Талантливые читатели нужны литературе не меньше, чем талантливые писатели, — считал Самуил Яковлевич Маршак. По мнению автора с детства всеми любимых стихов и сказок, читатель — личность незаменимая. Не будь читателя, и все литературные произведения даже самых великих авторов — Гомера, Данте, Шекспира, Гёте, Пушкина — превратятся всего лишь в немую груду бумаги. О том, что же такое — талант читателя и как можно его в себе развить, Самуил Маршак размышляет на страницах своей не самой известной, однако очень необычной, интересной и нужной книги, которую он назвал «Воспитание словом».
Это сборник теоретических статей, которые писатель на протяжении тридцати лет публиковал в разных литературных журналах. Звучит, на первый взгляд, не слишком вдохновляюще, однако из-под пера Маршака даже теория выходила похожей на увлекательную беллетристику. Не сухими научными литературоведческими терминами, а живо, ярко, образно и динамично рассказывает Самуил Яковлевич о том, почему, например, лермонтовский перевод стихотворения Гейне «На севере диком...» запоминается читателям и находит в их сердцах больший отклик, чем то же самое стихотворение в переводе Тютчева или Фета.
Маршак пишет о литературном творчестве как о неком волшебном процессе, в котором не просто участвовать, а проявить всё свое внутреннее напряжение, должны и автор, и читатель. Иначе волшебства не получится. Все струны, на которых может играть автор, находятся в сердцах у читателей. В зависимости от качества игры, эти струны отзываются в душах людей то глухо, то звонко, то громко, то тихо. Однако художник-автор берет на себя только часть работы. Остальное дополняет своим воображением художник-читатель, — уверен Маршак.
Именно поэтому «Воспитание словом» в его представлении — это открытие читателю потайной дверцы во внутренний мир литературного творчества. Мир, где, например, слово Гоголя никогда не спутаешь со словом Пушкина, а проза Чехова звучит как поэзия.
Более того, Маршак показывает слово как первооснову всего сущего буквально в Библейском смысле — «В начале было Слово...». Писатель напоминает, что человек нашел слова для всего, что было обнаружено им во вселенной, запечатлел словом опыт и мудрость веков. И утверждает, что слово следует беречь, помня о том, что оно будет жить многие столетия после нас и воспитывать новые поколения талантливых читателей.
19 марта. О духовном смысле канона Андрея Критского
Сегодня 19 марта. За вечерним богослужением в храмах читается Великий покаянный канон Андрея Критского.
О духовном смысле канона, — священник Захарий Савельев.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (19.03.2024)
Курская Коренная икона Божией Матери. Крымская эвакуация 1920 года
С первых дней революции 1917 года стало ясно, что большевики намерены уничтожить православную веру. По всей России началось разорение храмов и монастырей, полилась мученическая кровь. Для борьбы с большевиками русские офицеры объединились в Белую гвардию. Но противостояние оказалось неравным. Белогвардейцы постепенно отступали за пределы России, а вместе с ними покидали родину тысячи соотечественников.
В изгнании оказались не только люди, но и христианские святыни. В октябре 1919 года Курский епископ Феофан (Гаврилов), уезжая из родной епархии от большевистского террора, спас от поругания древнюю Курскую Коренную икону Божией Матери. Весной 1920 года святыня была доставлена сначала в Грецию, затем в Сербию.
Но через полгода реликвия вновь вернулась на родину. А именно — в Крым, который оставался последней частичкой свободной русской земли. Возглавлявший сопротивление большевикам генерал Пётр Врангель обратился с прошением к епископу Феофану доставить Курскую Коренную икону на полуостров. Военачальник надеялся, что встреча с чудотворным образом воодушевит солдат и офицеров на оборону. И Курский святитель откликнулся на просьбу. Древняя икона прибыла в Севастополь 14 сентября 1920 года. Встречать её вышел практически весь город. Людей охватила необычайная радость, словно сама Богородица посетила многострадальную русскую землю.
Полтора месяца Белая гвардия держала оборону, но в итоге всё же сдала свои позиции. Началась Крымская эвакуация — очередной исход русских людей с Родины. Из портов полуострова вышло сто двадцать шесть судов, вместивших в себя сто сорок шесть тысяч человек. Среди них были и архиереи, создавшие впоследствии Синод Русской Православной Церкви Заграницей. Эвакуация проходила спокойно и организованно. Несмотря на возрастающую с каждым часом опасность прихода большевиков, беженцы не впадали в панику. Эмигрантов укрепляла мысль, что Божия Матерь сопутствует им своей чудотворной иконой.
Святыня покидала Родину на корабле «Генерал Алексеев», который держал курс на Константинополь. Стоя на палубе этого судна, епископ Феофан вознёс над головой Курский Коренной образ и благословил им русскую землю.
Все выпуски программы Небесная Заступница