Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Иоанна, Глава 17, стихи 1-13

01 После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя,

02 так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную.

03 Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.

04 Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить.

05 И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира.

06 Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое.

07 Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть,

08 ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня.

09 Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои.

10 И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них.

11 Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы.

12 Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание.

13 Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы слышим обращение Иисуса Христа к Отцу, которое в традиции называется первосвященнической молитвой. Спаситель говорит о собственном прославлении, благодаря которому произойдёт прославление Отца.

Уже эти слова заставляют нас задуматься над тем, почему вообще Христос говорит о славе и почему вдруг Отец и Сын должны быть прославлены?

Что такое «слава» в нашем современном понимании. Это слово употребляется, когда речь идёт о ком-то, кто известен и знаменит, кто отличается от других. Мы говорим о славе героев, людей творческих или тех, кто имеет спортивные достижения. Древнееврейское слово «слава» первоначально означало вес. Быть славным означало не просто быть известным и знаменитым, это означало иметь вес, быть значимым в жизни людей. И значимым, естественно, в положительном смысле. Иными словами, когда Христос призывает Отца прославить Его, чтобы и Сам Отец был прославлен, речь идёт не о том, что Иисусу Христу не хватало популярности, и не о том, что Бог-Отец был недостаточно знаменит.

После грехопадения Бог перестал восприниматься людьми как самый весомый и значимый в их жизни, как Тот, Кто играет в ней важнейшую роль, Кто является её основой. В своей любви изменился не Он, изменились люди, решив, что нет никого более значимого, никого более определяющего, чем они сами. Они действительно смогли сами решать свою судьбу, однако цена этой самостоятельности была очень высока: борьба с собой и другими, беспокойство за свою жизнь и в итоге неминуемая смерть.

Христос приходит для того, чтобы вернуть людей Богу, вернуть Ему наши сердца, вернуть Ему ту роль, которую Он должен играть в нашей жизни. Уже в первом стихе Христос объясняет, что грядущее прославление возможно потому, что Отец дал Ему власть над всякой плотью, над всеми людьми, чтобы Он, в свою очередь, даровал всем жизнь вечную, которая есть знание, то есть подлинное общение людей с Отцом.

Впрочем, здесь может возникнуть недоумение. Христос говорит о власти над всякой плотью. При этом мы знаем, что Бог не мог спасти людей извне, совершив насилие над их свободной волей. Более того, мы знаем, что Бог для того и становится человеком Иисусом Христом, чтобы своей свободной человеческой волей явить истину о человечестве, дойти в своём послушании до смерти и разрушить её воскресением. Это значит, что власть, о которой говорит Христос — это власть любви. Он дарит всем возможность вечной жизни, чтобы все могли стать Божиими... Но как мы примем этот дар и обратимся ли к Нему всем сердцем, зависит от нас.

В сегодняшнем чтении мы слышим обращение Иисуса Христа к Отцу, которое в традиции называется первосвященнической молитвой. Спаситель говорит о собственном прославлении, благодаря которому произойдёт прославление Отца.

Уже эти слова заставляют нас задуматься над тем, почему вообще Христос говорит о славе и почему вдруг Отец и Сын должны быть прославлены?

Что такое «слава» в нашем современном понимании. Это слово употребляется, когда речь идёт о ком-то, кто известен и знаменит, кто отличается от других. Мы говорим о славе героев, людей творческих или тех, кто имеет спортивные достижения. Древнееврейское слово «слава» первоначально означало вес. Быть славным означало не просто быть известным и знаменитым, это означало иметь вес, быть значимым в жизни людей. И значимым, естественно, в положительном смысле. Иными словами, когда Христос призывает Отца прославить Его, чтобы и Сам Отец был прославлен, речь идёт не о том, что Иисусу Христу не хватало популярности, и не о том, что Бог-Отец был недостаточно знаменит.

После грехопадения Бог перестал восприниматься людьми как самый весомый и значимый в их жизни, как Тот, Кто играет в ней важнейшую роль, Кто является её основой. В своей любви изменился не Он, изменились люди, решив, что нет никого более значимого, никого более определяющего, чем они сами. Они действительно смогли сами решать свою судьбу, однако цена этой самостоятельности была очень высока: борьба с собой и другими, беспокойство за свою жизнь и в итоге неминуемая смерть.

Христос приходит для того, чтобы вернуть людей Богу, вернуть Ему наши сердца, вернуть Ему ту роль, которую Он должен играть в нашей жизни. Уже в первом стихе Христос объясняет, что грядущее прославление возможно потому, что Отец дал Ему власть над всякой плотью, над всеми людьми, чтобы Он, в свою очередь, даровал всем жизнь вечную, которая есть знание, то есть подлинное общение людей с Отцом.

Впрочем, здесь может возникнуть недоумение. Христос говорит о власти над всякой плотью. При этом мы знаем, что Бог не мог спасти людей извне, совершив насилие над их свободной волей. Более того, мы знаем, что Бог для того и становится человеком Иисусом Христом, чтобы своей свободной человеческой волей явить истину о человечестве, дойти в своём послушании до смерти и разрушить её воскресением. Это значит, что власть, о которой говорит Христос — это власть любви. Он дарит всем возможность вечной жизни, чтобы все могли стать Божиими... Но как мы примем этот дар и обратимся ли к Нему всем сердцем, зависит от нас.

editor2

Поделиться
Опубликовано
editor2

Последние записи

Недавно я прочитал один сюжет, напрямую связанный с сегодняшним библейским чтением. В сюжете речь шла о времени вскоре после…

02.05.2024

Говорят, хорошие истории должны хорошо заканчиваться. Не уверен, но в отношении праведного Иова, пережившего множество испытаний, хочется порадоваться.…

02.05.2024

Пророк Исаия жил примерно в 8 веке до Рождества Христова. Тем не менее, через образы его пророчеств довольно чётко…

02.05.2024

Совсем недавно я был в одном провинциальном музее и наблюдал следующую картину. Смотритель музея с суровым лицом постоянно объявляла…

01.05.2024

«Я видел такое, что вам, людям, и не снилось. Атакующие корабли, пылающие над Орионом; Лучи Си, разрезающие мрак у ворот…

01.05.2024

Как научиться переживать сложные, тяжкие моменты своей жизни? Ответ на этот вопрос предлагает отрывок из 50-й главы книги…

01.05.2024

This website uses cookies.