Нередко родители думают, что гораздо лучше знают, как их дети должны ступать по этой жизни. Но что принесёт человеку настоящее счастье – следование советам, которые ему не по душе, или решения, принятые самостоятельно?
Растко, наследник сербского правителя Стефана, был уверен: его отец ничего не понимает в истинном предназначении своего сына. Юноша с нетерпением мерил шагами маленькую комнату на задворках замка. Растко ждал гостя и надеялся, что при дворе не заметят их отсутствия. Шёл XII век, и о том, что дети могут идти поперек воли родителей, никто и в помине не слышал. И поэтому Растко приходилось скрывать свои намерения.
Он был самым младшим из трёх сыновей Стефана и самым способным. Несмотря на молодые годы, он давно обошёл в учении братьев и выказывал куда больше мудрости. Не удивительно, что Стефан собирался посадить на престол после себя именно его.
Юноше дали самое лучшее образование и воспитывали в благочестии – ведь правитель должен быть не только умным, но и справедливым. К чему приведёт свой народ князь, который не придерживается высоких моральных принципов? Стефан, сам прославленный правитель, по праву заслуживший любовь народа, гордился сыном. Из мальчика вырастет достойный преемник, считал отец. Но Стефан, полностью погруженный в государственные дела, даже не представлял, о чем на самом деле мечтает сын.
А Растко хотел уйти в монастырь. Пышность княжеского двора его совершенно не прельщала, и он всем сердцем стремился узнать, как живут иноки. В тот вечер юноша всё-таки дождался гостя – русского монаха. Он рассказал Растко о горе Афон и, видя, как у него загорелись глаза, посоветовал ехать туда.
Сначала Растко, как послушный сын, осторожно поговорил об этом с отцом. Но Стефан только разозлился. Сербия не может лишиться такого многообещающего правителя! Князь чуть не посадил сына под замок. Какие только глупости не придут в молодую голову! Надо найти Растко хорошую жену, и другие мысли покинут его. Решив так, отец успокоился и отпустил сына.
Узнав о предстоящей свадьбе, юноша понял: надо бежать, иначе его мечта станет недосягаемой. Сделав вид, будто хочет поохотиться, Растко собрал вещи и поехал к давешнему гостю. Монах сильно удивился, увидев, кто его навестил. И ещё больше он изумился, когда услышал, что Растко умоляет проводить его до Афона. Юноша был настолько непреклонен, что монах в конце концов согласился…
Стефан, уверенный, что сын давно передумал становиться иноком, спохватился не сразу. Князь догадался обо всём, только когда Растко благополучно достиг Святой Горы. За ним срочно отправили дружину. Воины вздохнули с облегчением, обнаружив, что Растко ходит по Афону в мирской одежде. Это значило, что он ещё не постригся в монахи и его можно вернуть домой завтра же. Поэтому дружина расслабилась, не зная, насколько сильно Растко желает стать монахом. Когда воины проснулись утром, он уже сменил обычный наряд на чёрную рясу…
Стефан пришёл в ярость, но поделать ничего не мог. Он был недоволен поступком Растко, потому что это оставило Сербию без поистине выдающегося правителя. Но толку было бы от него, если бы он только и думал, что о монашестве? И Стефан смирился. Всё равно, если бы он настоял на своём, добра бы не вышло. Отец принял решение Растко и сделал наследником другого сына.
Растко, в монашестве Савва, был счастлив, что добился того, к чему стремилась его душа. Выждав несколько лет, он начал писать отцу письма и рассказывать о том, как хороша монастырская жизнь. Стефан читал их с трепетом. Суровый монарх смягчился в последние годы и наконец-то был готов прислушаться к сыну. В посланиях Савва убеждал отказаться от богатства и посвятить остаток жизни Богу. Впечатлённый духовной радостью сына и вдохновлённый его примером, пожилой князь передал престол среднему сыну и принял иночество с именем Симеон. После этого он поехал на Афон.
Савва был невероятно рад, что их с отцом теперь соединяет монашеский чин. Вместе они начали возводить на Афоне сербский Хиландарский монастырь. Однако Симеон недолго прожил после завершения строительных работ. Годы взяли своё, и старец мирно скончался.
Похоронив отца, Савва, оставаясь монахом, продолжил дело отца-монарха. В Сербии он помирил враждующих старших братьев и способствовал окончанию войны с Венгрией, создал независимую Сербскую православную церковь.
Многие великие деяния прославили Савву. Но никогда он не забывал то, с чего всё началось, как он убежал из дома, чтобы стать монахом. Он решился нарушить волю отца, потому что был убеждён – так он исполняет волю Божию. Принятое в юности трудное решение привело к святости не только самого Савву, но и его отца. Мощи отца Симеона наделены редчайшим даром мироточения, а гробница плодоносит – из неё много веков растёт виноградная лоза, через грозди которой Господь приносит исцеление от бесплодия тысячам супружеских пар со всего света.
Псалом 25. Богослужебные чтения
Христианство — это религия, которая учит терпению. Но как можно терпеть несправедливость и ложь? Действительно ли Священное Писание призывает к этому? Или же оно всё-таки призывает к борьбе за справедливость и правду? Ответ на этот вопрос находим в 25-м псалме, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 25.
Псалом Давида.
1 Рассуди меня, Господи, ибо я ходил в непорочности моей, и, уповая на Господа, не поколеблюсь.
2 Искуси меня, Господи, и испытай меня; расплавь внутренности мои и сердце моё,
3 ибо милость Твоя пред моими очами, и я ходил в истине Твоей,
4 не сидел я с людьми лживыми, и с коварными не пойду;
5 возненавидел я сборище злонамеренных, и с нечестивыми не сяду;
6 буду омывать в невинности руки мои и обходить жертвенник Твой, Господи,
7 чтобы возвещать гласом хвалы и поведать все чудеса Твои.
8 Господи! возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей.
9 Не погуби души моей с грешниками и жизни моей с кровожадными,
10 у которых в руках злодейство, и которых правая рука полна мздоимства.
11 А я хожу в моей непорочности; избавь меня, Господи, и помилуй меня.
12 Моя нога стоит на прямом пути; в собраниях благословлю Господа.
Только что прозвучавший псалом — это псалом-жалоба. Очевидно, что его автор страдает под тяжестью ложных обвинений, которые против него выдвигают недруги. Можно предположить, что он отчаялся искать правосудие в гражданских судах. А потому он обращается к тому, кто один может ему помочь, к Богу. Поэтому и начинается псалом словами «Рассуди́ меня́, Го́споди». Но далее мы слышим от псалмопевца весьма странную и необычную просьбу: «Искуси́ меня́, Го́споди, и испыта́й меня́; распла́вь вну́тренности мои́ и се́рдце моё», — молит он Творца.
Бывает так, что человек оказался в неприятной ситуации и понёс убытки. Например, ему был нанесён физический или материальный ущерб. Однако он не идёт в полицию, не обращается в суд, потому что видит в произошедшем и свою вину. Возможно, именно он сам спровоцировал конфликт. Может быть, сам подливал для него масло в огонь. А, вероятно, и сам нанёс ущерб. Его вклад в склоку и разлад может быть небольшим по сравнению с его неприятелями, однако, если он пойдёт к судье как пострадавший, то вскоре может стать обвиняемым. «У самого рыльце в пушку», — говорим мы о такой ситуации.
Псалмопевец ощущает себя иначе. Он предъявляет обвинения против обидчиков и заявляет о своей готовности, если потребуется, пройти любой экзамен. Хоть на детекторе лжи. Вплоть до того, что станут очевидны его самые потаённые мысли и чувства, спрятанные глубоко-глубоко в сердце. Его совесть чиста. Это и даёт ему силы для такой вдохновенной и, можно сказать, дерзновенной молитвы.
Опыт тяжёлых, конфликтных ситуаций есть у каждого из нас. Всякому из нас наносили ущерб, как минимум, моральный. Возможно, мы страдали от лжи и клеветы. Возможно, не могли найти справедливости и нам было больно и обидно от этого. Может быть, мы находимся в таком непростом положении прямо сейчас. Прозвучавший псалом призывает нас не сидеть сложа руки, жалуясь на судьбу. Он призывает нас искать правду. Идти, стучаться в двери, добиваться справедливости. В том числе стучаться и к Богу. Молить Его о наведении порядка.
Однако при этом, есть одно «но». Перед тем, как идти и наводить порядок вокруг себя, необходимо увидеть и признать собственные внутренние проблемы. Необходимо ответить себе на один важный вопрос: а не окажется ли мой поиск правды и справедливости на поверку банальным бегством от себя и от своих проблем. Ведь нередко бывает так, что кто-то идёт в крестовый поход, чтобы послужить Богу, а кто-то, потому что не хочется возвращаться домой. Увидеть, что на самом деле побуждает меня обвинять окружающих — это важная духовная задача.
Если не будем искренни перед собой, очень рискуем, что наши жалобы вернутся нам же на голову. Жизнь поставит нас в такую ситуацию, когда нам откроется бездна собственной неправоты и низости. Если же мы стараемся быть по отношению к самому себе честными, причём честными до безжалостности, Бог прислушается к любой нашей просьбе, даже самой дерзновенной. И устроит всё в итоге наилучшим для всех образом.
Псалом 25. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 25. (Церковно-славянский перевод)
Послание к Колоссянам святого апостола Павла
Кол., 255 зач., II, 13-20.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Какую бы сферу деятельности человека мы ни взяли, мы понимаем, что в ней можно быть любителем, а можно стать профессионалом. Конечно, порой для этого приходится приложить массу усилий, но зато профессионализм выше ценится. А что можно сказать о религии? Можно ли стать в ней профессионалом? Ответить на этот вопрос помогает отрывок из 2-й главы послания апостола Павла к Колоссянами. Давайте его послушаем.
Глава 2.
13 и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи,
14 истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту;
15 отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою.
16 Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу:
17 это есть тень будущего, а тело — во Христе.
18 Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом
19 и не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим.
20 Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений:
Чем профессионал отличается от любителя? С формальной точки зрения всё просто: уровнем знаний, умений и навыков. Профессионал этот тот, кто хорошо разбирается в сути своей работы и умеет делать её качественно. Можно профессионально владеть резцом по дереву, профессионально излагать исторические факты или оперировать законами. Дело профессионала — это дело техники. В своей теме он знает ответы на все вопросы. В этом смысле, конечно, можно стать профессионалом в религии, если в центре неё стоит то, что похоже на инструкцию, а смыслом её является соблюдение формы. Естественно, зная об искренней вере Авраама, Моисея, пророка Исаии и других праведников Ветхого Завета, мы никак не можем сказать, что вера ветхозаветных иудеев была формальной или сводилась только ко внешним обрядам. В то же время, мы знаем, что большинство иудеев делало акцент на форме, почему именно книжники и фарисеи пользовались особым уважением.
В сегодняшнем чтении апостол обращается к язычникам города Коллосы, которым проповедовал Христа. Приняв благую весть, они умерли для греха, и Бог оживил их и воскресил вместе с Иисусом. При этом, как это часто бывало, следом за Павлом в новую общину пришли иудействующие и призывали бывших язычников к исполнению закона. Они знали, что закон не исполним, но настолько почитали форму, что не могли от неё отказаться, даже ради самого совершенного содержания. И вот Павел говорит, что самим уверовавшим иудеям, Бог простил все грехи, связанные с нарушением закона. Когда-то на горе Синай они взяли на себя обязательство, которое в итоге не смогли исполнить. Иудеи представляли его себе в виде долговой расписки. Потом приходит Христос и исполняет все обязательства. Будучи послушен Отцу даже до смерти, Он, по словам апостола, прибивает расписку ко кресту и делает бессильными силы зла. При этом Спаситель явил послушание Отцу не в формальном исполнении закона, но в исполнении заповедей любви. Любви к Нему как к Богу и к нам как к ближним. Этим он превзошёл закон как идеальную форму и указал на любовь как на то, чего Бог ждал от людей в действительности. И если закон мог стать делом техники и в исполнении его тонкостей можно было стать профессионалом, то в исполнении заповедей о любви, стать профессионалом нельзя. В ней невозможно ответить на все вопросы, невозможно поставить точку, эту заповедь невозможно исполнить до конца и успокоиться. Возможно только, пребывая во Христе, расти в этой любви к Богу и к людям, но расти не благодаря исполнению формальных правил, а благодаря помощи Бога, который первым возлюбил нас и пришёл нас спасти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Русские конструкторы и изобретатели». Александр Музафаров
Гостем программы «Исторический час» был старший преподаватель Университета имени Разумовского Александр Музафаров.
Разговор шел о русских изобретателях и конструкторах конца 19-го — первой половины 20-го веков, которые внесли значительный вклад в развитие техники во всём мире.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Русские конструкторы и изобретатели». Александр Музафаров
- «Михаил Конаевич Тинбаев — воевода XVII века». Александр Малов
- «Вице-адмирала Григорий Иванович Щедрин». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов








