
Есть страны, которые при ближайшем рассмотрении оказываются не тем, чем кажутся в начале. Характерным примером такой страны является Албания. Если судить по новостям и слухам, то это страна совершенно мусульманская. На самом деле, все обстоит иначе. Сегодня в Албании православных христиан, если и меньше, чем мусульман, то совсем не намного. Руководство Албанской Церкви и вовсе утверждает, что православные составляют около 50 процентов населения Албании. Рост числа православных албанцев — явление недавнее, связанное с поставлением во главу Албанской Церкви архиепископа Анастасия (Яннулатоса). Благодаря активной деятельности архиепископа Анастасия множество албанцев приняли православное крещение.
Православные албанцы, как и все православные, очень любят праздновать Пасху. Албанское богослужение в пасхальную ночь почти не отличается от нашего. Зато от российских значительно отличаются пасхальные албанские угощения. Конечно же, у православных албанцев на Пасху принято есть крашеные яйца — главный символ дня Воскресения Христова. Но на этом, пожалуй, сходство и заканчивается.
На традиционном пасхальном столе в Албании вы сможете увидеть такие традиционные для этой страны блюда, как например: счумлек, таве-элбасани, таратор и другие. За такими экзотическими названиями скрываются довольно простые в приготовлении блюда. Простые, но при этом чрезвычайно вкусные.
Итак, счумлеком в Албании принято называть говядину, тушеную вместе с луком. В связи с тем, что сегодняшняя албанская культура формировалась под влиянием ислама, даже в православных семьях здесь свинину есть не принято. Вот и на Пасху албанцы-христиане разговляются мясными блюдами или из говядины (как счумлек), или из баранины.
Традиционным пасхальным угощением из баранины в Албании считается «таве-элбасани», иначе баранина, запеченная в йогуртовом соусе. Под йогуртом в Албании принято понимать не наши магазинные йогурты, а особую кисломолочную закваску, которую здесь на греческий манер называют «яурти». Яурти добавляет баранине особую нежность, а средиземноморские специи делают ее удивительно вкусной.
Также на основе яурти готовится знаменитый суп таратор. Рецепт этого угощения чрезвычайно прост. Для приготовления таратора необходимо взять огурцы, большое количество зелени, грецкий орех и чеснок. Все это необходимо натереть на терке и заправить яурти. После этого таратор помещается в холодильник на один час, после чего считается готовым.
Что касается сладостей, то албанцы никогда не откажут себе в них на Пасху. Для приготовления традиционных десертов в Албании используют молоко, сливки, фруктовые соки и сиропы. Наиболее популярными блюдами являются пахлава, пудинг из пшеницы (ашуре) и пудинг из риса с корицей (султяш), которые очень удачно дополняют собой пасхальное застолье.
Все выпуски программы Вселенная православия
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема