
Фото: Nikola Aleksic/Unsplash
Иногда люди спрашивают — вот что нужно сказать, чтобы человек поверил в Бога? Раньше мне казалось, что нужно о Боге и Церкви говорить возвышенно, вдохновенно, самое главное, Умно, и тогда тебя услышат и поверят в Бога, о Котором ты говоришь. Но в какой-то момент я понял, что это все, конечно, важно. Но слушающие тебя люди поверят в Бога только в том случае, если ты о Нем не столько говоришь, сколько ты им живешь. Об этом еще более сотни лет назад говорил святой Серафим Саровский: «Спаси себя сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». Я знаю одного человека, который жил именно так — спасался сам, терпеливо и смиренно идя к Богу, и при этом являясь примером для людей. Этого человека звали — Павел, Патриарх Сербский. К сожалению, его уже нет среди нас. Патриарх Павел (Стойчевич) мирно скончался в 2009 году в возрасте 95 лет. Я знаю множество сербов, русских, людей иной национальности и веры, который помнят Патриарха Павла и считают его примером христианской святости.
Патриарх Павел не был великим богословом, проповедником, администратором. Казалось, что все, чем обладал этот человек, была немощь, через которую обильно изливалась сила Божия. Патриарх Павел был очень маленького роста. В детстве он много болел, в молодости перенес туберкулез. Да и в более зрелые годы сильным здоровьем не отличался. Но несмотря на это, он не только терпеливо трудился во благо Сербской Церкви, но и еще и не различал свою жизнь и жизнь своей паствы. До избрания в Патриархи Святейший Павел вел очень скромную жизнь — носил старую одежду, скудно питался, часто передвигался либо пешком, либо на общественном транспорте. Как говорили, обычно на трамвае. Возглавив Сербскую Церковь в возрасте 76 лет, он не изменил своим привычкам. Сложно представить, но на торжественные службы в кафедральный собор Белграда он добирался именно так — на общественном транспорте. И многие, зная привычку Патриарха, высматривали его на остановке, садились в один с ним трамвай и в ходе поездки просили совета, изливали душу или просто смотрели на него как на пример «живой святости». Патриарх Павел был очень близок к народу и народ его очень любил. Сербы прекрасно знали, как бедно живет их Патриарх, а потому, даже несмотря на свое не очень благополучное финансовое положение, стремились ему помочь.
Как-то одна женщина пришла на прием к Патриарху Павлу и заявила ему, что ночью ей приснилась Богородица и велела принести Патриарху денег на новую обувь. После этих слов она протянула Патриарху конверт с деньгами. Патриарх Павел спросил ее: «А в котором часу вы легли спать?» Женщина, удивившись, сказала: «Где-то в одиннадцать». «Знаете, я лег позже, около четырех часов утра», — ответил патриарх, — «и мне тоже приснилась Богородица и просила передать Вам, чтобы Вы эти деньги забрали и отдали тем, кто в них действительно нуждается». И не взял денег.
Как глубоко верующий человек, Патриарх Павел не боялся смерти. Смерть была для него возможностью встретиться с Богом. Однажды Патриарх Павел летел куда-то на самолете. Часть перелета проходила над морем. В какой-то момент самолет стало трясти из-за турбулентности. Один из сопровождавших спросил Патриарха Павла, что он думает о том, если самолет сейчас упадет. Святейший Павел невозмутимо ответил: «В отношении себя лично я восприму это как акт справедливости: ведь в жизни я съел столько рыбок, что неудивительно, если теперь они съедят меня». Когда Святейший Павел умер, вся Сербия оплакивала его три дня. Доступ к его гробу был круглосуточным, но даже эта мера не позволила подойти проститься всем желающим. Настолько сербский народ любил своего Патриарха.
Деяния святых апостолов

Деян., 12 зач., IV, 23-31.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Человеку свойственно бояться. Страх помогает нам избегать опасностей окружающей нас реальности, оберегать жизнь от различных угроз. Однако в ряде случаев человек не просто способен преодолеть преграду страха, но должен сделать это. Именно перед таким вызовом оказались однажды ученики Христа, о чём нам сообщает отрывок из 4-й главы книги Деяний святых апостолов, что читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 4.
23 Быв отпущены, они пришли к своим и пересказали, что говорили им первосвященники и старейшины.
24 Они же, выслушав, единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и всё, что в них!
25 Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное?
26 Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его.
27 Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским,
28 чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой.
29 И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое,
30 тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса.
31 И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением.
Апостолы Пётр и Иоанн после внушения, сделанного им фарисеями и иудейскими священниками, предстали перед собранием христиан. Апостолы поведали, что им попытались запретить проповедовать. Фарисеи и книжники угрожали святым расправой, если те продолжат рассказывать людям о Евангелии и совершать чудеса. Таким образом, Пётр, Иоанн, а вместе с ними и вся древняя Церковь оказались перед выбором — поддаться страху и замолчать навеки или остаться верными Христу и выполнять Его поручение. Поручение — проповедовать всем людям евангельское учение Господа Иисуса.
Древние христиане, помолившись Богу, приняли решение не сдаваться. И Господь в ответ на их мужество даровал им благодать Святого Духа. Этот дар они ощутили не только сердцем. Как говорится в книге Деяний, место, где были собраны христиане, поколебалось от прикосновения благодати Божией. И после этого ученики Спасителя проповедовали слово Божие с ещё большим дерзновением, переступая через страх и опасение за свою грядущую участь. Конечно, храбрость присуща не только христианам.
История сохранила множество упоминаний о том, как люди рисковали жизнью и даже жертвовали собой ради спасения других. Этим и отличается человек от животного, которое при выборе между собой и другим чаще всего изберёт себя. Библия говорит, что главным средством преодоления страха является любовь. Апостол Иоанн Богослов утверждает, что человеческая жизнь протекает между двумя противоположными полюсами — страхом и любовью. И от человека зависит, что займёт в его реальности главенствующую позицию. Если встать на сторону страха, то он, скорее всего, убьёт любовь. Совсем как в случае с упомянутым в прозвучавшем чтении Понтием Пилатом.
Испугавшись за свою жизнь и общественное положение, он отвернулся от любящей и умоляющей жены. Та просила Пилата не отправлять Христа на смертную казнь. Но испугавшийся префект отвернулся от любви и встал на сторону страха. В лице апостолов Петра и Иоанна мы видим пример иного. Они так любили своего Божественного Учителя, что не испугались иудеев и продолжили дерзновенно проповедовать Христово учение. Совершенная любовь в лице апостолов и затем всей древней Церкви победила страх.
Что же делать нам, если страх всё же поселился в сердце? И сил следовать за Богом просто нет? Конечно, просить Господа о помощи. Однажды Он уже спас утопавшего Петра, испугавшегося идти по водам. Апостол увидел Спасителя, идущего по бушующему Галилейскому озеру, и попросил Иисуса дать возможность тоже пойти по водам. Однако выйдя из лодки и ступив на воду, Пётр испугался и начал тонуть. Христос тут же пришёл к ученику на помощь. Точно также Христос способен спасти от страха каждого из нас, если мы искренне попросим Его об этом, решившись внутренне быть со Спасителем и во дни скорби, и во дни радости.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Игумения Емилия Верхо-Харьковская и ее семья

Фото: Нина / Pexels
В большом дворянском имении под Харьковом в начале 19-го века жила семья помещиков Степановых — Иван Иванович, отставной майор, супруга его, Надежда Мироновна, и их дети. Жили мирно, дружно. Но когда их старшей дочери, Елизавете исполнилось семнадцать, между нею и родителями возникло разногласие. Да ещё какое! Давно уже Иван Иванович и Надежда Мироновна определили судьбу Лизоньки — молодая дворянка должна блистать в свете и, конечно, удачно выйти замуж за богатого и знатного человека. Но вот незадача — оказалось, что Елизавета такого будущего для себя совсем не желала. Недавно дочь с волнением сообщила, что хочет принять монашеский постриг и провести свои дни в молитвах в какой-нибудь уединённой обители.
Иван Иванович и Надежда Мироновна были людьми верующими, глубоко преданными Богу и Православной Церкви. В вере и христианском благочестии воспитывали они и своих четверых детей — дочерей, Елизавету и Варвару, и сыновей, Павла и Михаила. Во всём старались служить им добрым примером: строго соблюдали посты, усердно посещали храм, творили милостыню. Однако о монашеской стезе ни для кого из своих детей не помышляли. Как и большинство родителей, мечтали благополучно устроить их в обычной, мирской жизни. Вот и для старшей своей, Лизоньки, с самого рождения её в 1810-м году, собирали отец и мать богатое приданое.
Иван Иванович и Надежда Мироновна были уверены, что решение дочери о монашестве — спонтанное, неокончательное, продиктованное, быть может, горем, которое случилось в семье Степановых: после тяжёлой болезни отошла ко Господу Варенька, их младшая дочь. После её кончины Елизавета почти перестала выходить из своей комнаты. Постоянно молилась и читала Евангелие. Родители, желая утешить Лизу, решили дать дочери возможность поближе узнать монастырскую жизнь. Надеялись, что, увидев в какой строгости и послушании живут монахи, Лиза изменит своё решение. Надежда Мироновна взяла Елизавету в поездку по святым местам. Мать и дочь посетили Киев, Воронеж, Задонск, Глинскую пустынь. Однако, вернувшись домой, Елизавета ещё твёрже заявила о намерении принять постриг. Это решение расстроило родителей, но дочь они поддержали. Вместе выбрали обитель — Борисовскую Тихвинскую женскую пустынь в Курской губернии. В июле 1827-го года Степановы привезли туда дочь. Имение их находилось довольно близко, поэтому отец и мать часто навещали Елизавету. И каждый раз ехали к дочери с надеждой, что монастырские труды и строгость жизни охладили, наконец, её рвение к иночеству.
Однако шло время, а Лизонька не собиралась покидать обитель. В 1833-м году она постриглась в рясофор — первую ступень монашества. Родителям всё ещё сложно было принять выбор дочери. Но однажды, по пути в Харьков, в их имении остановилась великая княгиня Елена Павловна. Несколько дней провела она в доме Степановых. Расспрашивала Ивана Ивановича и Надежду Мироновну о их жизни, о детях. Со слезами поведали они о том, что старшая их дочь живёт в монастыре. Елена Павловна утешила Степановых. «Не скорбите, а радуйтесь, что дочь ваша в обители, — сказала она. — Если бы земной царь потребовал её к себе, вы бы, конечно, порадовались такой счастливой участи. Тем более должны радоваться, что её призвал к себе Царь Небесный». Родители Елизаветы согласились с простыми и мудрыми словами великой княгини. Они от всего сердца благословили дочь на иноческий путь.
В 1845-м году Елизавета Степанова приняла монашеский постриг в малую схиму с именем Емилия. Отец и мать её к тому времени отошли ко Господу, и матушка Емилия с благодарностью и любовью поминала их в своих молитвах. Её братья, Михаил и Павел, в память о родителях построили на унаследованных землях женский Верхо-Харьковский Николаевский монастырь. А их сестра, монахиня Емилия, стала игуменьей этой обители, и до конца своих дней прожила там в духовных подвигах и молитвах о своей семье.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Участвовать в акции «Пасха глазами детей» и поддержать Вику из Красноярска

В эти Светлые пасхальные дни Фонд «География Добра» запустил акцию «Пасха глазами детей». Его команда собрала трогательные рисунки учеников художественной школы в Костромской области и сделала на их основе душевные праздничные открытки. На сайте «Географии Добра» есть возможность выбрать любую из таких открыток, затем указать адрес доставки и внести благотворительный взнос. Таким образом вы сможете поделиться с близкими пасхальной радостью и совершить доброе дело. Собранные в рамках акции средства отправятся на помощь подопечной фонда – 11-летней Вике Дубровской из города Красноярска.
У Вики проблемы с двигательным развитием, поэтому любые движения даются ей непросто. Мало-помалу, с поддержкой родных и врачей, девочка проходит свой путь к полноценной жизни. Сегодня Вика делает шаги у опоры, учится в обычной школе и отлично плавает. Ещё будучи маленькой, она спокойно проплывала под водой расстояние в 12 метров!
Одно из любимых увлечений девочки – конструкторы. Только собирать детали у неё получается с трудом. У Вики плохо двигаются кисти рук и пальцы. Операция может всё исправить. После неё Вика будет не только более ловко управляться с конструктором, но ещё и самостоятельно чистить зубы, застёгивать пуговицы и крепко держаться за опору во время ходьбы. Операция дорогостоящая, поэтому Фонд «География Добра» помогает семье Вики собрать необходимую сумму.
Каждый может стать частью этого доброго дела. Присоединяйтесь к акции «Пасха глазами детей». Дарите близким пасхальные открытки и хорошее настроение и вносите свой вклад в помощь Вике из Красноярска. Узнайте об этом больше на сайте Фонда «География Добра».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов