Река Индигирка на северо-востоке Якутии – одно из суровейших мест на нашей планете. Именно здесь находится полюс холода Оймякон, где температура падает ниже минус семидесяти градусов. Холоднее бывает только в Антарктиде.
Неподалёку от места, где Индигирка впадает в Северный Ледовитый океан, стоит маленькая покосившаяся деревянная церковь. Надпись на табличке гласит: «Памятник архитектуры 18 века. Самая северная русская церковь. Люди, помните об этом и берегите её!». Вокруг заболоченная тундра. Ближайший лес можно найти в тысяче километров к югу.
Откуда же строители взяли дерево для церкви? Может, сплавили с верховьев Индигирки. Или год за годом собирали на берегу плавник – деревья, что приносит сама река. В любом случае, эта церковь – пример очень усердного отношения людей к своей вере.
Триста лет назад сибирские народы – якуты и юкагиры еще не знали христианства. Храм за Полярным кругом воздвигли русские. Эта местность, по главному посёлку, называется Русское Устье. Здешние жители – русскоустьинцы – особая группа русского народа.
Внешне многие русскоустьинцы ничем не отличаются от представителей других народов Севера. Основное их занятие – промысел песца и рыбалка. Но в отличие от якутов и юкагиров русскоустьинцы не занимаются оленеводством. Их верные спутники – ездовые лайки. Они помогают и охотиться и быстро передвигаться по тундре зимой.
Говор русскоустьинцев отличается от литературного русского языка и пестрит архаичными словами. Не случайно многие путешественники, оказавшись в этих краях, чувствовали себя так, словно перенеслись на несколько веков назад.
По местным преданиям самые первые (или как тут говорят «досельные») поселенцы появились в Русском Устье в конце 16 века. Ими были жители Новгородской земли, бежавшие от преследований Ивана Грозного. Действительно, у русскоустьинского говора есть много общего с говорами Поморья и севера Европейской России. А главной святыней здесь была почитаемая в Новгороде икона Божией Матери «Знамение».
К первопоселенцам стали присоединяться казаки и другие русские колонисты. В письменных источниках Русское Устье было впервые упомянуто в 1638 году. В это время отряд казаков под командованием Ивана Реброва пришел по морю к устью Индигирки. Затем на долгое время русская община у берегов Ледовитого океана оказалась отрезанной от остального мира и забытой. Старинные слова и обычаи законсервировались в здешнем холодном климате. В быту и в хозяйстве русские поселенцы многое переняли у народов Севера. С ними же они вступали в брачные отношения. Так сформировался особый, ни на что не похожий, уклад жизни.
Сохранив русское имя и самосознание, русскоустьинцы крепко держались за православную веру. Священник добирался на край света всего один раз в году или реже, но каждый день утром, вечером, и перед началом всякого дела, в здешних семьях обязательно молились Господу и Богородице.
Когда в 1930 году новые безбожные власти закрыли церковь и спилили с неё крест, это было воспринято как трагедия. Старый храм до сих пор стоит посреди тундры в местности Станчик. Новый храм в честь иконы «Знамение» в посёлке Русское Устье был построен в 2014 году при поддержке Правительства Новгородской области и Новгородской митрополии.
Научившись выживать в экстремальных климатических условиях, русские на берегах Индигирки никогда не забывают о своих истоках.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер