
Каждому человеку время от времени бывает нужна поддержка, и хорошо, если рядом есть близкие люди, которые могут и хотят поддержать. Но бывает так, что помощь приходит не в том качестве, не в том количестве, не в том формате. В этом случае может возникнуть недопонимание, обида или даже открытый конфликт.
Жена жалуется мужу на свою подругу, чьи некорректные слова её задели: «Представляешь, она мне такое сказала!». Муж хочет поддержать. Он советует жене прекратить общение с подругой и закончить уже этот разговор о неприятных эмоциях. Он предлагает посмотреть комедию для поднятия настроения. Но жена почему-то обижается и уходит на кухню, где весь вечер пьёт чай и молчит. Она не увидела поддержки в действиях мужа, потому что для неё поддержка не в том, чтобы раздавать советы и менять тему разговора, а в том, чтобы быть рядом и позволить выговориться. Внимательно слушать, сочувствовать, соглашаться с тем, что она имеет право на эти эмоции.
Можно ли сказать, что поддержка мужа была неуместной? Нет. Она была искренней и своевременной. Но она была не подходящей конкретному человеку. Жена ожидала от него другого поведения.
Бывает очень сложно угадать, какая именно поддержка нужна в данный момент. У разных людей разное представление о поддержке, потому что мы разные по темпераменту, мы по-разному выстраиваем приоритеты, и прошлый жизненный опыт тоже отличается. Особенно влияет детский опыт проживания неприятных событий, ведь многие модели поведения закладываются в детстве. Как в своё время утешали родители? Сидели рядом, обнимали? Шли и сами решали все проблемы? Слушали и советовали, как поступить? Ничего не советовали, но говорили: «Мы верим, что ты справишься!».
Уметь поддержать родного человека приемлемым для него образом очень важно. Это показатель близости.
Расспросите друг друга, как в ваших родительских семьях было принято поддерживать друг друга. Присмотритесь к отношениям родителей супруга. Возможно, вы увидите определенную модель. А если нет, спросите мужа или жену прямо: «Чем я могу тебя поддержать? Какая помощь нужна?» Это знание поможет пережить жизненные трудности.
С вами была психолог Анна Быкова.
4 декабря. О двух путях к Богу

В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё».
О двух путях к Богу: деятельном и созерцательном — протоиерей Максим Горожанкин.
Когда мы читаем евангельское повествование о Марфе и Марии, мы видим два типа угождения Богу. Марфа — это тип и путь деятельного служения Господу, а Мария — это путь созерцательного, молитвенного предстояния перед Богом. И в жизни христианина эти два пути, два типа устремления к Богу, должны и могут сочетаться. Мы должны уделять место и молитве, и доброделанию, и труду.
Как святитель Тихон Задонский писал: «Одним оком души взирай на милосердие Божие, а другим — на Его правосудие». Так и во внешней жизни. Молясь Господу, не будем забывать и о том, что необходимо и трудиться. «Трудись и молись», — говорили святые отцы.
И дай Господь каждому из нас трудиться, молиться и на всех путях своей жизни встречать каждого приходящего к нам, как от Господа.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 декабря. О личности и творчестве Алексея Плещеева

Сегодня 4 декабря. В этот день в 1825 году родился русский поэт и прозаик Алексей Плещеев.
О его личности и творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Мы ценим этого поэта за замечательный русский язык, за лиричные души и романтизм, который на склоне лет претворился в созидание многих десятков лирических стихотворений и прозаических произведений, посвящённых детям.
Такой чуткий и одарённый музыкальным гением человек, как Пётр Ильич Чайковский, был очарован мелодикой плещеевских стихотворений, и благодаря их творческому содружеству — Чайковского и Плещеева, — родилось множество романсов, и поныне исполняемых вокалистами.
Интересная деталь: Плещеев всю жизнь мирился с нуждой, трудился, делая переводы драм, научных статей, сохраняя семейный мир и живя по средствам. На склоне лет, уже вырастив детей, вдруг получает баснословно великое состояние от далёкого пензенского сродника-помещика, что позволяет нашему литератору поселиться в Париже, в дорогостоящей гостинице, где он принимает весь литературный российский бомонд, щедро жертвует им на дорогу, на прожитье, но при этом остаётся доступным, хлебосольным, мирным человеком, что показывает и указывает на определённый уровень духовной и душевной культуры.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 декабря. Об иконографии праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы
Сегодня 4 декабря. Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Об иконографии праздника — игумен Лука (Степанов).
События Введения во храм Пресвятой Богородицы известны нам не из Святого Евангелия, а из записанных свидетельств Священного Предания об этом событии, которое имело место в Иерусалиме в те времена.
Через три года после Рождества Пресвятой Богородицы первые иконописные отражения этих записей, отражающих во многом то самое устное предание Церкви, были напечатлены на стенах храма в Каппадокии. Это конец первого тысячелетия, хотя сам праздник уже известно, что в V–VI веках приобретает всеобщее распространение в Церкви.
Но иконописные изображения, в которых хрупкая маленькая фигурка Пресвятой Богородицы предстоит склонившемуся над ней пророку Захарии, отцу Иоанна Предтечи (именно он, по преданию церковному, был встречающим архиереем, принимающим во Святая святых отроковицу Деву Марию), на иконах и последующих, на святой горе Афон, в храмах сербских, болгарских, впоследствии русских, изображение Пресвятой Богородицы мы видим на фоне храма, при том иногда в нём можно узнать не столько ветхозаветный, сколько новозаветный храм. Бывает изображена скиния и храм, а и то и другое, по святоотеческому пояснению, — прообразы Пресвятой Богородицы. Скиния завета, храм Соломонов — это ведь вместилище Божие, как впоследствии вместила Бога, воплощающегося, Пречистая Дева в своём естестве.
Все выпуски программы Актуальная тема











