Когда в России появились дороги между населёнными пунктами? Однозначно ответить на этот вопрос историки не берутся. Очевидно, что это произошло позже, чем в Европе, которой грунтовые или мощёные междугородние пути достались в наследство от древних римлян. На Руси же долгое время функцию дорог выполняли реки. Речные пути связывали между собой крупные города и открывали жителям древнерусского государства выход в заморские страны. Достаточно вспомнить знаменитый водный торговый путь «из варяг в греки», который простирался от скандинавских земель до Византии.
Что же касается сухопутных дорог, то первые документальные сведения о них содержатся в «Повести временных лет» и относятся к периоду с 908-го по 1015-й год. Летописец сообщает, что в эти годы великий князь Владимир Святославич призвал своих подданных «требить — то есть, расчищать — пути и мостить мосты». Археологам удалось найти подтверждение этой информации — при раскопках в Киеве были обнаружены расписки за оплату строителям дорог. Как ни парадоксально, большую роль в развитии дорожного сообщения на Руси сыграли татаро-монголы. За двести с лишним лет ига захватчики-кочевники проложили множество сухопутных маршрутов. И даже сздали на них своего рода станционную сеть — на дорогах появились особые места, где можно было остановиться на отдых, сменить лошадей, передать или получить письма. Такие остановки назывались «ямы» — от тюркского слова «дзям», что означает «дорога».
Система ямов прижилась на Руси и после свержения татаро-монгольского ига. К концу 1516 года на дорогах Государства Российского насчитывалось около трёхсот ямских дворов, как стали называть эти дорожные станции. Тогда же возник и Ямской приказ — орган государственного контроля над дорожным и почтовым сообщением. А в XVII-м веке на дорогах появились верстовые столбы. Они отмечали расстояние, которое предстояло проделать путнику до ближайшего ямского двора или населённого пункта. Первые каменные верстовые столбы по указу царя Алексея Михайловича были установлены на дороге между Москвой и летней резиденцией государя в Коломенском. Столбы были очень длинными — четырёхметровыми. Отсюда и появился фразеологизм «коломенская верста» — так по сей день иногда называют очень высоких и худых людей. Задолго до появления верстовых столбов вехами на дорогах России служили поклонные кресты.
В царствование Петра Первого грунтовая дорога связала Москву с новой столицей, Санкт-Петербургом. Появился Сибирский тракт. Он проходил из Москвы через Муром, Екатеринбург, Тюмень, Тобольск, Томск, Иркутск, Нерчинск. А российским правителем, который ввёл официальные государственные стандарты дорожного строительства, стал император Александр Первый. При нём появились такие понятия, как «проезжая часть» и «тротуар». Тогда же вдоль дорог начали высаживать деревья и цветы как элемент благоустройства.
Сегодня скоростные трассы протянулись от Москвы до Владивостока. Дороги — давно уже не одна из «русских бед». Они делают функционирование государства более эффективным, а жизнь людей — комфортной.
Все выпуски программы Открываем историю
Ярославская Печерская икона Божией Матери (фреска)
Имя мещанки Александры Добычкиной в мае 1823 года стало известно всем жителем Ярославля. Причиной тому послужило чудесное исцеление женщины. Она много лет страдала от жестоких болей в суставах и со слезами молилась Божией Матери. Однажды болящая увидела во сне Печерскую икону Богородицы. На изображении Пречистая Дева восседала на троне, с короной на голове. Царице Небесной предстояли преподобные Антоний и Феодосий — основатели Киево-Печерской лавры.
Александра получила от Божией Матери указание отыскать в Ярославле увиденный образ и совершить перед ним молебен. Страдалица обошла немало храмов. И наконец, узнала знакомое изображение! Это была фреска на стене церкви Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня в Спасо-Преображенском монастыре. Приблизившись к иконе, болящая почувствовала облегчение. А после молебна Божией Матери совершенно исцелилась!
В Ярославский монастырь к чудотворному образу потянулись верующие. Были зафиксированы многочисленные исцеления. В 1860 году монастырскую церковь, в которой находилась чудотворная фреска, отреставрировали и освятили заново в честь Печерской иконы Божией Матери. Настенное изображение украсили драгоценным киотом.
Паломничество к святыне продолжалось почти сто лет. После революции 1917 года Спасо-Преображенский монастырь закрыли. Безбожники варварски скололи со стены Печерского храма лик Царицы Небесной. Однако, на этом история чудотворного образа не закончилась. В 2023 году реставраторы восстановили настенное изображение Печерской Ярославской иконы по дореволюционным описаниям. Святыня вновь доступна для поклонения!
Все выпуски программы Небесная Заступница
Два дня Поста. Светлана Бакулина
Последние несколько лет у меня сложилась традиция приезжать на первую неделю Великого поста пожить в монастыре. Там я стала узнавать больше о смыслах, традициях, символизме этого церковного периода.
Например, когда приехала впервые, узнала, что в первые два дня Великого поста монашествующие вообще не вкушают пищу и не пьют даже воду. Говорят, что такая строгость первых дней задаёт некий правильный тон на всю четыредесятницу.
Я видела вживую, как складывается день этих людей: с пяти утра и до двенадцати дня соборно в молитве на Богослужении, затем с пяти и до семи вечера вновь в храме на Великом повечерии с чтением канона Андрея Критского. Часть Богослужения проходит на коленях. В лицах этих людей не видно страданий от недоедания, недосыпания, но наоборот столько силы и энергии. «Но откуда?» — задумалась я. Для меня и день прожить без вкусной еды — подвиг, а прийти на службу и пробыть там несколько часов на ногах, не поев, не поспав и так каждый день, — это что-то фантастическое. «Физической силы тут недостаточно точно, здесь необходима сила духовная» — размышляла я.
На следующий год я попробовала подражать монахам в воздержании. Но целью были не духовные мотивы, а просто проверить физически смогу я прожить два дня без еды или нет. Один день смогла, да только уже на второй объелась так, как не наедалась даже до поста. Так что план тренировки в воздержании в пост был провален.
Ещё через год решила, что уж на третий раз я точно смогу, как монахи. Главное в этот раз не о еде думать, а настраиваться на пост душевный. В прошлый не получилось у меня одухотворится и попоститься, потому что я неправильные цели ставила — заключила я. Теперь буду ходить на все службы и утром, и вечером и все молитвы читать вместе с монахами. Есть и пить два дня не буду. И вот после таких подвигов уж наверняка все грехи и страсти как рукой снимет с меня — самонадеянно решила я.
Первый день прошёл отлично. Так мне показалось. Провела 8 часов в храме, на еду и воду не смотрела, статьи духовного содержания читала. Так я была довольна собой, что очень захотелось с кем-то поделиться своими успехами и новыми знаниями.
«В монастыре никого таким не удивишь» — решила я. Здесь это не подвиг, а обычный день. И вот на моё счастье позвонил из города мой знакомый. Что-то стал спрашивать, а я ему в ответ давай рассказывать о своём дне в монастыре. Рассказ мой оказался ему не так интересен. Мы даже успели слегка повздорить на религиозной почве. «Ага. А ещё православным себя называет. А сам на каноне Андрея Критского ни разу в жизни не был. Совсем о покаянии не думает...» — с осуждением бросила я фразу под конец разговора. Конечно же, обидела человека. Разговор получился плохой. Я разозлилась, успела осудить.
Ночью спала плохо и второй день моего постничества начался уже не так гладко, как вчера. С самого утра меня бросало то в жар, то в холод, кружилась голова. Всё раздражало. В голове крутился вчерашний неприятный разговор. На службе уже не могла ни стоять, ни сидеть. Стала молиться: «Господи, помоги!». И в голове вдруг возник вопрос: «А я точно вообще всё делаю правильно?» Буквально вчера я читала статью, где приводилась цитата Серафима Саровского: «Вы постом хоть мясо ешьте, только друг друга не ешьте».
Теперь я поняла насколько точно она характеризовала меня. Ограничив себя постом телесным, я совершенно пренебрегла постом духовным. Но одно без другого невозможно. И первое, что я сделала после службы — написала тому человеку, попросила прощения. Это был мой первый шаг к исправлению. Вторым шагом стало осознание своих мотивов — тщеславный подход к посту. Я приписывала все успехи, изменения и достижения исключительно себе и своей силе воли. В то время как сам Господь сказал: «Без меня не можете творить ничего». И ведь действительно это так. Только стоило в молитве обратить к нему, как всё стало налаживаться, в том числе моё состояние и мысли.
Эти два дня поста действительно помогли мне начать внутреннюю работу над собой. Которую я продолжаю и по сей день. Только теперь не одна. С Богом.
Автор: Светлана Бакулина
Все выпуски программы Частное мнение
28 сентября. О фарисействе
В 8-й главе Евангелия от Иоанна есть слова, сказанные Христом к фарисеям: «Я отхожу, и будете искать Меня, и умрёте во грехе вашем. Куда Я иду, туда вы не можете прийти».
О фарисействе, — епископ Черняховский и Славский Николай.