Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Книга Притчей Соломоновых, Глава 6, стихи 3-20

03 Сделай же, сын мой, вот что, и избавь себя, так как ты попался в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего твоего;

04 не давай сна глазам твоим и дремания веждам твоим;

05 спасайся, как серна из руки и как птица из руки птицелова.

06 Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым.

07 Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя;

08 но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. [Или пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростью почтена.]

09 Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего?

10 Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь:

11 и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник. [Если же будешь не ленив, то, как источник, придет жатва твоя; скудость же далеко убежит от тебя.]

12 Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами,

13 мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими;

14 коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры.

15 Зато внезапно придет погибель его, вдруг будет разбит - без исцеления.

16 Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его:

17 глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную,

18 сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству,

19 лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями.

20 Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей;

Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Среди многих наставлений этого отрывка книги Притчей обращает на себя внимание обличение тех, кто сеет раздоры: «Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами [...] коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры». Упоминания этого греха в Священном Писании должно было бы быть достаточным для того, чтобы всеми силами стараться его избегать. Но книга Притчей — ветхозаветная, тогда как у нас есть другие — новозаветные — места, в которых говорится о том, почему сеющие раздоры не просто рядовые грешники, но люди лукавые и нечестивые.

Апостол Павел ввел в наше богословие прекрасную формулировку, говорящую о единстве христиан: «Вы — тело Христово, а порознь — члены» (1 Кор. 12:27). Размышлению об этом посвящена фактически вся 12-я глава его Первого послания к Коринфянам. О том, чтобы мы сохраняли единство молился Господь Иисус Христос перед Своими Страданиями: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино» (Ин. 17:21–22). Кажется, что даже одного из этих двух мест Нового Завета достаточно, чтобы каждый из нас предельно внимательно относился к тому, чтобы не стать причиной разделения между людьми. Но, к сожалению, ни слова апостола Павла, ни слова Самого Христа Спасителя нас не убеждают и не останавливают.

Почему я говорю так? По одной простой причине: мне еще ни разу не приходилось встречать на исповеди людей, которые, говоря о своих грехах, размышляли бы о них в контексте раздора и разделения, неизбежно наносимых нашими дурными словами и поступками. Тогда как банальный рассказ о чужом грехе — самая обычная сплетня — приводит именно к этому — к раздору и разделению в теле Христовом. Все мы знаем, что осуждать нельзя, потому что Спаситель сказал: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7:1). У осуждения есть стандартное продолжение: как правило, осуждение довольно скучно переживать одному, им хочется поделиться с теми, кто поймет, посочувствует и поддержит. Но осуждение — это всегда трансляция лишь малой части правды, всю же правду о человеке, о его поступках и, что самое важное, о его мотивах, может знать только Бог. Вступая на путь негативных размышлений о другом и вовлекая в этот процесс кого-то еще, мы неизбежно сеем семя раздора, ведь другой — наш добрый собеседник — станет смотреть на обсуждаемого человека через призму нами о нем составленного мнения. Это лишь один из примеров. Можно привести и другие, но важно понимать, что раздоры возникают тогда, когда мы не пытаемся понять другого, когда мы выносим свое суждение без глубокого погружения в спорную тему.

Среди многих наставлений этого отрывка книги Притчей обращает на себя внимание обличение тех, кто сеет раздоры: «Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами [...] коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры». Упоминания этого греха в Священном Писании должно было бы быть достаточным для того, чтобы всеми силами стараться его избегать. Но книга Притчей — ветхозаветная, тогда как у нас есть другие — новозаветные — места, в которых говорится о том, почему сеющие раздоры не просто рядовые грешники, но люди лукавые и нечестивые.

Апостол Павел ввел в наше богословие прекрасную формулировку, говорящую о единстве христиан: «Вы — тело Христово, а порознь — члены» (1 Кор. 12:27). Размышлению об этом посвящена фактически вся 12-я глава его Первого послания к Коринфянам. О том, чтобы мы сохраняли единство молился Господь Иисус Христос перед Своими Страданиями: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино» (Ин. 17:21–22). Кажется, что даже одного из этих двух мест Нового Завета достаточно, чтобы каждый из нас предельно внимательно относился к тому, чтобы не стать причиной разделения между людьми. Но, к сожалению, ни слова апостола Павла, ни слова Самого Христа Спасителя нас не убеждают и не останавливают.

Почему я говорю так? По одной простой причине: мне еще ни разу не приходилось встречать на исповеди людей, которые, говоря о своих грехах, размышляли бы о них в контексте раздора и разделения, неизбежно наносимых нашими дурными словами и поступками. Тогда как банальный рассказ о чужом грехе — самая обычная сплетня — приводит именно к этому — к раздору и разделению в теле Христовом. Все мы знаем, что осуждать нельзя, потому что Спаситель сказал: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7:1). У осуждения есть стандартное продолжение: как правило, осуждение довольно скучно переживать одному, им хочется поделиться с теми, кто поймет, посочувствует и поддержит. Но осуждение — это всегда трансляция лишь малой части правды, всю же правду о человеке, о его поступках и, что самое важное, о его мотивах, может знать только Бог. Вступая на путь негативных размышлений о другом и вовлекая в этот процесс кого-то еще, мы неизбежно сеем семя раздора, ведь другой — наш добрый собеседник — станет смотреть на обсуждаемого человека через призму нами о нем составленного мнения. Это лишь один из примеров. Можно привести и другие, но важно понимать, что раздоры возникают тогда, когда мы не пытаемся понять другого, когда мы выносим свое суждение без глубокого погружения в спорную тему.

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Каждому из нас…

06.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Наверное, каждому человеку…

06.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! Как верующие люди обычно относятся к Богу? С большим почтением…

06.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Если человек хочет…

06.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Случается так, что, потерпев…

05.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Кротость как добродетель — одна…

05.05.2024

This website uses cookies.