Преемники Алекандра Невского на великом княжении Владимирском были обыкновенными грешными людьми, обуреваемыми страстями. Они не могли нести самоотверженный подвиг служения Родине так, как его нёс Александр. Наоборот, взаимные счеты и соперничество с братией имели среди них первенствующе значение. Так было при братьях Невского — Ярославе и Василии. Еще хуже пошли дела при старших сыновьях Александра — Димитрии и Андрее.
Между ними не замедлила возникнуть продолжительная и кровавая борьба, в которой несколько раз принимали участие и Татары. Они приходили поддерживать Андрея и при этом сильно опустошали всю Землю.
Время великого княжения Андрея было одно из самых безотрадных в жизни Русской Земли.
После покорения нашей Родины Татарами, наибольшее значение и самостоятельность сохранила за собой Северо-Восточная Русь. Но получение её великокняжеского стола зависело уже исключительно от наших новых владык. Кто из князей был в состоянии истратить в Орде больше денег на подкуп ханских вельмож, тот и мог рассчитывать получить ярлык на великое княжение.
Это повело к сильному ослаблению родового единства между князьями.
Уделы теперь составляли полную собственность княжеской семьи. По смерти отца, владения его переходили не к брату, а к детям, и делились между ними. Это вызвало сильное мельчание уделов. Князья же, в них сидевшие, делались все более и более чуждыми друг другу.
Даже добившись великокняжеского стола, князья уже не идут во Владимир, а присоединяют его к своему княжеству и управляют им из своего удела. Свои отношения к другим князьям они определяют каждый раз особыми договорами, в которых подробно объяснялась степень зависимости одного князя от другого.
Новгород, будучи расположен далее других земель от татар, крайне неохотно шел на то, чтобы участвовать со всеми русскими людьми в несении тяжелого Татарского ига. Великие же князья, принужденные платить огромную дань, постоянно нуждались в деньгах и считали справедливым требовать, чтобы и богатый Новгород участвовал в этих расходах.
Уже преемник Александра Невского, брат его Ярослав, вел настолько ожесточенную борьбу с Новгородом, что хотел даже призвать себе на помощь Татар. И только другой брат его, Василий, успел отклонить эту беду от Новгорода. Та же борьба с Новгородцами шла постоянно и у прочих великих князей.
Отношения Татар к Русской Земле по смерти Александра Невского продолжали быть крайне тяжелыми. В 1266 году умер хан Берке и «была ослаба Руси от насилия Татарского», — говорит летописец. Но в 1275 году последовала новая перепись населения. Конечно, с величайшими насилиями.
В 1270 году погиб мученической смертью Рязанский князь Роман Ольгович. Он удерживал от насилий одного Татарского баскака при сборе дани, а тот пожаловался в Орду, донося, что Роман поносит Татар и их веру. Тогда Романа вызвали в Орду и там предложили ему на выбор: или отступиться от христианства, или быть убитым. Роман выбрал последнее. Память святого мученика Романа чтится нашей Церковью 19 июня.
Русские люди, по смерти Александра Невского, должны были нести и другую тяжелую повинность. Татары стали требовать от Русских вспомогательных отрядов для своих походов.
После смерти Даниила Романовича, Галицкая Земля разделилась между тремя его сыновьями — Львом, Мстиславом и Шварном, а Волынь осталась по-прежнему за дядей их — Васильком Романовичем.
Доблестный Василько Волынский пережил своего горячо любимого брата на двенадцать лет и умер смиренным монахом близ Львова. Ему наследовал единственный сын его — Владимир-Иоанн. Отличаясь большой храбростью и страстью к охоте, он вместе с тем был очень набожным и высокообразованным человеком, за что и получил прозвание Философа. Много потрудившись на пользу своей Земли, последние годы своей жизни Владимир был тяжко болен гниением нижней челюсти и переносил свои страдания с великим смирением. Будучи бездетным, он завещал свой стол двоюродному брату — Мстиславу Данииловичу. А все свои сосуды и вещи из золота и серебра перелил в гривны и роздал бедным.
Когда, в 1288 году, он умер во Владимире Волынском, то все граждане, от мала до велика, провожали его в могилу.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (19.05.2025)
Деяния святых апостолов

Деян., 30 зач., XII, 12-17.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Дорогие радиослушатели, Христос воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Все мы знаем, что такое новости, и многие люди тратят большое количество времени на чтение так называемой новостной ленты, в которой им встречается и радостное, и печальное... И кажется, мы только воспринимаем и никак не можем выбирать, каких новостей будет больше, хороших или плохих... Но так ли это? Ответ на этот вопрос и даже рекомендация к действию содержится в отрывке из 12-й главы книги Деяний апостольских, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 12.
12 И, осмотревшись, пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились.
13 Когда же Петр постучался у ворот, то вышла послушать служанка, именем Рода,
14 и, узнав голос Петра, от радости не отворила ворот, но, вбежав, объявила, что Петр стоит у ворот.
15 А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его.
16 Между тем Петр продолжал стучать. Когда же отворили, то увидели его и изумились.
17 Он же, дав знак рукою, чтобы молчали, рассказал им, как Господь вывел его из темницы, и сказал: уведомьте о сем Иакова и братьев. Потом, выйдя, пошел в другое место.
Наверное, у каждого есть знакомые, которые любят собирать плохие новости. При встрече с ними возникает ощущение, что в жизни вообще ничего хорошего не происходит. Однажды я встречался с таким человеком и знал, чем мне это грозит, поэтому приготовился к тому, чтобы не пойти у него на поводу и буквально после первых слов приветствия спросил: «Ну что хорошего у Вас происходит»? «Хорошего?» — переспросил он в ответ и печально улыбнулся... И в этой улыбке было что-то покровительственное и снисходительное перед лицом наивного простака, который ещё верит во что-то хорошее. После этого, по сути риторического вопроса, он довольно долго и в подробностях рассказывал о нескольких плохих историях, которые приключились с ним за последнее время. И если наше общение сравнить с игрой, можно было бы с уверенностью сказать, что я проиграл её всухую.
Прозвучавший отрывок из книги Деяний апостольских является частью большой истории, суть которой в том, что апостол Пётр был арестован властями и содержался под стражей. Однако ночью он был выведен из тюрьмы ангелом Божиим и, оказавшись на улице, отправился в дом Марии, матери Иоанна, называемого Марком, того, кто после стал евангелистом. Примечательно, что, когда Пётр постучался в ворота и служанка сказала всем, что он пришёл, ей не просто никто не захотел верить, её даже спросили, в своём ли она уме. На что же это было похоже? Она пришла с благой вестью, а ей не просто не поверили, но даже нагрубили. Это очень похоже на историю с женами-мироносицами, которые прибежали к апостолам с вестью о воскресении Христа, а те обвинили их во лжи. И в одном, и в другом случае мы видим людей, которые, даже услышав хорошую новость, отказываются от того, чтобы верить в неё, буквально выбирая верить в худшее. В свою очередь Пётр, который останавливает все лишние расспросы и эмоции, посылает их к апостолу Иакову и остальным братиям с хорошей новостью о его освобождении, сподвигая тех, кто не верил добрым новостям, к благовестию.
Сегодняшний отрывок, как и рассказ об апостолах, не поверивших мироносицам, учит нас тому, что, будучи настроенным неправильно, можно пропустить по-настоящему хорошие новости. Кто-нибудь скажет, что надо видеть, как хорошее, так и плохое, чтобы оценивать всё адекватно. Само по себе это правильно, ведь заниматься самообманом и закрывать глаза на реальность нельзя. Другое дело, что мы не просто считаем, каких новостей больше — хороших или плохих, мы в итоге делаем вывод об общем положении дел и здесь уже выбираем, на чём сделать акцент.
Какая же самая главная новость, с которой христианство приходит в нашу жизнь? Это новость о любви Божией и победе Христа над смертью. И сколько бы ни было плохих новостей, весть об этой победе помогает нам верить, что всё будет хорошо.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Николай Гумилев и Первая Мировая война». Анастасия Чернова

Гостьей программы «Исторический час» была писатель, кандидат филологических наук Анастасия Чернова.
Разговор шел о судьбе известного русского поэта Серебряного века Николая Гумилева, в частности о том, как на его жизнь, творчество и мировоззрение повлияло участие в Первой Мировой войне.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Николай Гумилев и Первая Мировая война». Анастасия Чернова
- «Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов