Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Матфея, Глава 5, стихи 33-41

33 Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.

34 А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;

35 ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;

36 ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.

37 Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.

38 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.

39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;

40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;

41 и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Всякий, кто желает устроить свою жизнь согласно воле Бога, призван основывать свою деятельность на определённых принципах. О некоторых из них нам рассказывает отрывок из 5 главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня во время богослужения в православных храмах. Давайте его послушаем.

Глава 5.

33 Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.

34 А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;

35 ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;

36 ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.

37 Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.

38 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.

39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;

40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;

41 и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.

Речь Спасителя в том отрывке, который только что прозвучал, начинается с наставлений о клятвах. Иногда думают, что Господь в принципе запрещает давать обещания. Некоторые на этом основании отказываются, например, от воинской присяги. Однако такое понимание чрезмерно буквально. Речь в данном случае идёт о разного рода бытовых обещаниях, которые иудеи для пущей торжественности любили снабдить высокопарными словами. Каждую самую незначительную сделку они норовили превратить в торжественный ритуал по типу той клятвы, которую дают воины или чиновники, вступающие в должность. Они считали, что это добавляло весомости их зарокам и являлось своего рода гарантией, что клятва точно будет исполнена. Поэтому в свидетели себе они призывали небо, землю, Иерусалим, свою собственную жизнь и т.п. Однако Господь напоминает им, что все эти вещи принадлежат Творцу, а потому никто не может ими распоряжаться. Никто не имеет над ними власти, будто является их хозяином. Что говорить, человек не владеет даже своей жизнью. Он не может сделать даже, казалось бы, простейшую вещь — естественным образом изменить цвет собственных волос. А потому весьма опрометчиво и недальновидно давать кому-то торжественные обещания со стопроцентной гарантией, будто ты знаешь, что наверняка сделаешь в точности, как обещал. Ведь завтра ситуация может резко измениться, и пустыми окажутся самые железобетонные клятвы. Жизнь не принадлежит человеку. Она принадлежит Богу. И нам не следует претендовать на Его место. Всё, что у нас есть, лишь наши собственные слова «да, сделаю» или «нет, не сделаю». И гарантией истинности этих слов может являться лишь наша собственная репутация и готовность действовать. Потому, если сказал «да», сделай. А результаты работы следует отдавать Творцу. И тот, кто берёт с нас обещания, также должен это понимать и не требовать лишнего. Ведь, как говорится, «человек предполагает, Бог располагает».

Во втором случае мы также не должны понимать слова Христа о том, что не нужно сопротивляться злу, чрезмерно буквально, как, например, их понимал Л.Н. Толстой. Ветхозаветное выражение «око за око и зуб за зуб» это не конкретная заповедь, это древний принцип справедливости, который предполагал, что человек может потребовать от своего обидчика наказания, которое равноценно нанесённому ущербу. Господь не отменяет этого правила. Но вместе с тем Он предлагает поставить во главу угла иной принцип отношения с ближними. Это не закон справедливого воздаяния, но закон милости, прощения и любви.

Всё то, к чему призывал Спаситель, Он продемонстрировал собственным примером. В какой мере следовать этим правилам, каждый может определить для себя сам, исходя из собственной ситуации. Но важно помнить, что ровно в той степени, в какой мы полагаем эти принципы в основу своей жизни, мы и являемся истинными последователями Христа.

Всякий, кто желает устроить свою жизнь согласно воле Бога, призван основывать свою деятельность на определённых принципах. О некоторых из них нам рассказывает отрывок из 5 главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня во время богослужения в православных храмах. Давайте его послушаем.

Глава 5.

33 Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.

34 А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;

35 ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;

36 ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.

37 Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.

38 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.

39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;

40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;

41 и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.

Речь Спасителя в том отрывке, который только что прозвучал, начинается с наставлений о клятвах. Иногда думают, что Господь в принципе запрещает давать обещания. Некоторые на этом основании отказываются, например, от воинской присяги. Однако такое понимание чрезмерно буквально. Речь в данном случае идёт о разного рода бытовых обещаниях, которые иудеи для пущей торжественности любили снабдить высокопарными словами. Каждую самую незначительную сделку они норовили превратить в торжественный ритуал по типу той клятвы, которую дают воины или чиновники, вступающие в должность. Они считали, что это добавляло весомости их зарокам и являлось своего рода гарантией, что клятва точно будет исполнена. Поэтому в свидетели себе они призывали небо, землю, Иерусалим, свою собственную жизнь и т.п. Однако Господь напоминает им, что все эти вещи принадлежат Творцу, а потому никто не может ими распоряжаться. Никто не имеет над ними власти, будто является их хозяином. Что говорить, человек не владеет даже своей жизнью. Он не может сделать даже, казалось бы, простейшую вещь — естественным образом изменить цвет собственных волос. А потому весьма опрометчиво и недальновидно давать кому-то торжественные обещания со стопроцентной гарантией, будто ты знаешь, что наверняка сделаешь в точности, как обещал. Ведь завтра ситуация может резко измениться, и пустыми окажутся самые железобетонные клятвы. Жизнь не принадлежит человеку. Она принадлежит Богу. И нам не следует претендовать на Его место. Всё, что у нас есть, лишь наши собственные слова «да, сделаю» или «нет, не сделаю». И гарантией истинности этих слов может являться лишь наша собственная репутация и готовность действовать. Потому, если сказал «да», сделай. А результаты работы следует отдавать Творцу. И тот, кто берёт с нас обещания, также должен это понимать и не требовать лишнего. Ведь, как говорится, «человек предполагает, Бог располагает».

Во втором случае мы также не должны понимать слова Христа о том, что не нужно сопротивляться злу, чрезмерно буквально, как, например, их понимал Л.Н. Толстой. Ветхозаветное выражение «око за око и зуб за зуб» это не конкретная заповедь, это древний принцип справедливости, который предполагал, что человек может потребовать от своего обидчика наказания, которое равноценно нанесённому ущербу. Господь не отменяет этого правила. Но вместе с тем Он предлагает поставить во главу угла иной принцип отношения с ближними. Это не закон справедливого воздаяния, но закон милости, прощения и любви.

Всё то, к чему призывал Спаситель, Он продемонстрировал собственным примером. В какой мере следовать этим правилам, каждый может определить для себя сам, исходя из собственной ситуации. Но важно помнить, что ровно в той степени, в какой мы полагаем эти принципы в основу своей жизни, мы и являемся истинными последователями Христа.

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Порой размышляя о том, что происходит вокруг…

27.04.2024

Лазарева суббота — один из самых скромных церковных праздников. Большинство прихожан стараются, в первую очередь, посетить богослужение следующего…

26.04.2024

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист. Интернет полон ответов на вопрос о том, как найти жену. Есть…

25.04.2024

Как бороться со злобой этого мира? И что делать, если нас окружают люди, которые хотят нам навредить?…

25.04.2024

Здравствуйте, дорогие радио слушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. «У каждого своя правда». Сегодня этому…

25.04.2024

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист. С точки зрения Священного Писания высшее благо человека состоит в хранении чистой совести,…

24.04.2024

This website uses cookies.