудотворцу, пожалуйста.
Тутта Ларсен
- Еще говорят Даниил Московский, очень поддерживает в таких вопросах.
А. Владимиров
- Все вопросы по Московской недвижимости, связаны с Даниилом Мостовским.
Тутта Ларсен
- Хотела еще в завершение нашей беседы спросить о неформальном отношении с духовником. Мне рассказывали, что в Греции, например, в какой не будь деревушке. Там местный священник, он просто такой, абсолютный герой всегда, всех праздников, вех семейных застолий. Он может просто идти по улице, и ему здесь кофейку нальют, здесь ему шанежку какую-то выдадут, здесь за стол поставят, здесь рюмочку раки нальют. То есть он действительно, в курсе всего, что в доме происходит. Как у кого собачек зовут. Конечно, батюшка в каком-то Московском приходе не имеет возможности так.
А. Владимиров
- Имеет, имеет.
Тутта Ларсен
- Имеет? А надо ли это?
А. Владимиров
- Все зависит от вашей конституции, от вашего устроения души, от того какой вы человек.
Тутта Ларсен
- Но, надо ли, чтобы батюшка с амвона, или со своего исповеднического
А. Владимиров
- Пьедестала.
Тутта Ларсен
- Пьедестала, снисходил до каких-то совсем человеческих отношений, со своими «пасомыми». Не знаю, смотрел с ними кино. То есть когда ты видишь батюшку, все-таки в совсем другой житейской обстановке, в гораздо более его человеческом воплощении. Надо ли оно? Полезно ли это?
А. Владимиров
- Вы знаете, батюшка остается всегда батюшкой. И если он сидит на диване, окруженный детками им крещеными, если слушает, как они поют «Рождество Христово, Ангел прилетел. Рождество Христово, песенку нас спел». То поврете, обхватив эту мелюзгу своими руками, и улыбаясь как Чеширский кот. Православный батюшка и сам согреется сердцем. И оставит после себя, как Боковская «Незнакомка». Какое-то светлое облако благодати, и это я думаю те любви прекрасные мгновенья, на которые как раз знакомы православной семье, с ее хоть каким, но укладом. И мне хочется пожелать всем нашим радиослушателям, много ли, мало ли пригласить священника на пробу, хуже не будет. Но, будем выбирать батюшку воспитанного, который не дискредитирует своего сана, никакими ненормативными актами. С тем, чтобы действительно Ангел Божий снизошел и осенил нашу квартиру, улица Ленина, дом 5, квартира 25
Тутта Ларсен
- Спасибо огромное, это был «Семейный час» с Туттой Ларсен на радио «Вера». У нас в гостях был духовник Алексеевского женского монастыря в Москве, протоирей Артемий Владимиров. Всем хорошего вечера.
А. Владимиров
- До свидания друзья.
Псалом 56. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Известная евангельская притча о мытаре и фарисее показывает, что молитва молитве рознь, и далеко не всякую молитву Бог приемлет. Если же мы хотим, чтобы наша молитва была принята Богом, то нам необходимо, с одной стороны, иметь должное нравственное устроение, а с другой — сам текст молитвы не может быть случайным и хаотичным. Дело здесь не в том, что Бог требует от человека некий шаблон, а в том, что молитва нужна не Богу, знающему все наши нужды, она нужна нам самим, она должна подготовить нас к принятию воли Божией. Прекрасный пример молитвы предлагает нам сегодня Церковь во время богослужения, этот пример заключён в 56-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 56.
1 Начальнику хора. Не погуби.
Писание Давида, когда он убежал от Саула в пещеру.
2 Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени́ крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут беды.
3 Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствующему мне;
4 Он пошлет с небес и спасёт меня; посрамит ищущего поглотить меня; пошлёт Бог милость Свою и истину Свою.
5 Душа моя среди львов; я лежу среди дышущих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы — копья и стрелы, и у которых язык — острый меч.
6 Будь превознесён выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!
7 Приготовили сеть ногам моим; душа моя поникла; выкопали предо мною яму, и сами упали в неё.
8 Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё: буду петь и славить.
9 Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.
10 Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племён,
11 ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя.
12 Будь превознесён выше небес, Боже, и над всею землёю да будет слава Твоя!
Только что услышанный нами псалом был написан самим царём Давидом, но написан он им был тогда, когда Давид ещё не был на вершине власти. Более того, во время появления этого псалма будущий израильский царь подвергался жестокому преследованию со стороны своего предшественника по трону — Саула. Давид вынужден был скрываться от Саула в пещере, и дальнейшее развитие событий было в то время отнюдь не очевидным.
В этой ситуации Давид, конечно же, не бездействовал. Вокруг него собрались люди, и Первая книга Царств повествует, что с Давидом было порядка четырёх сотен человек: «И вышел Давид оттуда и убежал в пещеру Одолламскую, и услышали братья его и весь дом отца его и пришли к нему туда. И собрались к нему все притеснённые и все должники и все огорчённые душою, и сделался он начальником над ними; и было с ним около четырёхсот человек» (1Цар. 22:1–2). Давид не просто сидел в пещере и ждал исхода, он пытался понять, как ему поступать дальше, размышления будущего царя описаны в Первой книге Царств, молитвенная же часть его непростых дум зафиксирована 56-м псалмом.
Что же мы видим в этом псалме?
Во-первых, все свои переживания Давид адресует Богу. Давид не пытается искать защиту и поддержку где бы то ни было ещё, его прибежище — Бог.
Во-вторых, в своей молитве Давид высказывает уверенность в том, что Бог его не посрамит, что Бог защитит праведника.
В-третьих, после произнесения своего исповедания псалмопевец переходит к последней части молитвы — к славословию Бога. Именно славословие здесь кажется наиболее интересным и важным: благодеяние ещё не получено, но Давид уже славословит и благодарит Творца. Получается, что цель молитвы достигнута, ведь псалмопевец приходит к крайне важному выводу: «Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё: буду петь и славить» (Пс. 56:8). Собственно, такая готовность — и есть плод молитвы. В Евангелии мы видим нечто похожее: Гефсиманская молитва Господа Иисуса Христа привела к такому же результату, после очень непростой и напряжённой беседы с Богом-Отцом Спаситель произнёс финальные слова: «Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42). Эти слова стали предвестниками грядущего Христова Воскресения, как и слова Давида предварили собой будущее величие израильского царя.
Псалом 56. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 56. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 56. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида, когда он убежал от Саула в пещеру.
2 Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут беды.
3 Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствующему мне;
4 Он пошлет с небес и спасет меня; посрамит ищущего поглотить меня; пошлет Бог милость Свою и истину Свою.
5 Душа моя среди львов; я лежу среди дышущих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы — копья и стрелы, и у которых язык — острый меч.
6 Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!
7 Приготовили сеть ногам моим; душа моя поникла; выкопали предо мною яму, и сами упали в нее.
8 Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: буду петь и славить.
9 Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.
10 Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племен,
11 ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя.
12 Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!
13 мая. О главной цели в человеческой жизни

11 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по окончании богослужения Святейший Патриарх говорил о главной цели в человеческой жизни.
Зачем верить-то в Бога? Вот ответ простой. Ты хочешь быть счастливым? Верь в Бога. Ты хочешь, чтобы твое счастье было вечным? Верь в Бога. И не просто верь — исполняй Его закон. Вот этому мы все, дорогие мои, научаемся, в том числе и в Храме Божьем. И удивительно, что наша страна и наш народ, пройдя с самым страшным искушением безбожия, которое только свершилось на протяжении всей человеческой истории, мы, пройдя эти испытания, сегодня в большинстве нашего народа сознаем эту неприходящую божественную истину о том, что человеческий смысл жизни, тот смысл, который переходит в вечность, напрямую связан с нашей верой в Бога. Сегодня действительно народ наш в каком-то смысле Богоносец. Не в том смысле, что все святые и все такие благополучные в духовном смысле. А в том смысле, что вера православная крепко сохраняется в нашем народе в условиях современной, высоко развитой, научной, технической жизни в сердцах людей, живущих в современных мегаполисах. Не хочется говорить какие-то громкие слова, но, может быть, не случайно Господь избрал нас, народ, претерпевший столько страданий, сколько ни один европейский народ не претерпевал. Может быть, и прошли наши отцы и деды через все эти страдания, чтобы мы с вами хранили веру православную, научали этой вере наших детей и внуков и свидетельствовали об этой вере всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема