К художнику Василию Поленову настоящая любовь пришла в 40 лет. Он уже отчаялся повстречать близкого по духу человека. Но появилась Наталья Якунчикова и нахлынуло то самое чувство, которое сделало Поленова счастливым. Наталья Васильевна и сама способная художница, после замужества целиком посвятила себя семье. Друзья Поленовых говорили, что другой такой жены, как Якунчикова, было не найти, а среди спутниц художников и подавно.
Василий Поленов вырос в петербургской дворянской семье. Талантливый мальчик рисовал с раннего детства, делал успехи и всё же по окончании гимназии поступил в Университет. Но живопись не бросал, параллельно учась в Академии художеств. Закончил её Василий с золотой медалью и отправился стажироваться в Италию. В Риме Поленов влюбился в Марусю Оболенскую. Но девушка скоропостижно скончалась, заболев корью. Вернувшись в Россию, Поленов стал ухаживать за певицей Марией КлимЕнтовой. Но и это увлечение ни к чему не привело, художник был на грани отчаяния.
Измученный Поленов искал утешения в Абрамцево - усадьбе своего друга Саввы Мамонтова. Приезжал туда грустный и расстроенный, и не видел, что за ним пристально наблюдает молодая девушка - Наташа Якунчикова. Она влюбилась в Поленова, который был старше её на 14 лет. «Его образ неразлучен со мной во всех моих думах, во всех моих действиях», - писала Наташа сестре. Но Поленов не замечал девушку и она даже не мечтала о взаимности. Как ни странно, помогла совместная работа. Поленов проектировал церковь в Абрамцево. Её нужно было украсить вышитыми хоругвями. Вышивать поручили Наташе, а рисунки делал Поленов. В один из дней девушка, не выдержав, призналась Василию Дмитриевичу в любви. Поленов от неожиданности растерялся. Наташа была для него просто милой девочкой. Но ему рядом с ней было хорошо и спокойно. Как будто ангел-хранитель появился. И художник сделал Наташе предложение. Первым венчанием в абрамцевской церкви стало венчание Поленова и Якунчиковой.
После свадьбы вместе с Наташей Поленов уехал в Рим писать картину «Христос и грешница». Работа шла трудно, но Наталья Васильевна по мере сил помогала мужу. Шила костюмы для натурщиков. И мягко, но неуклонно подталкивала Поленова к тому, чтобы он не увлекался формой, а больше работал над содержанием. Картина была написана и так понравилась императору Александру Третьему, что он купил её за тридцать тысяч рублей – неслыханные по тем временам деньги. На них художник приобрёл усадьбу на берегу Оки. В первый паз Поленов увидел эти места с борта парохода. Ему очень полюбились высокие холмы, леса, поля и деревеньки, и тогда он с вдохновением написал жене такие слова: «Мечтаю я об домике на берегу Оки, об том, как мы там заживем, сделаем большую комнату, где будет музей, галерея и библиотека».
Мечты скоро стали явью. Поленов выкупил землю. Сам спроектировал дом. Наталья Васильевна была незаменимой помощницей мужу и чудесной матерью детям. Их в семье родилось шестеро. В доме постоянно звенел смех, здесь никому не было тесно: ни хозяевам, ни гостям. Поленов говорил, что дом начинает быть домом, когда удобен для всех, кто в нём живёт. Даже лестницу на второй этаж, художник продумал до мелочей. Домашние называли её «всегонАрием», так как по ней гоняли все кому не лень.
Пока дети были маленькими, Наталья Васильевна отдавала им всё своё время и внимание. Когда же они подросли, занялась общественными делами. Поленовы выстроили две сельские школы. В одной из них Наталья Васильевна открыла театральный зал для самодеятельных спектаклей и стала их первым режиссёром. А Василий Дмитриевич обучал живописи крестьянских детей, возвёл в ближайшей деревне церковь, устроил для жителей диораму - кругосветное путешествие в 70-ти картинках. Художнику тогда было уже 76 лет. И крестьяне так любили семью Поленовых, что в революцию не тронули усадьбу.
До конца своих дней прожили Василий и Мария Поленовы в мире и согласии. В доме, в котором великий русский художник обрёл то, о чём так долго мечтал: любовь на всю жизнь и семейное счастье.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»