Нередко встречаются люди, которые за милой улыбкой и обходительностью со всеми скрывают своё равнодушие. А бывает, наоборот, человек всё время выглядят хмурым, однако за внешней неприступностью таится чуткая и ранимая душа.
Вильгельм Рентген, учёный, открывший существование рентгеновских лучей, был суровым человеком и строгим учителем. Его сухость в общении отмечали многие, и тем более удивительной казалась знакомым нежность Рентгена к жене Анне.
Они познакомились в Цюрихе. Молодой Вильгельм приехал сюда, чтобы учиться в институте, и поселился в пансионе. У хозяина была дочь по имени Анна, застенчивая девушка примерно такого же возраста, как и Рентген. Он видел её почти каждый день, но сначала не обращал на неё никакого внимания. Она не слыла красавицей, а он был слишком увлечён учёбой, чтобы вообще замечать женщин. Однако шло время, Вильгельм и Анна всё чаще встречались за завтраком и всё чаще у них находились общие темы для разговора. Будущий учёный неожиданно обнаружил, что его подруга очень умна и хорошо образованна, и в отличие от других девушек её не пугали научные термины, которые он постоянно употреблял в беседах.
Скоро Вильгельм понял, что ему не хватает тихих разговоров с Анной. Он влюбился – с таким пылом, на который только был способен. Юноша долго не мог признаться в любви, и Анна при встречах удивлялась, что за робость вдруг нападает на её милого друга. Однажды, набравшись смелости, Рентген с несвойственной ему торопливостью, выдававшей внутреннее волнение, всё же рассказал девушке о своих чувствах и замер в ожидании – что же она ответит? Анна прошептала, что любит его уже давно…
На следующий день Вильгельм отправился к её отцу просить благословения на свадьбу. Он не сомневался, что всё пройдёт хорошо, ведь родители Рентгена владели суконной фабрикой и были довольно богаты. Да и какой родитель не захочет счастья для дочери? Ведь их чувства с Анной взаимны! Но её отец почему-то засомневался и поставил условие: сначала юноша должен получить степень доктора наук. А скоро пришло возмущённое письмо от родителей Вильгельма. Они рассчитывали, что сын женится на обеспеченной девушке, но Анна была небогата. Родители решили сразу же «образумить» Вильгельма и запретили ему общаться с любимой, угрожая лишить его материальной поддержки.
Юноша попал в затруднительное положение: без денег он не мог продолжить обучение, а значит, и получить степень доктора наук. Но отказываться от Анны он не стал бы ни за что в жизни. Вильгельм попросил возлюбленную обязательно его дождаться, а сам затянул пояс потуже и углубился в изучение наук.
Анне пришлось ждать несколько лет. Она отвергала всех поклонников, надеясь, что её единственный не забудет о ней. Он и не забывал – даже при подготовке диссертации посылал любимой множество нежных писем, а защитив диссертационную работу, купил огромный букет роз и приехал к Анне. Получив в 1869 году степень доктора философии, Рентген сумел поправить и своё материальное положение, теперь для свадьбы с Анной не осталось никаких препятствий.
Их брак оказался бездетным, но супруги очень хотели детей и удочерили племянницу Анны Жозефину, которая осиротела в раннем детстве.
К этому времени Вильгельм вместо философии серьезно увлёкся физикой. Анна ему не мешала, наоборот она на долгие годы стала единственной помощницей мужа и всегда подбадривала его, если у него что-то не получалось. Вильгельм доверял только Анне, и его жена первая узнала об открытии необычных лучей, просвечивающих предметы насквозь. Учёный назвал их икс-лучами, а позже их стали именовать рентгеновскими, по его фамилии. Сам Вильгельм предпочитал думать, что это название дано в честь его жены – на знаменитом рентгеновском снимке, опубликованном тогда во всех газетах, запечатлена рука именно его дорогой Анны.
Слава, внезапно обрушившаяся на Рентгена после открытия, его смутила. Он отказывался от наград и не патентовал изобретение, считая, что оно принадлежит всему народу. Однако окружающие не верили в его чистосердечные стремления и думали, что это странности чрезмерно погружённого в науку человека. Вильгельм не расстраивался. Он знал, что, по крайней мере, жена поймёт его всегда. И действительно, Анна никогда не упрекала мужа за отказ от денежных премий. К тому же Жозефина, их приёмная дочь, давно покинула родительское гнездо, да и сами супруги Рентгены привыкли жить скромно, без излишеств. А, главное, Вильгельм и Анна никогда не теряли своё истинное богатство – любовь и доверие друг другу.
30 апреля. О служении пожарных

Сегодня 30 апреля. День пожарной охраны России.
О служении пожарных — игумен Назарий (Рыпин).
