Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Матфея, Глава 12, стихи 46-50

46 Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним.

47 И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою.

48 Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои?

49 И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои;

50 ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь.

Евангелие от Матфея, Глава 13, стихи 1-3

01 Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря.

02 И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу.

03 И поучал их много притчами, говоря: || вот, вышел сеятель сеять;

Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Перед нами довольно любопытная история. Она не нуждается в толковании и разъяснении, она говорит сама за себя, вернее, слова Христа Спасителя говорят сами за себя: «кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь». Физическое родство не имеет никакого значения, имеет смысл лишь исполнение воли Бога. Тот, кто ее исполняет, тот Христу самый близкий человек. На этом можно было бы остановиться, если бы не одно обстоятельство: не все комментаторы одинаково относятся к поведению Божией Матери. Ради чего Она пришла? К чему такая спешка? Ведь можно же было дождаться окончания беседы, каждая беседа рано или поздно заканчивается, а эта, судя по контексту, как раз подходила к концу. Некоторые толкователи полагают, что несмотря на первоначальное неверие сводных братьев Христа, они осознавали грозящую Ему опасность и не могли не проявлять заботу. Все же это были старшие братья. Именно поэтому они пришли к дому, в котором находился Христос в компании фарисеев, о которых чуть раньше в этой же главе апостол Матфей пишет так: «Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его» (Мф. 12:14). Одним словом, в таком поведении Матери и братьев можно видеть своего рода спасительную миссию. И, пожалуй, христианам ближе всего именно такое прочтение этого евангельского отрывка. Потому что все прочие комментарии в конечном счете сводятся к обвинению в некотором грехе как сводных братьев Христа, так и Его Пречистой Матери. А блаженный Иероним Стридонский видел грех в том безымянном человеке, который сказал фразу «вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою». По мысли блаженного Иеронима, грех этого человека состоял в том, что «он замышляет козни против Спасителя, чтобы испытать, не предпочтет ли Он плоть и кровь духовному делу».

Особенно удивляет мысль святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского. О Божией Матери применительно к этому отрывку он говорил так: «В самом деле, поступок Ее происходил от излишней ревности к правам своим. Ей хотелось показать народу свою власть над Сыном, о Котором Она еще не думала высоко; а потому и приступила не во время». По сути дела, святитель Иоанн обвиняет Ее в грехе и беспамятстве. Несмотря на авторитет Златоустого святителя, мы не можем с ним согласиться, ведь как свидетельствует апостол и евангелист Лука, «Мария сохраняла все слова» пророчеств о Своем Сыне с момента Его рождения, «слагая» их «в сердце Своем» (см. Лк. 2:19). С Златоустом спорил и другой Константинопольский святитель — Фотий, он убедительно показывает, что в действиях Божией Матери не было как греха, так и забывчивости: «Ведь Она не подошла к Нему без предупреждения, когда Он учил, и не появилась посреди собрания, и не прервала поучительное слово, и не сказала ничего заносчивого или хвастливого, но всеблагоговейно стоя снаружи, лишь известила о Своем прибытии, или даже об этом не известила словом, но мудро считала, что лицезрение донесет весть. Разве это [свойственно] честолюбиво желающей прославиться, ищущей гордиться и превозноситься величием Сына?»

Перед нами довольно любопытная история. Она не нуждается в толковании и разъяснении, она говорит сама за себя, вернее, слова Христа Спасителя говорят сами за себя: «кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь». Физическое родство не имеет никакого значения, имеет смысл лишь исполнение воли Бога. Тот, кто ее исполняет, тот Христу самый близкий человек. На этом можно было бы остановиться, если бы не одно обстоятельство: не все комментаторы одинаково относятся к поведению Божией Матери. Ради чего Она пришла? К чему такая спешка? Ведь можно же было дождаться окончания беседы, каждая беседа рано или поздно заканчивается, а эта, судя по контексту, как раз подходила к концу. Некоторые толкователи полагают, что несмотря на первоначальное неверие сводных братьев Христа, они осознавали грозящую Ему опасность и не могли не проявлять заботу. Все же это были старшие братья. Именно поэтому они пришли к дому, в котором находился Христос в компании фарисеев, о которых чуть раньше в этой же главе апостол Матфей пишет так: «Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его» (Мф. 12:14). Одним словом, в таком поведении Матери и братьев можно видеть своего рода спасительную миссию. И, пожалуй, христианам ближе всего именно такое прочтение этого евангельского отрывка. Потому что все прочие комментарии в конечном счете сводятся к обвинению в некотором грехе как сводных братьев Христа, так и Его Пречистой Матери. А блаженный Иероним Стридонский видел грех в том безымянном человеке, который сказал фразу «вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою». По мысли блаженного Иеронима, грех этого человека состоял в том, что «он замышляет козни против Спасителя, чтобы испытать, не предпочтет ли Он плоть и кровь духовному делу».

Особенно удивляет мысль святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского. О Божией Матери применительно к этому отрывку он говорил так: «В самом деле, поступок Ее происходил от излишней ревности к правам своим. Ей хотелось показать народу свою власть над Сыном, о Котором Она еще не думала высоко; а потому и приступила не во время». По сути дела, святитель Иоанн обвиняет Ее в грехе и беспамятстве. Несмотря на авторитет Златоустого святителя, мы не можем с ним согласиться, ведь как свидетельствует апостол и евангелист Лука, «Мария сохраняла все слова» пророчеств о Своем Сыне с момента Его рождения, «слагая» их «в сердце Своем» (см. Лк. 2:19). С Златоустом спорил и другой Константинопольский святитель — Фотий, он убедительно показывает, что в действиях Божией Матери не было как греха, так и забывчивости: «Ведь Она не подошла к Нему без предупреждения, когда Он учил, и не появилась посреди собрания, и не прервала поучительное слово, и не сказала ничего заносчивого или хвастливого, но всеблагоговейно стоя снаружи, лишь известила о Своем прибытии, или даже об этом не известила словом, но мудро считала, что лицезрение донесет весть. Разве это [свойственно] честолюбиво желающей прославиться, ищущей гордиться и превозноситься величием Сына?»

Радио ВЕРА

Поделиться
Опубликовано
Радио ВЕРА

Последние записи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Любой человек, хоть сколько-нибудь знакомый с христианством,…

03.05.2024

Недавно я прочитал один сюжет, напрямую связанный с сегодняшним библейским чтением. В сюжете речь шла о времени вскоре после…

02.05.2024

Говорят, хорошие истории должны хорошо заканчиваться. Не уверен, но в отношении праведного Иова, пережившего множество испытаний, хочется порадоваться.…

02.05.2024

Пророк Исаия жил примерно в 8 веке до Рождества Христова. Тем не менее, через образы его пророчеств довольно чётко…

02.05.2024

Совсем недавно я был в одном провинциальном музее и наблюдал следующую картину. Смотритель музея с суровым лицом постоянно объявляла…

01.05.2024

«Я видел такое, что вам, людям, и не снилось. Атакующие корабли, пылающие над Орионом; Лучи Си, разрезающие мрак у ворот…

01.05.2024

This website uses cookies.