Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Матфея, Глава 5, стихи 20-26

20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.

21 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.

22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной.

23 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,

24 оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.

25 Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;

26 истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Мы продолжаем слушать Нагорную проповедь Христа Спасителя. Главная тема сегодняшнего чтения — это новозаветные заповеди в контражуре Ветхого Завета. Спаситель не противопоставляет, а оттеняет высоту Своих призывов, показывая самую глубину тех религиозных установлений Моисея, которые на протяжение веков хранились в еврейском народе.

Ветхозаветные заповеди лишь только ограничивали распространение греха, но не уничтожали источник: Христос показывает, откуда проистекают причины преступлений. Если в законе Моисея убийство подлежало наказанию, то Спаситель указывает на недопустимость основной причины убийства — гнева в отношениях между людьми. И действительно: как много трагедий можно было бы избежать, если бы гневающиеся умели вовремя укрощать свои волны ярости! А сколько горя приносят злобные, оскорбительные слова, высказанные с гневом? Оскорбление любого человека — это прежде всего провокация на определённые, вполне предсказуемые поступки. Стоит сказать обидное слово — и маятник греха уже запущен. Быть может, он не сразу дойдёт до своей крайней точки — убийства ради мести, но каждое действие, подогревающее вражду, будет раскачивать его всё больше и больше.

Спаситель предлагает нам в самом начале пресекать причины, которые могут привести к нарушению заповеди. Заметим, что главное внимание обращено не на запрет гнева как такового — потому что гнев является вложенной Богом в человеческую природу способностью — ведь и Сам Спаситель гневался! Вопрос не в самом гневе как таковом, а в том, на кого или на что он направлен — именно поэтому Христос и говорит, что «гневающийся на брата своего» подлежит осуждению. Примечательно, что в большинстве древнейших кодексов Евангелия нет слова «напрасно» — возможно, оно появилось в тексте достаточно поздно. Об этом встречается замечание у Оригена — а это начало III-го века — что «некоторые некстати присоединяют в Евангелии слово „напрасно“, думая, что в некоторых случаях возможен разумный гнев». То есть, греховен не сам по себе гнев, а когда его адресатом оказывается человек — вот что совершенно недопустимо! Можно и нужно гневаться на ситуацию, на поступок, на недолжное поведение — что мы и видим в Евангелии, когда Спаситель выражает гнев на то, как ведут себя фарисеи или торговцы в Храме. Гнев — это оборотная, неотъемлемая сторона любого очень сильного желания — и когда оно встречает на своём пути препятствие, именно гнев помогает его преодолеть. Только тот, кто ни к чему не стремится и ничего не хочет, то есть находится в состоянии душевного паралича — совершенно безгневен. Однако только от нашего произволения зависит, кто или что станет объектом гнева: и когда гнев обращается на человека, это недопустимо и решительно запрещено. Потому что гнев — это сфокусированная энергия всей души, направленная на устранение недолжного — и если этот уничтожающий луч обратить на человека, он легко может быть уничтожен.

Вот к чему зовёт нас сегодня Евангелие: учиться управлять гневом и категорически запретить себе гневаться на людей. Для этого надо привыкнуть разделять грех и грешника, поступки и личность, и решительно отказываясь соглашаться с неправильным поведением, всячески показывать, что даже будучи в гневе на ситуацию, мы также продолжаем любить того, кто эту ситуацию создал!

Мы продолжаем слушать Нагорную проповедь Христа Спасителя. Главная тема сегодняшнего чтения — это новозаветные заповеди в контражуре Ветхого Завета. Спаситель не противопоставляет, а оттеняет высоту Своих призывов, показывая самую глубину тех религиозных установлений Моисея, которые на протяжение веков хранились в еврейском народе.

Ветхозаветные заповеди лишь только ограничивали распространение греха, но не уничтожали источник: Христос показывает, откуда проистекают причины преступлений. Если в законе Моисея убийство подлежало наказанию, то Спаситель указывает на недопустимость основной причины убийства — гнева в отношениях между людьми. И действительно: как много трагедий можно было бы избежать, если бы гневающиеся умели вовремя укрощать свои волны ярости! А сколько горя приносят злобные, оскорбительные слова, высказанные с гневом? Оскорбление любого человека — это прежде всего провокация на определённые, вполне предсказуемые поступки. Стоит сказать обидное слово — и маятник греха уже запущен. Быть может, он не сразу дойдёт до своей крайней точки — убийства ради мести, но каждое действие, подогревающее вражду, будет раскачивать его всё больше и больше.

Спаситель предлагает нам в самом начале пресекать причины, которые могут привести к нарушению заповеди. Заметим, что главное внимание обращено не на запрет гнева как такового — потому что гнев является вложенной Богом в человеческую природу способностью — ведь и Сам Спаситель гневался! Вопрос не в самом гневе как таковом, а в том, на кого или на что он направлен — именно поэтому Христос и говорит, что «гневающийся на брата своего» подлежит осуждению. Примечательно, что в большинстве древнейших кодексов Евангелия нет слова «напрасно» — возможно, оно появилось в тексте достаточно поздно. Об этом встречается замечание у Оригена — а это начало III-го века — что «некоторые некстати присоединяют в Евангелии слово „напрасно“, думая, что в некоторых случаях возможен разумный гнев». То есть, греховен не сам по себе гнев, а когда его адресатом оказывается человек — вот что совершенно недопустимо! Можно и нужно гневаться на ситуацию, на поступок, на недолжное поведение — что мы и видим в Евангелии, когда Спаситель выражает гнев на то, как ведут себя фарисеи или торговцы в Храме. Гнев — это оборотная, неотъемлемая сторона любого очень сильного желания — и когда оно встречает на своём пути препятствие, именно гнев помогает его преодолеть. Только тот, кто ни к чему не стремится и ничего не хочет, то есть находится в состоянии душевного паралича — совершенно безгневен. Однако только от нашего произволения зависит, кто или что станет объектом гнева: и когда гнев обращается на человека, это недопустимо и решительно запрещено. Потому что гнев — это сфокусированная энергия всей души, направленная на устранение недолжного — и если этот уничтожающий луч обратить на человека, он легко может быть уничтожен.

Вот к чему зовёт нас сегодня Евангелие: учиться управлять гневом и категорически запретить себе гневаться на людей. Для этого надо привыкнуть разделять грех и грешника, поступки и личность, и решительно отказываясь соглашаться с неправильным поведением, всячески показывать, что даже будучи в гневе на ситуацию, мы также продолжаем любить того, кто эту ситуацию создал!

Радио ВЕРА

Поделиться
Опубликовано
Радио ВЕРА

Последние записи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Каждому из нас…

06.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Наверное, каждому человеку…

06.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! Как верующие люди обычно относятся к Богу? С большим почтением…

06.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Если человек хочет…

06.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Случается так, что, потерпев…

05.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Кротость как добродетель — одна…

05.05.2024

This website uses cookies.