Служение пожарных — это особое служение, ведь не случайно Христос говорит: «Нет большей любви, кто положит душу свою за друзей своих». И как раз нашим пожарным выпала такая миссия, рискуя собственной жизнью спасать других людей. Конечно, иногда они тушат какие-то объекты, где нет людей, но всё равно это забота о ближнем. Всё равно рискуя своей жизнью, своим здоровьем, они пытаются предотвратить какую-то порчу имущества, чтобы другим сделать жизнь легче, чтобы бремя каких-то лишних материальных затрат не ложилась на чужие плечи. Поэтому, безусловно, это служение крайне необходимое и совершенно явно христианское. Порой даже люди, не зная Христа, исполняя заповедь Христову, и это очень большое подспорье в их жизни, и Господь зачастую даёт благодать за это.
Все выпуски программы Актуальная тема
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (30.04.2025)
Деяния святых апостолов

Апостолы
Деян., 11 зач., IV, 13-22.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Народная поговорка гласит: «Христос терпел и нам велел». Конечно же, данная мысль возникла не на пустом месте. У прозвучавшей поговорки есть исторические основания, о которых мы можем узнать, послушав отрывок из 4-й главы книги Деяний святых апостолов, что читается сегодня утром во время богослужения. Итак, давайте послушаем.
Глава 4.
13 Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись, между тем узнавали их, что они были с Иисусом;
14 видя же исцеленного человека, стоящего с ними, ничего не могли сказать вопреки.
15 И, приказав им выйти вон из синедриона, рассуждали между собою,
16 говоря: что нам делать с этими людьми? Ибо всем, живущим в Иерусалиме, известно, что ими сделано явное чудо, и мы не можем отвергнуть сего;
17 но, чтобы более не разгласилось это в народе, с угрозою запретим им, чтобы не говорили об имени сем никому из людей.
18 И, призвав их, приказали им отнюдь не говорить и не учить о имени Иисуса.
19 Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?
20 Мы не можем не говорить того, что видели и слышали.
21 Они же, пригрозив, отпустили их, не находя возможности наказать их, по причине народа; потому что все прославляли Бога за происшедшее.
22 Ибо лет более сорока было тому человеку, над которым сделалось сие чудо исцеления.
Прозвучавший отрывок из книги Деяний святых апостолов переносит нас в самое начало истории гонений на древнюю Церковь. Апостолы Пётр и Иоанн оказываются на суде иудейских священников и знатоков закона. Те стремятся наказать учеников Христа за то, что они совершили чудо — исцелили известного всему Иерусалиму нищего хромого. Члены синедриона (религиозного суда) не желали доводить дело до казни, поэтому ограничились сначала угрозами. Но апостолы стояли на своём. Они, надо сказать, совершенно не хотели конфликтовать ни с первосвященником, ни с другими членами синедриона. Ведь апостолы по-прежнему ходили в Иерусалимский храм, молились там, видели в ветхозаветном духовенстве помазанников Божиих, которые, да, в отношении Христа заблуждаются, но, тем не менее, по-прежнему исполняют служение Господу.
Апостолы в результате избирают путь терпеливой, но твёрдой кротости. Поступают ровно так же, как поступал во время земного служения Господь Иисус. А именно — никого не осуждать, но хранить принципиальную верность миссии, возложенной Отцом Небесным. Ученики Христовы помнили, о чём им постоянно напоминал Учитель, для чего Он пришёл в мир. Не для того, чтобы служили Ему, а чтобы послужить Самому. Апостолы тогда в большинстве случаев отказывались слышать эти рассуждения Спасителя. А Христос стоял на Своём, хотя понимал, что в итоге люди, которым Он служит, отправят Его на казнь. Избиваемый и мучимый Христос не обвинял гонителей, но терпеливо просил Бога-Отца об их помиловании. И Своих учеников Спаситель призвал ровно к тому же — благословлять, а не проклинать. И, конечно, терпеть.
Церковь Христова веками стремится жить вопреки логике мира сего. Честность, верность, кротость — плохие помощники в постройке земной карьеры. Но эта стойкость в абсурде совести и есть форма служения Богу и людям, которая, несмотря на все неудобства, тем не менее, приносит человеку истинное счастье. Оно, это счастье, окрыляет душу, делает нас по-настоящему свободными. Но не свободными от помощи Божией. Христианство не обещает человеку богатства или успеха, но обещает спасение. И отнюдь не в абстрактном смысле. Спасение проявляет себя как вполне ощутимая забота и действенная любовь Небесного Отца. Христос во время Тайной вечери сказал апостолам: «Не оставлю вас сиротами; приду к вам». Это обещание адресовано к каждому из нас. Спаситель, действительно, никого не бросает без помощи, оберегает, поддерживает и питает любого, кто об этом просит. Поэтому Православная Церковь верит, что Господь никого из верующих в Него не оставит во время испытаний и страданий, посылаемых нам жизнью. Если только мы останемся верными Богу.
Всё вышесказанное свидетельствует о нескольких вещах. Первая — то, что терпение является непременно спутницей верности Господу. Терпеливо перенося испытания жизни, христианин тем самым укрепляет свою веру в Творца. Вторая вещь — терпение — добродетель, действующая по отношению к самому человеку. Согласно Евангелию терпеть можно только в отношении себя. Если же мы видим, что кому-то нужны помощь и поддержка, откладывать решение мы не должны. Ведь терпеть с проявлением любви христианин права не имеет.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов