Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Матфея, Глава 5, стихи 42-48

42 Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.

44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,

45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.

46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?

47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?

48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Нередко Евангельскую весть называют вестью о свободе. Христианство говорит, что Христос пришёл, чтобы избавить человека от греха, проклятия и смерти. Однако важно понимать: именно от нас зависит, воспользуемся мы этим щедрым подарком или нет. Апостол Павел в послании к Галатам прямо говорит: «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства». Апостол призывает не просто принять свободу, но именно стоять в ней, то есть совершать определённые действия. Что же это за действия? Именно об этом говорит отрывок из 5 главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня во время богослужения в православных храмах. Давайте его послушаем.

Глава 5.

42 Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.

44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,

45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.

46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?

47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?

48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

В только что прозвучавшем отрывке Господь обращается к той области нашей жизни, где наша несвобода проявляет себя в полную силу. Это сфера отношений с другими людьми. Внимательно наблюдая за ней, можно отчётливо увидеть, что наше состояние ничем не отличается от состояния рабов. Хотя внешне мы бываем ничем не ограничены и создаём впечатление свободных людей.

Представьте себе ситуацию. Вы заходите в комнату, а в ней несколько человек. Со всеми у вас хорошие отношения, но с одним был конфликт. И у вас остались обиды и претензии к этому человеку. Для нас не составит проблемы добродушно и в простоте поприветствовать каждого. Но, подойдя к недругу, как минимум мы испытаем напряжение, а возможно и более насыщенную палитру чувств. Возможно, мы не сможем протянуть ему руку, изменимся в лице, скажем колкость, попытаемся вести себя равнодушно. Вариантов масса. Как бы то ни было, приветствие не будет естественным и непринуждённым. Вот здесь я и оказываюсь в ситуации ограничения. Мной управляет моя обида, мои претензии к этому человеку. Бывает, что вражда такая сильная, что меня может начать даже трясти от негативных чувств. С некоторым людьми мы в принципе не хотим пересекаться. Увидя их, мы стараемся перейти на другую сторону улицы. Меняем траекторию движения. В эти моменты мы несвободны. Бывает, что человека нет рядом, он живёт в другом городе, в другой стране, мы давно не виделись, а любое воспоминание о нём вызывает внутреннюю боль. При одной мысли о нём я словно начинаю проваливаться в глубокую яму. Моё настроение портится, меня охватывает уныние, паника, депрессия, тоска. Бывает, что человек давно уже и забыл про нас, но мы всё помним и крутим его в памяти, пытаемся ему что-то выяснить, объяснить, доказать, злимся, строим планы мести. Вот она наша несвобода. Человек сидит в нашей голове, как в темнице. Но плохо не ему, плохо мне. Потому что надзиратель в этом сыром и мрачном подвале я сам. Так работает наша больная самость. Она всеми силами стремится удержать на своей орбите не только тех, кто нам делает приятно, но и тех, кто нам сделал неприятно.

Христос сегодня предлагает нам чёткие рекомендации, как отпустить человека и самому выйти на свет. И мы можем это сделать. Ведь ключ у нас в руках. Для этого необходимо с регулярностью совершать простейшие действия. По словам Христа, надо поступать по отношению к человеку так, будто он нам не враг. Молиться за него так, как мы бы молились за самого близкого человека. Благословлять его жизненный путь, как мы благословляем жизненный путь своих детей. Желать ему всего того, что пожелали бы самому себе и своим горячо любимым близким.

Москва не сразу строилась, и здесь не следует ждать мгновенного результата. Но если мы проявим мужество, решительность, веру, терпение и настойчивость, постепенно, благодаря нашим усилиям и благодаря ответному действию благодати Божией, в нашей голове и нашем сердце будет формироваться новый образ мышления, новый образ чувств. Мы постепенно будем разжимать кулак. Какую бы сильную обиду и страшную душевную рану человек нам ни нанёс, мы в итоге с помощью Божией выпустим его на свободу. И сами испытаем от этого огромное облегчение. Зло останется в прошлом. Господь Своей благодатью обратит горечь произошедшего в бесценный опыт. Наше сердце наполнит принятие и благодарность, в нашей душе воцарятся мир, покой и мы на деле познаем то, что знали святые, — истинную свободу, которая возможна лишь во Христе Спасителе.

Нередко Евангельскую весть называют вестью о свободе. Христианство говорит, что Христос пришёл, чтобы избавить человека от греха, проклятия и смерти. Однако важно понимать: именно от нас зависит, воспользуемся мы этим щедрым подарком или нет. Апостол Павел в послании к Галатам прямо говорит: «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства». Апостол призывает не просто принять свободу, но именно стоять в ней, то есть совершать определённые действия. Что же это за действия? Именно об этом говорит отрывок из 5 главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня во время богослужения в православных храмах. Давайте его послушаем.

Глава 5.

42 Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.

44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,

45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.

46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?

47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?

48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

В только что прозвучавшем отрывке Господь обращается к той области нашей жизни, где наша несвобода проявляет себя в полную силу. Это сфера отношений с другими людьми. Внимательно наблюдая за ней, можно отчётливо увидеть, что наше состояние ничем не отличается от состояния рабов. Хотя внешне мы бываем ничем не ограничены и создаём впечатление свободных людей.

Представьте себе ситуацию. Вы заходите в комнату, а в ней несколько человек. Со всеми у вас хорошие отношения, но с одним был конфликт. И у вас остались обиды и претензии к этому человеку. Для нас не составит проблемы добродушно и в простоте поприветствовать каждого. Но, подойдя к недругу, как минимум мы испытаем напряжение, а возможно и более насыщенную палитру чувств. Возможно, мы не сможем протянуть ему руку, изменимся в лице, скажем колкость, попытаемся вести себя равнодушно. Вариантов масса. Как бы то ни было, приветствие не будет естественным и непринуждённым. Вот здесь я и оказываюсь в ситуации ограничения. Мной управляет моя обида, мои претензии к этому человеку. Бывает, что вражда такая сильная, что меня может начать даже трясти от негативных чувств. С некоторым людьми мы в принципе не хотим пересекаться. Увидя их, мы стараемся перейти на другую сторону улицы. Меняем траекторию движения. В эти моменты мы несвободны. Бывает, что человека нет рядом, он живёт в другом городе, в другой стране, мы давно не виделись, а любое воспоминание о нём вызывает внутреннюю боль. При одной мысли о нём я словно начинаю проваливаться в глубокую яму. Моё настроение портится, меня охватывает уныние, паника, депрессия, тоска. Бывает, что человек давно уже и забыл про нас, но мы всё помним и крутим его в памяти, пытаемся ему что-то выяснить, объяснить, доказать, злимся, строим планы мести. Вот она наша несвобода. Человек сидит в нашей голове, как в темнице. Но плохо не ему, плохо мне. Потому что надзиратель в этом сыром и мрачном подвале я сам. Так работает наша больная самость. Она всеми силами стремится удержать на своей орбите не только тех, кто нам делает приятно, но и тех, кто нам сделал неприятно.

Христос сегодня предлагает нам чёткие рекомендации, как отпустить человека и самому выйти на свет. И мы можем это сделать. Ведь ключ у нас в руках. Для этого необходимо с регулярностью совершать простейшие действия. По словам Христа, надо поступать по отношению к человеку так, будто он нам не враг. Молиться за него так, как мы бы молились за самого близкого человека. Благословлять его жизненный путь, как мы благословляем жизненный путь своих детей. Желать ему всего того, что пожелали бы самому себе и своим горячо любимым близким.

Москва не сразу строилась, и здесь не следует ждать мгновенного результата. Но если мы проявим мужество, решительность, веру, терпение и настойчивость, постепенно, благодаря нашим усилиям и благодаря ответному действию благодати Божией, в нашей голове и нашем сердце будет формироваться новый образ мышления, новый образ чувств. Мы постепенно будем разжимать кулак. Какую бы сильную обиду и страшную душевную рану человек нам ни нанёс, мы в итоге с помощью Божией выпустим его на свободу. И сами испытаем от этого огромное облегчение. Зло останется в прошлом. Господь Своей благодатью обратит горечь произошедшего в бесценный опыт. Наше сердце наполнит принятие и благодарность, в нашей душе воцарятся мир, покой и мы на деле познаем то, что знали святые, — истинную свободу, которая возможна лишь во Христе Спасителе.

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Случалось ли вам общаться с близкими людьми без слов, без знаков, даже без каких бы…

10.05.2024

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Всегда ли вы, дорогие друзья, перед тем как…

10.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Каждому из нас…

06.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Наверное, каждому человеку…

06.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! Как верующие люди обычно относятся к Богу? С большим почтением…

06.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Если человек хочет…

06.05.2024

This website uses cookies.