
Трапезная Ватопедского монастыря
Афоном называется особое монашеское государство на севере Греции. Монахи живут здесь, как минимум, с седьмого века. А особый юридический статус, позволяющий Святой горе быть фактически независимой от светского государства, Афон получил в первой половине века девятого. С тех пор на Афоне проживают только мужчины, большинство из которых посвятило себя Богу, приняв монашеский постриг.
Афон — это не только величие богословия, суровость подвига воздержания и высота молитвы. Афон это еще и крепко устоявшийся за многие века ритм жизни, определенное место в котором занимает... еда.
Да-да. Несмотря на то, что афонских монахов подчас называют земными ангелами, им, как и прочим людям, приходится принимать пищу. Пусть и в значительно меньших размерах, чем привык делать это современный человек. Трапезы в афонских монастырях сильно отличаются от мирских и по качеству пищи. Например, на Афоне вот уже много веков не принято есть мяса. Молочные продукты и рыба присутствуют на монашеском столе далеко не всегда. Чем же тогда питаются афониты? — спросите вы. Об этом, как раз, и пойдет речь в нашей сегодняшней программе.
Основу рациона афонских монахов составляют продукты растительного происхождения — то есть различные овощи и фрукты. Причем все блюда, которые готовят монахи-повара в афонских монастырях, чрезвычайно просты. Взять, к примеру, такое блюдо — салат из картофеля. Это один из самых быстрых в приготовлении пунктов афонского меню. Берется картофель, отваривается в кожуре. Затем кожуру счищают, а сам картофель взбивают блендером. В процессе добавляется измельченный чеснок, перец и оливковое масло. Всё — салат готов.
Или вот еще один простейший, но популярный на Афоне рецепт. Берется чечевица (ее на Афоне подчас называют королевой монашеского рациона). В процессе варки к чечевице добавляются мелко измельченный лук и целые дольки чеснока. За десять минут до готовности к чечевице добавляется также оливковое масло. Всё — чечевичный суп готов.
Используют афонские повара и рис. Он является основой популярного афонского блюда — рис со шпинатом. Готовится оно так. Крупно нашинкованный шпинат вместе с измельченным луком и специями необходимо потушить на оливковом масле. Затем добавить немного воды, засыпать рис и измельченный укроп. Все перемешать и варить до готовности.
А вот как выглядит праздничное для Афона блюдо. Берется рыба, разрезается на несколько кусов — по количеству порций. Рыбу необходимо обвалять в муке, а затем выложить на противень. Сверху раскладывается лук, порезанный дольками и слегка обжаренный. Рыба посыпается перцем и поливается небольшим количеством вина. Поверх кусков рыбы выкладывают также дольки помидоров. Затем блюдо поливается соусом из оливкового масла, томатного сока, сахара, соли, перца, молотых сухарей и мелко порезанного чеснока. После этого противень ставится в духовку. Запекать рыбу, как говорится, нужно до полной готовности.
9 июля. О любви к Отечеству

6 июля, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по завершении богослужения Святейший Патриарх говорил о любви к Отечеству.
Всегда Отечество наше спасалось верой, а отсюда и проистекающим патриотизмом и готовностью душу свою положить за други своя. Пусть Господь всех нас укрепляет в это опять-таки непростое время, хотя простых времен не бывает. В первую очередь укрепляет в вере, в преданности Церкви, в любви к Отечеству. Сегодня эта любовь к Отечеству требует очень часто мужества и совершения подвигов. Мы знаем, что сегодня настало то тяжелое время, когда эта любовь к Отечеству, связанная с исполнением долга, нередко влечет за собой смерть человека. Поэтому мы должны помнить о тех, кто сегодня рискует своей жизнью, своим здоровьем, помнить о воинах наших и молиться о скорейшем прекращении междоусобной брани на земле русской, о спасении наших родных и близких, тех, кто сегодня там, на тех тяжелых огненных рубежах, защищает нашу страну. И да поможет нам Господь, сохраняя веру в наших сердцах, помогая нам совершать добрые дела, укрепить не только наше личное благочестие, от которого зависит наше личное спасение, но и содействовать укреплению веры и благочестия во всем нашем народе. Пусть Господь помогает каждому из нас, архипастырям, пастырям, приходским активистам, да и всему православному народу. Вот именно так, а не иначе, сегодня исповедовать свою веру в Господа и Спасителя. Аминь!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 июля. О поиске подлинной мудрости

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой».
О поиске подлинной мудрости — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Несомненно, что в Евангелии написано самое главное. И если что-то или кто-то упоминается в этой богооткровенной книге, то не случайно. Это можно сказать и о царице Савской. Страна, которой она управляла, находилась в Эфиопии, где-то в северо-восточной Африке. Об этой царице, которую Христос назвал «Царицей южной», говорится в Библии, в Третьей книге Царств. Царь Соломон принял правительницу отдаленного государства и поразил ее глубиной мыслей и рассудительностью, несмотря на то, что царица была одним из образованных правителей своего времени. Так говорит Писание: «И увидела царица Савская всю мудрость Соломона и сказала царю: Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою. Да будет благословен Господь Бог твой, который благоволил посадить тебя на престол Израилев. Господь по вечной любви своей к Израилю поставил тебя царем творить суд и правду». Христос, напоминая евреям про этих легендарных людей, замечает, что Его современники потеряли присущее древним стремление искать истину, а ведь перед ними стояла сама истина — тот, кто несоизмеримо мудрее Соломона.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 июля. Об отношении христиан друг к другу

В 15-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию».
Об отношении христиан друг к другу — игумен Лука (Степанов).
Часто о неудобных для нас людях говорится: «Мы его не примем, это не наш». Апостол учит стремиться увидеть в каждом своего. Принять ближнего — это значит носить бремена его, это значит потерпеть его несовершенство, его ограниченность. «Господь», напоминает апостол, «вас принял, грешников, и отверз для вас объятия вечной жизни не тогда, когда уже вы были хороши, а когда плохи». Так что этими словами апостола побуждаются ученики его в отношении немощных, слабосильных, маловерных не гневом и неприязнью воодушевляться, но, напротив, кротостью такой растящей матери, доилицы, которая вскармливает своих телят, так и в отношении всех немощных, но расположенных, тем не менее, ко Господу, но совершающих шаги в сторону Церкви, являть великое долготерпение — им вооружаться. И тогда победим и мы, и они, а во всех нас Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема