13-летняя Евдокия была худенькой, бледной девочкой с точёными красивыми чертами. Воспитанная в строгости, она со страхом взирала на широкоплечего темноволосого юношу с пламенными очами. Дмитрий был всего на три года старше неё, а выглядел взрослым, уверенным в себе мужчиной. Евдокия уже знала, что он должен стать её мужем. Но не знала, что он объединит раздробленную Русь против татаро-монголов и прославится под именем Дмитрия Донского.
Их брак заключили по политическим соображениям, и до свадьбы жених и невеста видели друг друга всего один раз. Хрупкая Евдокия робела перед статным Дмитрием, и когда он вёл её под венец, и когда вёз в свой княжеский удел – Москву. Увидев город, разоренный после набегов Золотой Орды, и людей, ослабленных эпидемией чумы, Евдокия чуть не впала в отчаяние. Все это было так не похоже на родной Суздаль с его величавыми церквами! Дмитрий заметил расстройство молодой жены и поспешил её утешить. Тихим, спокойным голосом он убеждал её, что с Божьей помощью они восстановят Москву, и она станет краше прежнего. Он искренне верил в свои слова. Поверила ему и Евдокия. И встретившись с его решительностью, самоотверженностью, желанием помогать обездоленным людям, защищать государство, девушка поняла, что в её сердце пробуждается настоящая любовь.
Подрастая, Евдокия все чаще заглядывалась на мужающего супруга. Его суровое лицо, обрамленное густой черной бородой, казалось многочисленным врагам пугающим. Но жена видела, какой справедливый и рассудительный её муж со своими подчиненными и какой он нежный, любящий наедине с ней. Каждый раз, когда князь отправлялся на битву или встречу с грозными посланниками Золотой Орды, сердце Евдокии дрожало от страха, что её муж не вернётся. Но он всегда возвращался – и после противостояний с другими князьями, и от татаро-монгольских ханов, и с Куликовской битвы. Входил в город Дмитрий спокойным, размеренным шагом – он знал, что может положиться на жену, которая мудро правила городом в его отсутствие, заменяя подданным мать.
С годами чувства между Евдокией и Дмитрием только укреплялись, хотя у этого союза изначально были только политические цели. Их браку было суждено стать примером супружеской любви и поддержки – за молодым князем, который успешно воевал с Ордой, следила вся Русь.
У супругов родилось 12 детей, и последний из них появился на свет, когда Дмитрий лежал при смерти, сломленный тяжелой болезнью. Заплаканная Евдокия подносила мужу младенца, надеясь, что это сможет пробудить в Дмитрии новые силы. Но всё было бесполезно – через несколько дней великий князь скончался…
После смерти мужа Евдокия оказалась среди влиятельнейших людей на Руси. Однако ей не нужны были ни власть, ни признание. Она вырастила своих младших детей и посвятила себя Богу. Благодаря её заботе строились белокаменные монастыри, по её просьбе Феофан Грек и Андрей Рублев расписывали храмы, она заказала изготовление Троицкой летописи. Княгиня с головой погрузилась в дела милосердия и благотворительности, пытаясь заглушить боль от потери мужа.
До самой старости Евдокия сохранила одухотворенную красоту. Многие мужчины сватались к прекрасной вдове, однако она всем отказывала – в её сердце было место только для одного мужчины, и им стал Дмитрий. Оскорбленные «женихи» начали распускать слухи, порочащие Евдокию. Они были настолько правдоподобны, что даже её собственные дети не выдержали и пришли к матери, спрашивая: кого она по ночам принимает у себя в палатах? Вместо ответа Евдокия показала им тяжелые вериги на исхудалом теле, и сыновья смутились. Как могли они засомневаться в том, что она верна памяти мужа? После этого случая больше никто не смел очернять светлое имя Евдокии Московской.
Она пережила Дмитрия на 18 лет. Почувствовав приближение смерти, она пожелала стать монахиней, и при постриге ее нарекли Ефросинией. За огромное количество добрых дел она прославлена в лике святых Православной церкви. Не забыли добрую княгиню и признательные горожане, которым она во время правления отдавала последние силы. Сегодня преподобная Ефросиния почитается как один из небесных покровителей Москвы, как и её муж – почитаемый в лике святых князь Дмитрий Донской.
Деяния святых апостолов

Деян., 37 зач., XV, 35-41.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Дорогие радиослушатели, Христос воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Людям, которые говорят о Церкви, бывают свойственны две крайности: одни предполагают, что верующие и особенно священники практически святы, другие, напротив, считают, что верующие и особенно священники сплошь, если не мошенники, то как минимум люди очень лицемерные и греховные. Конечно, крайности на то и крайности, чтобы не отражать сложной и правдивой картины, но главная беда в том, что они мешают людям увидеть подлинный образ Церкви и войти в неё. О том, как увидеть баланс между этими крайностями, прикровенно говорится в отрывке из 15-й главы книги Деяний апостольских, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 15.
35 Павел же и Варнава жили в Антиохии, уча и благовествуя, вместе с другими многими, слово Господне.
36 По некотором времени Павел сказал Варнаве: пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне, как они живут.
37 Варнава хотел взять с собою Иоанна, называемого Марком.
38 Но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы.
39 Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом; и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр;
40 а Павел, избрав себе Силу, отправился, быв поручен братиями благодати Божией,
41 и проходил Сирию и Киликию, утверждая церкви.
Как-то мне довелось общаться с одним известным человеком, который очень скептически отзывался о верующих. В качестве доброго христианина я привёл в пример одного известного пожилого священника, о котором тот вдруг сказал: мы с ним в молодости жили в соседних подъездах, я всё про него знаю, кто к нему ходил, к кому ходил он сам... Не думайте, все ваши грешки подсчитаны". У меня было ощущение, что для моего собеседника этот его опыт был настолько определяющим, что дальше не о чем было и говорить... Подобная позиция была явным выбором этого человека. И уже под свой выбор он подбирал примеры.
В сегодняшнем чтении из книги Деяний апостольских мы слышим о споре и размолвке апостолов Павла и Варнавы, которая тоже может быть примером того, что христиане далеко не идеальны, причем не рядовые, но даже апостолы! Знай этот пример мой собеседник, может быть, я услышал эту историю из его уст.
Однако, о чём говорит книга Деяний на самом деле?
Павел и Варнава с большим числом соработников долгое время проповедовали Евангелие в Антиохии. Влекомые чувством пастырской ответственности, они решили проповедовать в общинах, которые были ими основаны прежде. При этом между ними вышел спор по поводу Иоанна Марка, которого Варнава хотел взять с собой, возможно, потому что тот был его родственником, а Павел не хотел, потому что в прошлом путешествии Иоанн Марк оставил их и не пошёл с ними до конца. У каждого были свои аргументы, так что вышло разногласие и был спор, который в итоге привёл к тому, что каждый пошёл своей дорогой. О Варнаве известно, что он посетил общины на Кипре, а Павел, с помощью Божией утверждал в вере Церкви в Сирии и Киликии.
Но разве разногласий не было между апостолами прежде? Бывали. Хорошо ли это? Нет. Это честно стоит признать. Обращаясь к Коринфской общине, Павел так и будет писать: надлежит быть между вами и разногласиям... Но, во-первых, не стоит путать разногласия и смертные грехи вроде блУда, воровства, колдовства и тому подобного, что было однозначно запрещено Церковью. И, во-вторых, важно не наличие или отсутствие разногласий, но то, как они разрешаются. А разрешился спор апостолов тем, что каждый с уважением принял выбор другого, не стал до конца настаивать на своём и вместо одной проповеди, мы получили две. Опыт разногласий, обсуждения разных точек зрения на самом деле очень важен, потому что рождает новые возможности на пути христианской жизни. Из дальнейшего повествования книги Деяний мы знаем, что апостол Павел и будущий евангелист Марк были во вполне добрых отношениях, и пусть это знание поможет нам правильно преодолевать разногласия и ошибки, которые бывают в жизни каждого, и стремиться быть верным Богу в главном.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Правила благочестивой жизни праведного Алексея Мечева». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты из произведения святого праведного Алексея Мечева «Краткое правило для благочестивой жизни», посвященные тому, как строить свой день, чтобы он проходил с духовной пользой.
Разговор шел о том, как христианину бороться с тревожностью, что может помогать в преодолении страстей, почему важно находить время для уединения, как научиться духовной дисциплине и почему она важна, а также каково значение чтения святых отцов.
Все выпуски программы Светлый вечер
Стать волонтёром проекта «Альфа — Поддержка» и помогать участникам СВО

Андрея, участника специальной военной операции, волонтёры благотворительного проекта «Альфа — Поддержка» повстречали в одном из госпиталей Москвы прошлой весной. После тяжёлого ранения молодой мужчина остался без ног и руки. Узнав историю Андрея, добровольцы захотели поддержать мужчину и его семью. У Андрея есть жена и четверо детей. В госпитале супруга одна, как могла, ухаживала за Андреем, и волонтёры поспешили ей на подмогу. Они обеспечили мужчине нужный уход и придумали, как решить проблему с его передвижением — собрали средства и купили современную, удобную инвалидную коляску, которой можно управлять одной рукой. На помощь мужчине откликнулось множество людей. У семьи Андрея в силу определённых причин на тот момент не было возможности её приобрести. В день выписки мужчины волонтёры благотворительного проекта «Альфа — Поддержка» доставили коляску прямо в больницу. Теперь Андрей передвигается сам, участвует в домашних делах и проводит время с близкими.
Команда проекта продолжает сопровождать Андрея на пути возвращения к обычной жизни. В августе прошлого года он впервые встал на протезы. Впереди ещё много работы, но важно, что уже сейчас Андрей не чувствует себя беспомощным.
Проект «Альфа — Поддержка» помогает бойцам, участникам специальной военной операции: навещает их в госпиталях Москвы и Подмосковья, организует автосопровождение, консультации с юристами и психологами. Кроме этого, команда проекта участвует в отправках гуманитарной помощи в зону боевых действий. Если вы хотите присоединиться к этим добрым делам, заполните форму волонтёра на сайте проекта «Альфа — Поддержка». Кроме того, помогать можно финансово или информационно.
Более подробно о том, как помогать:
1. Руками:
- Если у вас есть навыки шитья, вы можете помочь в создании специальных изделий или перешиве одежды для тех, кто в этом нуждается.
- Участвовать в организации сбора гуманитарной помощи для раненых и нуждающихся.
- Если у вас есть автомобиль, вы можете стать автоволонтером и помогать доставлять гуманитарную помощь или транспортировать раненых.
- Принять участие в уходе за раненными в госпиталях, предоставляя им необходимую поддержку и заботу.
- Если у вас есть психологическое образование, можете проводить занятия по арт-терапии для раненых.
- Если вы юрист, можете проводить бесплатные юридические консультации для подопечных.
2. Финансами:
- Вы можете участвовать в сборах и переводя средства на приобретение товаров для раненых. Также вы можете самостоятельно заказывать необходимые товары на маркетплейсах.
3. Информационно:
- Помогите донести информацию о проекте до большего числа людей! Распространяйте информацию на своих страницах в социальных сетях и других площадках.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов