Мы не так уж много знаем о великих правителях древности и средневековья. Еще меньше мы знаем об их женах, о тех, кто сопровождал царей каждый день и помогал выстоять перед ударами судьбы. Об английском короле Альфреде Великом нам известно достаточно, чтобы понять, каким он был человеком. И в то же время источники незаслуженно обходят вниманием его жену, благочестивую Эльсвиту. Несомненно, жена такого поистине выдающегося мужа должна была отличаться завидным смирением и, конечно же, умом. Ведь не зря говорят: за каждым великим мужчиной стоит великая женщина.
Испытания для Эльсвиты начались прямо в день свадьбы. Ее жениха поразила некая болезнь, затем причинявшая сильные боли всю жизнь. Возможно, их вызывали камни в почках. Молодая жена справилась со своим огорчением и поддерживала мужа постоянно. Именно любящая Эльсвита терпеливо готовила лекарственные настои для Альфреда, который в государственных делах забывал обо всем личном. В те времена не существовало врачей, которые бы следили за здоровьем человека. И только благодаря заботе жены Альфред, с детства слабый здоровьем, редко болел.
Еще больше огорчений добросердечной Эльсвите приносили набеги викингов, разоряющих страну. Северные варвары были настолько сильны, что почти одержали верх над неокрепшим английским государством. Королевской семье пришлось бежать туда, куда еще не дотянулась грубая рука язычников. У Эльсвиты в то время уже было несколько детей, один – совсем младенец. Альфред спрятал жену у надежных друзей и ушел скитаться по обширным английским болотам в надежде, что отвлечет на себя внимание врагов. Эльсвита со слезами на глазах провожала мужа. Ей было тяжело расставаться с ним, но оба знали – дети важнее, именно им мать должна посвятить себя. Сердцем понимала Эльсвита и то, что не способна помочь мужу в поисках собственного пути. Найти его мужчина должен сам. Но так любила его королева и так скучала, что пролила немало слез в молитвах, чтобы муж ее остался жив и обрел себя.
Молитвы Эльсвиты были услышаны Богом. Не прошло и года, как Альфред вернулся. Жена удивилась его новому взгляду. Из него исчезла королевская надменность, а на смену ей пришли смирение и мудрость. В тот же год Альфред собрал народ и дал отпор язычникам, наголову разбив их войско. Когда предводитель викингов ГУтрум сдался, все ждали, что король казнит его. Однако дальновидная Эльсвита подсказала мужу иное решение. Она предложила обойтись с язычником милостиво, показать, насколько Альфред страшен в гневе, когда на его людей нападают, и насколько он добр с побежденными. Только искренне любящая женщина могла посоветовать такое своему мужу, чтобы уберечь его от новых напастей. Убей одного врага – появится другой, не менее слабый. Но ведь сделать союзника из бывшего противника куда лучше! Подумав, Альфред согласился. И расчет оправдался – ГУтрум был настолько впечатлен дружелюбием короля, что крестился в христианскую веру и затем свято соблюдал границы стран.
Кто знает, сколько еще мудрых советов дала Эльсвита мужу! Она успевала и утешить его при неудачах, и помочь в государственных делах. А ведь еще нужно не забывать о семейном уюте и воспитании семи детей! Все это ложилось на плечи Эльсвиты, пока Альфред дни и ночи трудился на благо своего народа. И жена с радостью помогала ему справиться с таким серьезным делом. Она с разными заботами сновала по замку, распоряжалась по хозяйству, следила за детьми и принимала гостей, когда король был занят. В ней Альфред нашел настоящую опору и неизменно радовался, когда видел жену.
После смерти мужа Эльсвита основала женский монастырь НаннамИнстер и удалилась в него. Без Альфреда для благочестивой женщины, которая привыкла жертвовать собой ради мужа и детей, жизнь потеряла все краски. Мечты Эльсвиты сбылись – ее потомки стали не менее великими правителями, чем Альфред. Она умерла счастливой, с осознанием того, что исполнила свой долг. Народ, в отличие от историков, не забыл о ней – после смерти Эльсвиту стали почитать как святую, а день ее памяти отмечается 20 июля – ведь кому, как не простым людям, знать, что иногда на таких «серых мышках» держится весь мир.
28 июня. О личности и трудах Сергея Платонова

Сегодня 28 июня. В этот день в 1860 году родился историк Сергей Платонов.
О его личности и трудах — протоиерей Василий Гелеван.
Центральной темой его работ было изучение историко-литературных рукописей, особенно периода Смутного времени. Ученый исследовал сказания, летописи, жития святых. Его особенно интересовали нравственные поучения, проповеди. Платонов ввёл в научный оборот множество доселе неизведанных рукописей.
Он получил степень магистра истории, защитил диссертацию на тему «Древнерусские повести и сказания о Смутном времени XVII века». Вместе с глубиной и фундаментальным подходом к его изысканиям, Платонов проявил себя ещё и как замечательный преподаватель.
Он практиковал такую своеобразную, очень увлекательную манеру подачи материала. Он был не учителем, а другом, рассказчиком, таким живым и очень ярким. И это довольно редкое совмещение.
Чаще всего мы видим выдающегося литератора, но при этом лишённого риторических способностей. Или наоборот, человека, в общем-то, поверхностного, но который может очень красиво подать.
Сергей Фёдорович Платонов — это редкое исключение, которого и читать интересно, и слушать. И яркость, и образность того материала, который он излагал, была не только в лекциях, и не только на страницах, но и во всех его выступлениях живых. Этим он запомнился своим современникам и студентам.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 июня. О молодых людях как о будущем нашей страны

Сегодня 28 июня. День молодежи России.
О молодых людях как о будущем нашей страны — священник Захарий Савельев.
По мысли людей, работающих на местах педагогов, преподавателей, и по мысли политиков, по мысли великих государственных деятелей в нашем будущем, молодёжь — это всегда будущее нации, страны, народа, целого мира. И вот какое будущее у нас будет, зависит сейчас от нас и зависит от молодых людей. Зависит сначала от людей, уже умудрённых опытом, и заканчивается на тех людях, которые сегодня готовятся формировать наше будущее.
И вот Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл особое значение уделяет именно молодым людям. Как мы с вами знаем, как мы видим, Святейший Патриарх поддерживает молодёжные проекты внутри Русской Православной Церкви, ведёт диалог со студенческой средой и преподавательской, которая формирует эту молодёжную среду.
Главный Святейший Патриарх привлекает молодых людей как на богослужения, так и на служение Церкви в целом, создавая новые горизонты у нашей Церкви, к которым мы все призваны тоже прийти, чтобы Церковь наполнялась не только людьми, которые на опыте познали скорбь и тесноту, о которых писал апостол Павел, но и наполнялись храмы теми молодыми лицами, которые ещё не столкнулись в полной мере с последствиями тех ошибок, которые допустили некоторые из нас в своей молодости.
В исторической перспективе побеждают не военачальники и солдаты, а побеждают педагоги и священники, которые лицом к лицу сталкиваются сначала с детишками, потом с молодыми людьми, а потом уже этих людей ведут во взрослую жизнь.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Евреям святого апостола Павла

Евр., 318 зач., VII, 26 - VIII, 2.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Церковная жизнь у многих ассоциируется с деятельностью духовенства. Что вполне объяснимо. Священство — так сказать, витрина церковной жизни. О значении служения духовенства и корнях этого служения рассуждает апостол Павел в отрывке из 7-й и 8-й глав послания к Евреям, что читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 7.
26 Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес,
27 Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого.
28 Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного.
Глава 8.
1 Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах
2 и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек.
Богослужение в храме Соломона в Иерусалиме совершали ветхозаветные священники. Все они, без исключения, принадлежали к одному роду-колену, восходящему к сыну праотца Иакова, Левию. Такова была воля Господня. Иудейский первосвященник, высшая степень религиозного служения в древнем Израиле, тоже являлся потомком Левия, но обязан был также иметь родство с праотцем Аароном — братом пророка Моисея. Аарон — первый в истории ветхозаветный первосвященник. Вместе с Моисеем Аарон вывел еврейский народ из Египта. Во время путешествия по Синайской пустыне он совершал богослужение в Скинии — переносном храме.
Веками служение первосвященника было пожизненным. Однако ко времени Рождества Христова всё изменилось. Жестокий царь Ирод, боясь потерять власть, видел в собственных подданных врагов. В том числе он опасался того общественного авторитета, что имелся у первосвященника. Поэтому Ирод сделал так, чтобы в Израиле имелось сразу несколько первосвященников. Они сменяли друг друга либо по установленной череде, либо просто по желанию правителя. Впоследствии первосвященники стали назначаться также по указанию римских властей. В итоге во время земной жизни Иисуса Христа в Иерусалиме было несколько первосвященников.
Наиболее часто евангелисты упоминают двух из них — Анну и его зятя Каиафу. Оба они был саддукеями, то есть теми, кто сотрудничал с Римом и, среди прочего, не верил в бессмертие души. Анна являлся хитрым интриганом с мощнейшими связями. Он тайно управлял храмовой казной, распоряжался ритуальным имуществом. Действующим первосвященником был Каиафа. Но по факту он был марионеткой в руках своего тестя Анны. Однако именно Каиафа осуществил жест, ставший символом прекращения первосвященнического служения. Во время суда над Христом Каиафа в гневе разорвал на себе одежды. Тем самым он одновременно совершил богохульство и вынес пророчество — Иерусалимский храм будет разрушен, а ветхозаветное священство упразднено. Его заместило собой священство новозаветное, ведущее начало не от Аарона и Левия, а от Христа Спасителя — Божественного пастыря.
В первые века христианства Спасителя было принято изображать на иконах и фресках не в виде первосвященника или Небесного судьи. А в виде пастыря доброго, то есть заботливого пастуха, который охраняет стадо овец от различных опасностей и является тем, за кем не страшно следовать. В Евангелии от Иоанна Христос Сам называет Себя Пастырем, причём Пастырем добрым. И тут же поясняет, почему Его утверждение является верным. Пастырь добрый полагает душу свою за овец.
Слова Христа нашли подтверждение на практике. Спаситель пожертвовал Собой ради спасения человечества от власти греха и дьявола. Христос призвал быть добрыми пастырями и Своих учеников-апостолов. Все они впоследствии самоотверженно трудились на ниве христианской проповеди — основывали новые церкви, рассказывали о Евангелии разным народам. Причём, делали это бесстрашно — невзирая на многочисленные опасности. В итоге, почти все апостолы умерли мученической смертью. Пастырский пример Спасителя и Его учеников является основой для служения современных священников. Не столько в смысле переживания страданий, сколько в смысле самоотверженного служения Богу и Церкви. Православное понимание пастырского служения предполагает, что пастырь должен быть примером для мирян и в молитве, и в ежедневном исполнении заповедей Божиих. Не следует думать, что пастырь обладает какой-либо властью над прихожанами. Он не может и не имеет права замещать собой Христа. Пастырь — это проводник к Богу, спутник своих прихожан по пути духовной жизни — тот, кто помогает в трудных ситуациях, наставляет не только словами, но и поступками.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов