Сегодня Cамарский областной художественный музей – один из крупнейших в Поволжье. Трудно себе представить, что его история началась со спонтанного решения местных художников не разбирать картины после очередной выставки, а составить из них небольшую коллекцию. В 1897 году двадцатипятилетн
Решение городских властей было положительным, и вскоре в самарском музее сформировалась внушительная коллекция полотен. Свои работы для нее пожертвовали такие видные мастера, как Николай Осипов, Иван Никонов, Николай Халявин. Константин Головкин, будучи состоятельным купцом, приобрел для общественной экспозиции картины своего покойного учителя, выдающегося художника Николая Андреевича Храмцова.
Одной из самых ярких работ, представленных в музее, считался портрет Петра Алабина, написанный академиком живописи Александром Новоскольцевым. Самарцы высоко ценили эту картину не только за ее бесспорные художественные достоинства. Петр Владимирович Алабин за время своего пребывания на посту градоначальника стяжал искреннюю любовь горожан. Одной из его заслуг было создание в Самаре публичного музея – того самого, экспозицию которого украсил его портрет.
В дар Самарскому музею прислали свои работы такие известные художники, как Михаил Нестеров, Константин Юон, Борис Кустодиев, Василий Перов. В начале двадцатого века в художественном отделении собралось уже больше ста тридцати экспонатов, и это были не только живописные полотна. Самарские коллекционеры безвозмездно отдавали в музей уникальную керамическую и медную утварь, предметы восточного искусства. Необычный подарок сделал промышленник Альфред фон Вакано – он привез из Каира древнеегипетский саркофаг с мумией!
Художественная коллекция публичного музея оказалась настолько обширной, что перед городом остро встал вопрос о выделении для нее отдельного помещения. Решить эту проблему помешала сначала Первая мировая война, затем революция, хотя даже в эти лихие годы экспозиция продолжала пополняться. Только в 1937 году художественный отдел при краеведческом музее стал отдельным музеем и переехал в здание Дворца культуры имени Куйбышева (сейчас там экспонируются образцы современного искусства).
А в 1989-ом художественный музей занял роскошный особняк с фасадом, стилизованным под греко-римскую архитектуру. До революции в этом трехэтажном дворце располагался Волжско-Камски
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема