Иногда спрашиваешь знакомых: как вы познакомились со своим мужем или женой? Обычно люди отвечают, что сошлись благодаря общим интересам: познакомились на концерте, ходили на одни лекции, занимались одним и тем же хобби. Считается, что очень трудно поддерживать отношения, а тем более жить с человеком, с которым у вас нет общих увлечений. Таким парам не о чем поговорить, и они быстро надоедают друг другу. Однако у Булата Окуджавы и Ольги Арцимович тоже поначалу не было ничего общего … кроме любви с первого взгляда.
Ольга воспитывалась в семье ученых и сама по образованию была физиком. Эта женщина, признанная красавица, мало чем интересовалась, кроме науки. Среди ее друзей не было литераторов – в основном ученые. Про Булата Окуджаву, который тогда уже прославился своими песнями под гитару, она ничего не слышала.
Однажды дядя, известный физик Лев Арцимович, пригласил Ольгу в гости на дачу. У него собирались не только профессора, но и люди творческие. Пригласил он и Булата Окуджаву – попеть. Для молодой девушки это стало откровением. Сама Ольга рассказывала о той знаменательной встрече так: «Вот тогда я Булата увидела впервые. Вошел гений, и все. Жена не имеет права говорить о муже в таких выражениях. Но я тогда в самом деле понятия не имела, кто он такой, и потому с полным правом подумала: вот гений. И никогда с тех пор этой точки зрения не изменила».
38-летний Окуджава сразу был очарован молодой красавицей, не отрывающей от него взгляда. Он задавал ей какие-то вопросы, а смущенная таким вниманием девушка постоянно говорила «да». И оба понимали: какие бы слова ни произносил Булат, спрашивал он о другом. И на это «другое», которое Ольга чувствовала сердцем, она и отвечала согласием. Выйти за него замуж Окуджава предложил уже на следующий день. Влюбленная Ольга не могла отказать…
Ольга и Булат Окуджава прожили в браке почти 35 лет, до самой смерти барда. После его смерти СМИ стали перечислять женщин, с которыми певец и композитор заводил романы. Однако сама Ольга отрицает, что подобное случалось после их свадьбы с Булатом. Его похождения были возможны до нее – но не после. И многочисленные стихи, посвященные Ольге, выступают лучшими свидетелями сильной любви Булата Окуджавы к жене.
С годами Ольга прониклась творчеством мужа, давала ему советы, подсказывала, какие обороты лучше использовать в стихах. У нее на то был особый «нюх» - физики предпочитают точность не только в числах, но и в словах. Вместе с женой они написали несколько сценариев. Булат продолжал ничего не понимать в физике, однако Ольгу это не расстраивало. Им, влюбленным друг в друга, иногда не нужно было даже разговаривать – достаточно было просто посмотреть в глаза.
Единственное разделение, которое всерьез тревожило Ольгу, касалось веры - Булат был совершенно равнодушен к религиозным вопросам. Об этом она со скорбью рассказывала знакомым священникам. В 1997 году супруги поехали за границу, и в Париже Окуджаве неожиданно стало плохо. Чувствуя приближение смерти, Булат попросил жену крестить его… Испуганная, волнующаяся за мужа Ольга стала лихорадочно соображать, где же ей найти священника, но поняла, что не успеет. К тому же она знала, что в подобных случаях крещение может совершить любой верующий человек. Она спросила у мужа только одно: какое имя ему дать. «Иван», - прошептал Окуджава. И тогда Ольга вспомнила, как однажды известный старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин) предсказал ей, что она сама окрестит мужа с именем Иоанн. Через несколько минут после крещения Окуджава умер. Так под конец жизни Ольга с Булатом объединились и в вере.
Сейчас, спустя годы, Ольга с улыбкой вспоминает, как помогала Окуджаве переписывать его стихотворения, как слушала его выступления. Разница в интересах физику и поэту не помешала прожить долгую и счастливую совместную жизнь.
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема