Брачный союз – очень тонкая материя, сотканная из нерукотворных нитей. Ее легко порвать – маленькой ссоры иногда бывает достаточно, чтобы расползлась вся прекрасная ткань брака. Однако история дает нам примеры того, когда муж и жена не теряли любви и оставались вместе, несмотря на все препятствия и беды.
Иоаким и Анна поженились достаточно рано и всю жизнь мечтали о детях. Они вели праведную жизнь, их соединяла нежная любовь. Никто вокруг не мог припомнить о них что-то плохое. Они подавали нищим, всегда сдерживали обещания… Были искренни, не ругались, не упрекали друг друга ни в чем. Иоаким и Анна были очень благочестивой супружеской парой.
В те времена считалось, что семья создается ради детей. Если мужчина и женщина бесплодны, значит, они глубоко порочны. И скоро окружающие стали думать, что вся праведность Иоакима и Анны показная. Это Бог наказал их за грехи отсутствием потомства. «Кого они пытаются обмануть», - наверняка шептались люди, глядя, как супруги подают нищим. Иоаким и Анна только влюбленно смотрели друг на друга и старались не слышать оскорбления.
Годы шли, а у них так и не появились дети… Супруги могли подать на развод – отсутствие детей считалось серьезной причиной для этого. Иоакиму и Анне было куда проще разойтись и зажить отдельно, чем терпеть насмешки знакомых. Но они не стали этого делать, хотя общественное мнение играло тогда большую роль. Настоящая любовь для них была важнее, чем пересуды горожан. Иоаким и Анна пытались превозмочь свое горе. Они молились Богу и искренне верили, что дети у них еще родятся.
Однако прошло почти 50 лет со дня их свадьбы, а брак оставался бесплодным. Супруги были близки к тому, чтобы поддаться отчаянию. К великому счастью, этого не произошло. Из их любви вырос цветок, который подарил радость не только своим родителям, а всему миру.
Однажды Иоаким отправился в иерусалимский храм, чтобы отвезти для него дары. В храме хорошо знали гостя, но не приняли у него жертву. В те годы по закону бесплодие было доказательством греховности, и такой человек не имел права приносить дары. Когда в храме ему отказали, потрясенный до глубины души Иоаким ушел в пустыню. Он решил провести в посте и молитве 40 дней и ночей, моля Господа о милости.
Предавалась скорби и Анна. Ее горе усилилось из-за того, что над ней насмехались даже служанки. Но пожилая женщина продолжала молиться о том, чтобы ей даровали ребенка. И в одну из ночей ей было видение – как будто к ней с небес спустился ангел, который пообещал, что Анна дождалась Божьего благословения и скоро станет матерью. Расплакавшись от счастья, женщина пообещала, что посвятит ребенка Богу.
Спустя 40 дней из пустыни к жене вернулся Иоаким. Можно представить себе, каково было удивление супругов, когда они рассказали друг другу одинаковые истории о явлении им ангела! Счастливые, они бросились друг другу в объятия и стали ждать рождения ребенка. И в положенный срок он родился – это была девочка, Мария, будущая Богоматерь. Женщина, подарившая миру Иисуса Христа, Сына Божьего.
Так Иоаким и Анна были вознаграждены за сильную любовь и праведную жизнь в течение 50 лет. Сегодня их почитают в лике святых Православной церкви. Иоакиму и Анне пришлось вынести немало горя, но они, связанные настоящими чувствами, не сдавались и не бросали друг друга. Их брак был крепким. Его тонкую ткань оказалось не под силу разорвать личной беде и неудачам. Брачные узы, которые некоторым видятся как цепи, для Иоакима и Анны стали мягче шелка. Супруги согревались ими всю свою долгую жизнь, давая будущим поколениям вдохновение и надежду.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 210 зач., IV, 8-21.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Как вы думаете, что может быть общего между героями «Записок из мёртвого дома» Ф.М.Достоевского, «Колымских рассказов» В.Шаламова и фильмом «Побег из Шоушенка»? Эти три произведения объединяет один феномен — причём психологический — который описывает с большой болью сердца апостол Павел в 4-й главе своего послания к Галатам. Отрывок из этой главы читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем его.
Глава 4.
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Феномен, интригу вокруг которого я «подвесил» в начале своего комментария, называется «тюремной зависимостью» или, совсем по-простому, «подсесть на тюрьму». Конечно же, вы помните ставшую афоризмом фразу Василия Алибабаевича из фильма «Джентельмены удачи» — «А в тюрьме сейчас макароны дают!...» Мнящий себя взрослым, вполне выросшим человеком, в действительности оказывается хрупким, беспомощным инфантом, для которого жизненно важно находиться в предельно жёстких рамках — без которых он расплывается в лужу и вообще теряет и интерес, и смысл жизни.
Апостол Павел недоумевает по отношению к галатам — которые сначала были предельно заинтересованы в проповеди апостола и выказывали ему максимальное благорасположение — но стоило ему уехать, и они быстро утратили интерес: одни переметнулись на сторону иудействующих проповедников, другие вернулись к привычным языческим представлениям — астрологии, гаданиям, предсказаниям. Для апостола и то, и другое — одна и та же «тюрьма»: да, там — всё проще, привычные «макароны по расписанию», всё кажется надёжнее и устойчивее, чем та жизнь в вере во Христа, о которой и говорит апостол. Апостол буквально кричит: что вы творите? как вы не видите, что вас увлекают в старую вонючую тюрьму — вместо благословенной свободы во Христе? И далее апостол Павел произносит фразу, которая совершенно пронзительна по своей искренности: как вы не понимаете, что я снова и снова в муках рождения вас — пока не «отобразится в вас Христос»? Апостол не пытается исчезнуть, посчитав свои усилия бесперспективными, он не ищет какой-то способ обезболивания своих страданий сердца, он не уклоняется от них — а идёт прямиком в них, не потому, что ищет какой-то своей выгоды или любого другого интереса — а только потому, что эти конкретные люди ему бесконечно дороги. Ему не страшна их «нестерильность», он не морщится брезгливо от них, насквозь пропитанных «тюремным запахом» — привычкой к идолослужению и законничеству — он готов войти в их личный ад — чтобы вывести их ко Христу.
Такой апостольский подход — не бояться чужого греха и нечистоты, а делать своё дело — призвание не только священников и проповедников. Это призвание каждого христианина! Для любого из нас важно уметь прозревать сквозь разные наслоения недолжного ту самую драгоценную жемчужину в глубине души, которая пока есть — есть и надежда на спасение человека!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
У Даши есть все шансы окончательно победить болезнь, давайте ей поможем

Иногда в жизни случаются ситуации, к которым невозможно подготовиться, например, человек сталкивается с тяжёлой болезнью. Она застаёт врасплох, забирает силы и ресурсы. В такие моменты помощь добрых людей и благотворительных фондов становится проблеском света, надеждой, которая мотивирует не сдаваться.
Воронежский фонд «ДоброСвет» объединяет десятки неравнодушных сердец со всей России и вместе с ними приходит на помощь болеющим детям и их близким. Оплачивает лечение и не только. Сейчас фонд проводит сбор в поддержку семилетней Даши Малюковой. И у нас с вами тоже есть возможность принять в нём участие.
Даша проходит лечение в онкоотделении воронежской больницы. У девочки опухоль в районе ключицы. Все необходимые процедуры и химиотерапию она преодолевает смело и даже старается подбадривать других детей. Тем, кто только прибыл в больницу, Даша рассказывает о том, как всё устроено, и что на самом деле здесь не страшно. А некоторых малышей заботливая девочка доводит за руку до процедурного кабинета.
Сама Даша прошла уже несколько курсов химиотерапии. Лечение помогало уменьшить опухоль. Однако тот препарат, который ей вводили, дал серьёзные осложнения на печень, поэтому врачи решили его заменить. Новое дорогостоящее лекарство родителям девочки необходимо приобрести самостоятельно, поскольку оно не входит в перечень бесплатно выдаваемых. Поэтому семья обратилась в фонд «ДоброСвет». На сайте фонда опубликована полная история Даши Малюковой, и есть возможность её поддержать. Подарим девочке шанс окончательно победить болезнь!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Любовь как дар от Бога». Ольга Юревич

У нас в студии была жена священника, многодетная мама, ведущая семейной школы при Марфо-Мариинской обители Ольга Юревич.
Мы говорили о любви как даре от Бога, как о заложенном в человеке потенциале, который нужно развивать и умножать.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога (эфир 16.09.2025)
Третья беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена Земле как дару от Бога (эфир 17.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер