Долгий брак и творческий союз Константина Станиславского и Марии Лилиной по сей день вызывают восхищение. Они прожили вместе 50 лет. Что у них было главным: театр или семья? На этот непростой вопрос они отвечали так: семья и театр.
Юной Маше Перевощиковой никто не прочил актёрскую карьеру. Девушка из интеллигентной московской семьи училась в институте благородных девиц и по его окончании стала учительницей. Но это было время, когда многие в России увлекались любительским театром. Машу тоже манили подмостки. Взяв себе псевдоним Лилина, она вышла на сцену и так провела свой дебют, что о ней заговорила пресса. Псевдоним не помог: Машу узнало начальство института, в котором она работала. С местом пришлось попрощаться. Служебная неприятность компенсировалась обстоятельством, которое определило всю дальнейшую жизнь Маши. В том самом спектакле она играла вместе со Станиславским.
Он к тому времени уже был известным актёром-любителем, что огорчало его родных. Константин Алексеев – это настоящая фамилия Станиславского – должен был продолжить семейное дело. Алексеевы владели фабриками по производству золотых и серебряных нитей. Но в дело вмешалась четвертинка французской крови – бабушка Константина когда-то была парижской актрисой. Увлечение Кости театром родные пытались пресечь, назначив его управляющим фабрикой. На какое-то время это подействовало. А потом до родственников стали доходить слухи, что на подмостках появился актёр, очень похожий на их Кокосю, но с фамилией Станиславский. Пришлось домашним смириться и с актёрством наследника.
А он играл всё больше и больше. И всё чаще в паре с Лилиной. О том, что они влюблены друг в друга молодые люди и не подозревали. Константин Сергеевич писал: «Нам сказали об этом из публики. Мы слишком естественно целовались в спектакле». Через год Станиславский и Лилина обвенчались. Вскоре у них родилась дочь. Она прожила всего два месяца. Спустя ещё год Станиславский отправил другу письмо: «Вчера Бог послал нам дочку. Имя ей Кира Константиновна».
После Киры родился сын Игорь. Станиславский считал, что детей нужно приобщать к искусству, обязательно учить помогать бедным и входить в нужды других людей. Занимаясь воспитанием дочери и сына, Станиславский и Лилина увлечённо воспитывали и перевоспитывали друг друга. Лилина, не имея возможности выходить на сцену, отчаянно ревновала мужа к театру. Станиславский же упрекал Лилину в том, что она «охлаждает его неинтересными разговорами о хозяйстве». Впрочем, стоило только ей уехать в Харьков к брату, как Станиславский помчался следом. «В разлуке не могу даже думать о театре», - писал он жене.
Когда открылся МХАТ Лилину загрузили работой. Не только актёрской, хотя ролей у неё всегда было много. Она ещё и шила костюмы для спектаклей. Вкус у неё был изумительный, руки золотые. Несмотря на положение «первой леди» театра Лилина никогда ничего не требовала для себя. Даже завистникам было не к чему придраться. Больше всех это ценил Константин Сергеевич. «Ни секунды не сомневаюсь, что без тебя мне не прожить на этом свете», - говорил он жене. Она была единственной и главной женщиной в его жизни. Даже знаменитая танцОвщица Айседора Дункан, которая увлеклась Станиславским, потерпела полное фиаско. На её предложение станцевать для Константина Сергеевича обнажённой, он предложил позвать и Марию Петровну.
Революция 1917 года стала для Станиславского и Лилиной настоящей драмой. Один за другим погибали родные, мучил страх за детей. От былого богатства и независимости ничего не осталось. Новые хозяева жизни беспокоили даже по ночам. Однажды с проверкой неожиданно нагрянул уполномоченный. Снять верхнюю одежду он даже не подумал. А когда Константин Сергеевич попросил его снять хотя бы шляпу, ответил: «Нешто у вас здесь иконы?». Иконы в доме были. В комнате Марии Петровны находился киот. Там же хранились венчальные свечи. Спасение от ужасных реалий Станиславский и Лилина находили в любви друг к другу и в театре.
В 1928 году МХАТ праздновал 30-тилетний юбилей. Со сцены Станиславский ушёл с инфарктом. Больше он никогда не играл. Много преподавал и писал книги. Свой главный труд «Работа актёра над собой» Константин Сергеевич посвятил Лилиной – своей лучшей ученице, любимой артистке и преданной жене.
А Мария Петровна в своих воспоминаниях писала так: «Станиславский был человеком с большой буквы, а я с маленькой». Коллеги не соглашались с этим. Говорили, что она могла стать великой актрисой, но предпочла быть вторым человеком при великом первом. Это был её добровольный выбор. Может быть, в нём и крылся главный секрет их долгой и счастливой семейной жизни.
«Журнал от 24.10.2025». Арсений Федоров, Алексей Соколов
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Алексей Пичугин и Кира Лаврентьева, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— 80-летие Никиты Сергеевича Михалкова;
— Осмысление в кино переселения людей из деревень в города;
— Русская деревня — возможно ли возрождение?
— Слова Патриарха Кирилла о работе священников психологами.
Ведущие: Алексей Пичугин, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Журнал
Натаниэль Готорн. «Дом о семи фронтонах»: «Ежедневное чудо»

Фото: Piqsels
У американского писателя девятнадцатого века Натаниэля Готорна есть роман под названием: «Дом о семи фронтонах». Однажды утром в гостиной этого дома уселся в старинное кресло судья Пинчен, чёрствый, жестокий, алчный и безжалостный человек. На минутку уселся. И задумался. А между тем часы тикают, день разворачивается, как дивная симфония, как чудесный цветок. У судьи множество дел, но он не трогается с места. Наступает вечер, ночь, а судья всё так же неподвижен.
Читатель уже понимает, что судья на самом деле мёртв, скоропостижно скончался от удара, а автор всё пытается разбудить его: «Что же вы, судья Пинчен? Вставайте! Скоро забрезжит рассвет». Судья, конечно, мёртв, но Готорн остро ставит вопрос: а был ли он вообще когда-либо жив? Может быть, намекает автор, физическую смерть судьи так нелегко распознать оттого, что духом-то он умер уже давно?
Преподобный Силуан Афонский, один из самых известных русских святых двадцатого века, говорил: «Каждый день мы питаем тело своё и дышим воздухом, чтобы оно жило. А для души нужен Господь и благодать Святого Духа, без которой душа мертва».
Судья Пинчен так и остаётся сидеть в кресле в доме о семи фронтонах. А читатель в финале романа вместе с автором выходит наружу, где ждёт их подарок, который Господь вручает нам каждое утро: новый день.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Ильинский храм (Мичуринск, Тамбовская область)
Мичуринск, небольшой город в Тамбовской области, до 30-х годов ХХ века носил название Козлов. Потом его переименовали в честь селекционера Мичурина, который там жил и работал. Современный Мичуринск имеет статус наукограда, но на его тихих улочках по-прежнему витает дух патриархального купеческого городка. Здесь почти повсеместно сохранилась застройка 18-19 столетий. В самом центре, на площади Мичурина, можно встретить приземистые двухэтажные каменные здания — типичные купеческие особняки. Впрочем, на главной площади города поражают взор совсем не они. Ещё издали видно, как из-за деревьев в небо сверкающей стрелой устремляется высокий, тонкий шпиль. Приближаешься, и не веришь своим глазам: Петропавловская крепость!? Нет, не может быть, здесь же не Санкт-Петербург. Да и на шпиле — православный крест. Значит, это — храм. Одна из главных достопримечательностей Мичуринска — церковь святого пророка Божия Илии.
Схожесть колокольни Ильинского храма с башней Петропавловской крепости, возможно, и неслучайна — проект церкви разрабатывался по специальному заказу в Петербурге, итальянскими архитекторами. По легенде, руку к нему мог приложить сам Растрелли. Строительство началось в 1781-м году и продолжалось 20 лет, поскольку велось исключительно на добровольные пожертвования горожан. В архитектуре Ильинской церкви переплелись классицизм и элементы стиля барокко. Двухэтажное здание самого храма — практически квадратное, со строгими линиями, без особых излишеств в декоре. А рядом — трёхъярусная 67-метровая колокольня, украшенная колоннами, с арочными окнами и множеством фресок на фасаде. На территорию храма вели каменные ворота — тоже с колоннами, башенками и фресками. В точности такой предстаёт мичуринская Ильинская церковь перед нами и сегодня.
За то, что храм сохранился до наших дней практически в первозданном виде, нужно благодарить искусствоведа Игоря Грабаря. Вооружившись легендой о том, что церковь, возможно, проектировал знаменитый Растрелли, Грабарь убедил власти в её исключительной исторической и архитектурной значимости. В 1925 году храму присвоили статус памятника архитектуры. Богослужения в нём продолжались вплоть до 1938 года. Потом церковь всё-таки закрыли, но не тронули. Примечательно, что с 1928-го по 1933-й год одним из штатных священников Ильинского храма был иерей Стефан Фомин — будущий преподобноисповедник Севастиан Карагандинский. У входа в храм прихожан встречает памятник этому святому. Его установили здесь в 2024 году, а богослужения в храме возобновились намного раньше — в 1992-м. Ильинка — так ласково и с любовью называют церковь святого пророка Божия Илии сами мичуринцы — без сомнения, остаётся сердцем современного города и создаёт в нём ту самую неповторимую атмосферу патриархальной старины.
Все выпуски программы ПроСтранствия








