Мы не так уж много знаем о великих правителях древности и средневековья. Еще меньше мы знаем об их женах, о тех, кто сопровождал царей каждый день и помогал выстоять перед ударами судьбы. Об английском короле Альфреде Великом нам известно достаточно, чтобы понять, каким он был человеком. И в то же время источники незаслуженно обходят вниманием его жену, благочестивую Эльсвиту. Несомненно, жена такого поистине выдающегося мужа должна была отличаться завидным смирением и, конечно же, умом. Ведь не зря говорят: за каждым великим мужчиной стоит великая женщина.
Испытания для Эльсвиты начались прямо в день свадьбы. Ее жениха поразила некая болезнь, затем причинявшая сильные боли всю жизнь. Возможно, их вызывали камни в почках. Молодая жена справилась со своим огорчением и поддерживала мужа постоянно. Именно любящая Эльсвита терпеливо готовила лекарственные настои для Альфреда, который в государственных делах забывал обо всем личном. В те времена не существовало врачей, которые бы следили за здоровьем человека. И только благодаря заботе жены Альфред, с детства слабый здоровьем, редко болел.
Еще больше огорчений добросердечной Эльсвите приносили набеги викингов, разоряющих страну. Северные варвары были настолько сильны, что почти одержали верх над неокрепшим английским государством. Королевской семье пришлось бежать туда, куда еще не дотянулась грубая рука язычников. У Эльсвиты в то время уже было несколько детей, один – совсем младенец. Альфред спрятал жену у надежных друзей и ушел скитаться по обширным английским болотам в надежде, что отвлечет на себя внимание врагов. Эльсвита со слезами на глазах провожала мужа. Ей было тяжело расставаться с ним, но оба знали – дети важнее, именно им мать должна посвятить себя. Сердцем понимала Эльсвита и то, что не способна помочь мужу в поисках собственного пути. Найти его мужчина должен сам. Но так любила его королева и так скучала, что пролила немало слез в молитвах, чтобы муж ее остался жив и обрел себя.
Молитвы Эльсвиты были услышаны Богом. Не прошло и года, как Альфред вернулся. Жена удивилась его новому взгляду. Из него исчезла королевская надменность, а на смену ей пришли смирение и мудрость. В тот же год Альфред собрал народ и дал отпор язычникам, наголову разбив их войско. Когда предводитель викингов ГУтрум сдался, все ждали, что король казнит его. Однако дальновидная Эльсвита подсказала мужу иное решение. Она предложила обойтись с язычником милостиво, показать, насколько Альфред страшен в гневе, когда на его людей нападают, и насколько он добр с побежденными. Только искренне любящая женщина могла посоветовать такое своему мужу, чтобы уберечь его от новых напастей. Убей одного врага – появится другой, не менее слабый. Но ведь сделать союзника из бывшего противника куда лучше! Подумав, Альфред согласился. И расчет оправдался – ГУтрум был настолько впечатлен дружелюбием короля, что крестился в христианскую веру и затем свято соблюдал границы стран.
Кто знает, сколько еще мудрых советов дала Эльсвита мужу! Она успевала и утешить его при неудачах, и помочь в государственных делах. А ведь еще нужно не забывать о семейном уюте и воспитании семи детей! Все это ложилось на плечи Эльсвиты, пока Альфред дни и ночи трудился на благо своего народа. И жена с радостью помогала ему справиться с таким серьезным делом. Она с разными заботами сновала по замку, распоряжалась по хозяйству, следила за детьми и принимала гостей, когда король был занят. В ней Альфред нашел настоящую опору и неизменно радовался, когда видел жену.
После смерти мужа Эльсвита основала женский монастырь НаннамИнстер и удалилась в него. Без Альфреда для благочестивой женщины, которая привыкла жертвовать собой ради мужа и детей, жизнь потеряла все краски. Мечты Эльсвиты сбылись – ее потомки стали не менее великими правителями, чем Альфред. Она умерла счастливой, с осознанием того, что исполнила свой долг. Народ, в отличие от историков, не забыл о ней – после смерти Эльсвиту стали почитать как святую, а день ее памяти отмечается 20 июля – ведь кому, как не простым людям, знать, что иногда на таких «серых мышках» держится весь мир.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 122 зач., I, 1-9.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. У религиозной жизни много специфических черт, которые отличают её от жизни светской. Какова же важнейшая черта жизни христианской? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,
2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,
5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,
6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,
7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
Как известно у всякого человека есть свой вкус, некоторая внутренняя расположенность, рационально объяснить которую можно с большим трудом. Объяснения, конечно, возможны, но всегда чувствуется, что дело глубже, чем любые слова. Как-то мне довелось попасть в одну молитвенную комнату и, надо сказать, я не сразу понял, представители какой религии в ней собираются. Я, конечно, несколько утрирую, потому что по множеству дополнительных признаков прекрасно понимал, что говорю с христианами, но какими-то своеобразными, потому что молитвенное пространство было организовано так, что собственно Христу места в нём практически не нашлось. Скажу проще: я долго и внимательно осматривал стены и не нашёл ни одной иконы Спасителя. Несколько позже, присмотревшись, обнаружил лежащую где-то на подоконнике икону Богородицы, у которой на руках был младенец Иисус. Передо мной были христиане, но был ли Христос центром их жизни, мне оставалось лишь догадываться.
Отрывок, который мы сегодня услышали, — это буквально первые строки первого же послания к Коринфянам. В нём на протяжении всего нескольких предложений имя Иисус Христос встречается девять раз. Кому-то это может показаться избыточным, кто-то обвинит апостола в ненужных повторах и несовершенной стилистике. Но мне кажется, что Павел прекрасно понимал, что делал. Сложной и раздираемой противоречиями общине, людям, которые делились на партии в зависимости от избранного пастыря и учителя, он указывал на главное: они христиане. Апостол отмечает, что, как сам он, так и люди, к которым он обращается, призваны и освящены в Иисусе Христе, имя Которого они призывают в молитвах. Даже говоря о Боге-Отце, апостол не просто называет Его Отцом, но подчёркивает, что Он Отец не только наш, но и Господа Иисуса Христа. Иными словами, он делает то, что на первый взгляд может показаться очень странным, напоминает христианам, что в центре их религиозной жизни должна быть личность Богочеловека Христа. Им стоит помнить, что благодать Божия дарована им не за их заслуги, не за набожность или молитвы... Она дана им во Христе, потому что только войдя в общение с Ним, они примирились с Отцом и стали способны к благодатной жизни. Город Коринф был богатым и известным культурным центром, и члены местной общины порой очень высоко себя ставили. Понимая это, апостол с самого начала напоминает им, что именно через Иисуса Христа они обогатились всем, всяким словом и всяким познанием. У них естественно были человеческие ресурсы, но спасение было для них возможно только в общении со Христом.
И вот со времени написания послания в Коринф прошло почти две тысячи лет, а многим из нас до сих пор приходится напоминать элементарную вещь — христианской нашу жизнь делает не специфический язык, не внешний вид, не набожность, не соблюдение нравственных принципов. Всё это, очевидно, есть в жизни всех верующих людей, к какой бы религиозной традиции они ни принадлежали. Христианской нашу жизнь в первую очередь делает вера в Иисуса Христа как в Сына Божьего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Марусе справиться с последствиями химиотерапии

Марусе Гадаскиной из Воронежской области скоро исполнится 2 года. Летние дни она проводит с семьёй в деревне, ест ароматные ягоды, играет с собакой и с интересом собирает полевые цветы. И если бы не помощь фонда «ДоброСвет» и отзывчивых людей, этих радостных моментов в жизни малышки могло и не быть.
У Маруси онкологическое заболевание — рак крови. Много времени она провела в больнице. «Мы всей семьей восхищаемся её рвением к жизни. Тем, как она переживала все трудности и боролась за каждый новый день», — делится мама. Маруся выдержала три блока химиотерапии. Однако после лечения возникли осложнения, затронувшие лёгкие.
При участии фонда «ДоброСвет» удалось приобрести лекарство, которое вовремя поддержало организм малышки. Сегодня она чувствует себя хорошо и может находится не в больничной палате, а дома, среди близких. У неё есть возможность развиваться и проживать своё детство весело. Но проблемы со здоровьем у Маруси всё ещё остаются. Каждый месяц ей необходимо приезжать к врачам на осмотр и ежедневно принимать дорогостоящее лекарство, которое помогает ей справляться с последствиями химиотерапии. Поэтому фонд продолжает поддерживать семью из Воронежской области и вновь ведёт сбор на несколько упаковок лекарства для двухгодовалой Маруси.
Если и вы хотите поддержать маленькую героиню, которая отважно противостоит всем невзгодам, переходите на сайт фонда «ДоброСвет» и сделайте любой благотворительный взнос. Пусть Маруся и дальше продолжает радоваться жизни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о сеятеле». Протоиерей Павел Великанов

У нас в студии был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
Мы говорили о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о сеятеле, о ее главных образах и о том, как сохранить и взрастить в себе посеянное слово Божие и принести достойный плод.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер