Нередко родители думают, что гораздо лучше знают, как их дети должны ступать по этой жизни. Но что принесёт человеку настоящее счастье – следование советам, которые ему не по душе, или решения, принятые самостоятельно?
Растко, наследник сербского правителя Стефана, был уверен: его отец ничего не понимает в истинном предназначении своего сына. Юноша с нетерпением мерил шагами маленькую комнату на задворках замка. Растко ждал гостя и надеялся, что при дворе не заметят их отсутствия. Шёл XII век, и о том, что дети могут идти поперек воли родителей, никто и в помине не слышал. И поэтому Растко приходилось скрывать свои намерения.
Он был самым младшим из трёх сыновей Стефана и самым способным. Несмотря на молодые годы, он давно обошёл в учении братьев и выказывал куда больше мудрости. Не удивительно, что Стефан собирался посадить на престол после себя именно его.
Юноше дали самое лучшее образование и воспитывали в благочестии – ведь правитель должен быть не только умным, но и справедливым. К чему приведёт свой народ князь, который не придерживается высоких моральных принципов? Стефан, сам прославленный правитель, по праву заслуживший любовь народа, гордился сыном. Из мальчика вырастет достойный преемник, считал отец. Но Стефан, полностью погруженный в государственные дела, даже не представлял, о чем на самом деле мечтает сын.
А Растко хотел уйти в монастырь. Пышность княжеского двора его совершенно не прельщала, и он всем сердцем стремился узнать, как живут иноки. В тот вечер юноша всё-таки дождался гостя – русского монаха. Он рассказал Растко о горе Афон и, видя, как у него загорелись глаза, посоветовал ехать туда.
Сначала Растко, как послушный сын, осторожно поговорил об этом с отцом. Но Стефан только разозлился. Сербия не может лишиться такого многообещающего правителя! Князь чуть не посадил сына под замок. Какие только глупости не придут в молодую голову! Надо найти Растко хорошую жену, и другие мысли покинут его. Решив так, отец успокоился и отпустил сына.
Узнав о предстоящей свадьбе, юноша понял: надо бежать, иначе его мечта станет недосягаемой. Сделав вид, будто хочет поохотиться, Растко собрал вещи и поехал к давешнему гостю. Монах сильно удивился, увидев, кто его навестил. И ещё больше он изумился, когда услышал, что Растко умоляет проводить его до Афона. Юноша был настолько непреклонен, что монах в конце концов согласился…
Стефан, уверенный, что сын давно передумал становиться иноком, спохватился не сразу. Князь догадался обо всём, только когда Растко благополучно достиг Святой Горы. За ним срочно отправили дружину. Воины вздохнули с облегчением, обнаружив, что Растко ходит по Афону в мирской одежде. Это значило, что он ещё не постригся в монахи и его можно вернуть домой завтра же. Поэтому дружина расслабилась, не зная, насколько сильно Растко желает стать монахом. Когда воины проснулись утром, он уже сменил обычный наряд на чёрную рясу…
Стефан пришёл в ярость, но поделать ничего не мог. Он был недоволен поступком Растко, потому что это оставило Сербию без поистине выдающегося правителя. Но толку было бы от него, если бы он только и думал, что о монашестве? И Стефан смирился. Всё равно, если бы он настоял на своём, добра бы не вышло. Отец принял решение Растко и сделал наследником другого сына.
Растко, в монашестве Савва, был счастлив, что добился того, к чему стремилась его душа. Выждав несколько лет, он начал писать отцу письма и рассказывать о том, как хороша монастырская жизнь. Стефан читал их с трепетом. Суровый монарх смягчился в последние годы и наконец-то был готов прислушаться к сыну. В посланиях Савва убеждал отказаться от богатства и посвятить остаток жизни Богу. Впечатлённый духовной радостью сына и вдохновлённый его примером, пожилой князь передал престол среднему сыну и принял иночество с именем Симеон. После этого он поехал на Афон.
Савва был невероятно рад, что их с отцом теперь соединяет монашеский чин. Вместе они начали возводить на Афоне сербский Хиландарский монастырь. Однако Симеон недолго прожил после завершения строительных работ. Годы взяли своё, и старец мирно скончался.
Похоронив отца, Савва, оставаясь монахом, продолжил дело отца-монарха. В Сербии он помирил враждующих старших братьев и способствовал окончанию войны с Венгрией, создал независимую Сербскую православную церковь.
Многие великие деяния прославили Савву. Но никогда он не забывал то, с чего всё началось, как он убежал из дома, чтобы стать монахом. Он решился нарушить волю отца, потому что был убеждён – так он исполняет волю Божию. Принятое в юности трудное решение привело к святости не только самого Савву, но и его отца. Мощи отца Симеона наделены редчайшим даром мироточения, а гробница плодоносит – из неё много веков растёт виноградная лоза, через грозди которой Господь приносит исцеление от бесплодия тысячам супружеских пар со всего света.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.