Нередко встречаются люди, которые за милой улыбкой и обходительностью со всеми скрывают своё равнодушие. А бывает, наоборот, человек всё время выглядят хмурым, однако за внешней неприступностью таится чуткая и ранимая душа.
Вильгельм Рентген, учёный, открывший существование рентгеновских лучей, был суровым человеком и строгим учителем. Его сухость в общении отмечали многие, и тем более удивительной казалась знакомым нежность Рентгена к жене Анне.
Они познакомились в Цюрихе. Молодой Вильгельм приехал сюда, чтобы учиться в институте, и поселился в пансионе. У хозяина была дочь по имени Анна, застенчивая девушка примерно такого же возраста, как и Рентген. Он видел её почти каждый день, но сначала не обращал на неё никакого внимания. Она не слыла красавицей, а он был слишком увлечён учёбой, чтобы вообще замечать женщин. Однако шло время, Вильгельм и Анна всё чаще встречались за завтраком и всё чаще у них находились общие темы для разговора. Будущий учёный неожиданно обнаружил, что его подруга очень умна и хорошо образованна, и в отличие от других девушек её не пугали научные термины, которые он постоянно употреблял в беседах.
Скоро Вильгельм понял, что ему не хватает тихих разговоров с Анной. Он влюбился – с таким пылом, на который только был способен. Юноша долго не мог признаться в любви, и Анна при встречах удивлялась, что за робость вдруг нападает на её милого друга. Однажды, набравшись смелости, Рентген с несвойственной ему торопливостью, выдававшей внутреннее волнение, всё же рассказал девушке о своих чувствах и замер в ожидании – что же она ответит? Анна прошептала, что любит его уже давно…
На следующий день Вильгельм отправился к её отцу просить благословения на свадьбу. Он не сомневался, что всё пройдёт хорошо, ведь родители Рентгена владели суконной фабрикой и были довольно богаты. Да и какой родитель не захочет счастья для дочери? Ведь их чувства с Анной взаимны! Но её отец почему-то засомневался и поставил условие: сначала юноша должен получить степень доктора наук. А скоро пришло возмущённое письмо от родителей Вильгельма. Они рассчитывали, что сын женится на обеспеченной девушке, но Анна была небогата. Родители решили сразу же «образумить» Вильгельма и запретили ему общаться с любимой, угрожая лишить его материальной поддержки.
Юноша попал в затруднительное положение: без денег он не мог продолжить обучение, а значит, и получить степень доктора наук. Но отказываться от Анны он не стал бы ни за что в жизни. Вильгельм попросил возлюбленную обязательно его дождаться, а сам затянул пояс потуже и углубился в изучение наук.
Анне пришлось ждать несколько лет. Она отвергала всех поклонников, надеясь, что её единственный не забудет о ней. Он и не забывал – даже при подготовке диссертации посылал любимой множество нежных писем, а защитив диссертационную работу, купил огромный букет роз и приехал к Анне. Получив в 1869 году степень доктора философии, Рентген сумел поправить и своё материальное положение, теперь для свадьбы с Анной не осталось никаких препятствий.
Их брак оказался бездетным, но супруги очень хотели детей и удочерили племянницу Анны Жозефину, которая осиротела в раннем детстве.
К этому времени Вильгельм вместо философии серьезно увлёкся физикой. Анна ему не мешала, наоборот она на долгие годы стала единственной помощницей мужа и всегда подбадривала его, если у него что-то не получалось. Вильгельм доверял только Анне, и его жена первая узнала об открытии необычных лучей, просвечивающих предметы насквозь. Учёный назвал их икс-лучами, а позже их стали именовать рентгеновскими, по его фамилии. Сам Вильгельм предпочитал думать, что это название дано в честь его жены – на знаменитом рентгеновском снимке, опубликованном тогда во всех газетах, запечатлена рука именно его дорогой Анны.
Слава, внезапно обрушившаяся на Рентгена после открытия, его смутила. Он отказывался от наград и не патентовал изобретение, считая, что оно принадлежит всему народу. Однако окружающие не верили в его чистосердечные стремления и думали, что это странности чрезмерно погружённого в науку человека. Вильгельм не расстраивался. Он знал, что, по крайней мере, жена поймёт его всегда. И действительно, Анна никогда не упрекала мужа за отказ от денежных премий. К тому же Жозефина, их приёмная дочь, давно покинула родительское гнездо, да и сами супруги Рентгены привыкли жить скромно, без излишеств. А, главное, Вильгельм и Анна никогда не теряли своё истинное богатство – любовь и доверие друг другу.
Второе послание к Тимофею святого апостола Павла

2 Тим., 293 зач., II, 11-19.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Нередко, рассуждая о пути спасения, по которому они идут, верующие говорят так, будто бы основные усилия предпринимают именно они, в то время как Бог просто ждёт их в конце пути. Одних, чтобы наградить, а других, чтобы наказать. Но так ли всё обстоит на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й главы Второго послания апостола Павла к Тимофею, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
11 Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем;
12 если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас;
13 если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может.
14 Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих.
15 Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины.
16 А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии,
17 и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит,
18 которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру.
19 Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа».
В своё время иудеи, размышлявшие над страницами Ветхого Завета, решили, что Бог управляет миром, руководствуясь принципом «мера за меру», то есть действует в отношениях с человеком сообразно с человеческим же поведением. Подобный подход вполне естественен, если рассуждать о Боге по-человечески. В конце концов неслучайно через века слова апостола Павла, что посеет человек, то и пожнёт, вошли в пословицу. Естественно, очень многое зависит от наших человеческих усилий, но только ли от них? На первый взгляд да. Так, в сегодняшнем чтении апостол Павел говорит: если мы умерли со Христом, то с Ним и оживём. Для него, как для верующего, очевидно, что человек, который умирает для греха в Таинстве крещения, не просто выходит из воды, но обновляется духовно, воскресая к новой жизни во Христе. Далее: если терпим испытания в этой земной жизни — с Ним будем царствовать, а если отречёмся от Него, Он отречётся от нас. Эти слова кажутся ещё более явной иллюстрацией древнего принципа. Кроме того, в данном случае апостол явно цитирует Самого Спасителя, который сказал, что постыдится перед Отцом Своим того, кто постыдится Его Самого перед людьми. Но что такое отречься или отказаться в ответ? Это значит согласиться с тем, что между вами нет связи, просто признать реальность отречения того, кто первым отрёкся. Однако это не означает для Бога изменить Своей любви. Потому что, даже если мы оказываемся неверны, Он всё равно остаётся верен. Верен в первую очередь Самому Себе, а значит верен Своей любви и от Себя отречься не может. И это утверждение прекрасно иллюстрирует вся история спасения, в которой есть место наказанию и есть место спасению. Так, Адам и Ева неверны, но Он верен — они изгоняются из рая, но им же предсказывается рождение Спасителя; иудеи неверны и нередко отпадают от истинны, их уводят в плен, но в их среде рождается Мессия. Иными словами, мера Божия, хотя и сообразуется с мерой человеческой, до конца человеческой равна не становится. Бог изначально знал, какой путь изберёт человек, а это значит, что любви к нам в Нём изначально больше, чем в любом человеке или даже во всём человечестве к Нему. Если мы любим Его, то любим в ответ, потому что Он первым возлюбил нас. Если не любим, Он не может назвать нас своими и отрекается, признавая нашу свободу. Но Он не отрекается от Себя.
Собственно, именно в этом неравенстве нашей любви присутствует залог нашей же надежды. Апостол призывает Тимофея, а вместе с ним и нас, стремиться к неукоризненной жизни, удаляясь глупого и ненужного пустословия и споров. Эти споры вносят смуту и могут казаться тем, что совершенно разрушает христианскую жизнь отдельного человека и церковную жизнь в целом. Но благая весть, которую сообщает нам апостол, в том, что Церковь имеет твёрдое основание и всегда будет стоять, ведь Господь знает своих. А нам, чтобы оставаться для Него своими, надо избегать всякого неправедного пути.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Тихон Задонский об осуждении». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты, посвященные осуждению, из книги святителя Тихона Задонского «Об истинном христианстве».
«Осуждение, оклеветание, злословие суть сродные пороки и суть плоды необузданного языка и сердца, страхом Божиим не огражденного. Осуждение же не только языком, но и мыслью, жестом, киванием головой, вздохом, смехом и прочим образом бывает».
С этой цитаты святителя Тихона Задонского началось обсуждение. Разговор шел о том, какие причины видит святитель Тихон в появлении страсти осуждения, почему она так распространена и какие советы по борьбе с осуждением можно найти в книге «Об истинном христианстве».
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Детская мебель для Конаковского Дома ребёнка

Больше 30 лет в городе Конаково Тверской области работает специализированный Дом ребёнка. Здесь живут малыши и подростки с инвалидностью, которые по разным причинам оказались в трудных обстоятельствах. Местные педагоги, психологи и медики занимаются их здоровьем и обучением, помогают пережить психологические травмы.
Среди тех, кто получил здесь поддержку — трёхлетний Серёжа. Органы опеки отправили его в Дом ребёнка на время. Родители мальчика не справлялись со своими обязанностями, и в какой-то момент стало ясно, что всей семье необходима помощь. Педагоги и психологи долго работали с Серёжей. Здесь некогда замкнутый малыш начал улыбаться и смеяться, с удовольствием учиться новому. А пока он находился в Доме ребёнка, с его родными тоже общались специалисты. В результате такой комплексной помощи обстановка и отношения в семье наладились, и Серёжа смог вернуться домой, где он продолжает развиваться и познавать мир.
Через Дом ребёнка в Конаково, проходят множество ребят с инвалидностью. Кто-то возвращается в свои семьи или обретает новые, а кто-то задерживается тут надолго.
Важно, чтобы все подопечные дети жили в комфорте, могли здесь свободно играть, отдыхать и учиться. В связи с этим в учреждении назрела необходимость обновить мебель в детских группах.
Конаковский Дом ребёнка поддерживает Тверской фонд «Рука помощи». На сайте фонда можно узнать о том, какая именно помощь нужна Дому и при желании сделать любой благотворительный взнос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов