Этот случай мне пересказали друзья….
На окраине одного сибирского города жила семья – мама и трое детей. Мама растила детей одна, а работала она проводницей на железной дороге. И вот как-то раз шла она с сыном-старшеклассником мимо свалки. Смотрят – в коробках спит человек… Ясно – бездомный. И не пьяный вроде. Жалко им стало человека, замерзнет еще – стоял уже ноябрь, снег лежал. Принесли они из дома санки, отвезли человека к себе в баньку, благо жили неподалеку, в небольшом деревянном доме. Пусть, мол, отогреется, отоспится, завтра уйдет… Наутро мужик ушел, а к вечеру снова пришел, попросился в ту же баньку. И так и остался при этой баньке, а за приют платил работой: снег почистить, дров поколоть, забор поправить, да мало ли во дворе и в доме работы. Руки у мужика оказались золотые…
Однажды приезжает хозяйка из рейса – устала, настроение невеселое, забот да тревог у одинокой матери с тремя детьми немало. Заходит в дом – сидит тот мужик, чисто вымытый-выбритый, за столом, улыбается смущенно, рядом - дети, на столе - цветы, торт… Села она на табуретку у порога и заплакала: а ведь у нее сегодня день рождения, а она и забыла совсем.
И до сих пор живут они вместе, стали мужем и женой, вместе растят детей. Мужик хорошим человеком оказался, только жизнь у него оказалась нелегкая: был мастером на заводе, ценили его там. Да пришло время – закрыли завод, отправили всех за ворота. Долгое время не мог он найти работу, а жена его всё пилила, денег требовала. А потом – нашла себе кавалера побогаче, а мужа обманом выписала из квартиры, да и выгнала на улицу… Так он на свалке и оказался.
Свалка – место такое, туда отправляют многое, что в нынешней суетной жизни, в которой приоритеты и ценности меняются быстро, как модели айфонов, оказывается без надобности. Многие люди что-нибудь со свалки да спасут. Кто-то пожалеет фикус в горшке, принесет, приютит у себя – ну и что, что немодно, зато живое растение, и оно способно чувствовать доброту и заботу. Кто-то котенка или щенка подберет, которыми, как игрушками, хозяева поиграли да выбросили. Кто-то приносит со свалок книги – многим они в наш электронный век становятся обузой в квартире. Кто-то и специально рыщет по свалкам, находит старинные самовары, утюги, вазочки, старые советские игрушки – как-никак раритеты, предметы так называемой винтажной моды… Ну а кто-то вот и счастье свое способен на свалке найти – как бы нас ни разубеждал наш циничный потребительский век, добро без награды никогда не останется.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.