Преемники Алекандра Невского на великом княжении Владимирском были обыкновенными грешными людьми, обуреваемыми страстями. Они не могли нести самоотверженный подвиг служения Родине так, как его нёс Александр. Наоборот, взаимные счеты и соперничество с братией имели среди них первенствующе значение. Так было при братьях Невского — Ярославе и Василии. Еще хуже пошли дела при старших сыновьях Александра — Димитрии и Андрее.
Между ними не замедлила возникнуть продолжительная и кровавая борьба, в которой несколько раз принимали участие и Татары. Они приходили поддерживать Андрея и при этом сильно опустошали всю Землю.
Время великого княжения Андрея было одно из самых безотрадных в жизни Русской Земли.
После покорения нашей Родины Татарами, наибольшее значение и самостоятельность сохранила за собой Северо-Восточная Русь. Но получение её великокняжеского стола зависело уже исключительно от наших новых владык. Кто из князей был в состоянии истратить в Орде больше денег на подкуп ханских вельмож, тот и мог рассчитывать получить ярлык на великое княжение.
Это повело к сильному ослаблению родового единства между князьями.
Уделы теперь составляли полную собственность княжеской семьи. По смерти отца, владения его переходили не к брату, а к детям, и делились между ними. Это вызвало сильное мельчание уделов. Князья же, в них сидевшие, делались все более и более чуждыми друг другу.
Даже добившись великокняжеского стола, князья уже не идут во Владимир, а присоединяют его к своему княжеству и управляют им из своего удела. Свои отношения к другим князьям они определяют каждый раз особыми договорами, в которых подробно объяснялась степень зависимости одного князя от другого.
Новгород, будучи расположен далее других земель от татар, крайне неохотно шел на то, чтобы участвовать со всеми русскими людьми в несении тяжелого Татарского ига. Великие же князья, принужденные платить огромную дань, постоянно нуждались в деньгах и считали справедливым требовать, чтобы и богатый Новгород участвовал в этих расходах.
Уже преемник Александра Невского, брат его Ярослав, вел настолько ожесточенную борьбу с Новгородом, что хотел даже призвать себе на помощь Татар. И только другой брат его, Василий, успел отклонить эту беду от Новгорода. Та же борьба с Новгородцами шла постоянно и у прочих великих князей.
Отношения Татар к Русской Земле по смерти Александра Невского продолжали быть крайне тяжелыми. В 1266 году умер хан Берке и «была ослаба Руси от насилия Татарского», — говорит летописец. Но в 1275 году последовала новая перепись населения. Конечно, с величайшими насилиями.
В 1270 году погиб мученической смертью Рязанский князь Роман Ольгович. Он удерживал от насилий одного Татарского баскака при сборе дани, а тот пожаловался в Орду, донося, что Роман поносит Татар и их веру. Тогда Романа вызвали в Орду и там предложили ему на выбор: или отступиться от христианства, или быть убитым. Роман выбрал последнее. Память святого мученика Романа чтится нашей Церковью 19 июня.
Русские люди, по смерти Александра Невского, должны были нести и другую тяжелую повинность. Татары стали требовать от Русских вспомогательных отрядов для своих походов.
После смерти Даниила Романовича, Галицкая Земля разделилась между тремя его сыновьями — Львом, Мстиславом и Шварном, а Волынь осталась по-прежнему за дядей их — Васильком Романовичем.
Доблестный Василько Волынский пережил своего горячо любимого брата на двенадцать лет и умер смиренным монахом близ Львова. Ему наследовал единственный сын его — Владимир-Иоанн. Отличаясь большой храбростью и страстью к охоте, он вместе с тем был очень набожным и высокообразованным человеком, за что и получил прозвание Философа. Много потрудившись на пользу своей Земли, последние годы своей жизни Владимир был тяжко болен гниением нижней челюсти и переносил свои страдания с великим смирением. Будучи бездетным, он завещал свой стол двоюродному брату — Мстиславу Данииловичу. А все свои сосуды и вещи из золота и серебра перелил в гривны и роздал бедным.
Когда, в 1288 году, он умер во Владимире Волынском, то все граждане, от мала до велика, провожали его в могилу.
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
2 Кор., 178 зач., V, 1-10.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Общаясь с некоторыми верующими людьми, можно решить, что земная жизнь — сплошное недоразумение, которое поскорее должно закончиться и уступить место жизни загробной и духовной. Но можно ли так рассуждать? Ответить на этот вопрос помогает отрывок из 5-й главы второго послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 5.
1 Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный.
2 Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище;
3 только бы нам и одетым не оказаться нагими.
4 Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью.
5 На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа.
6 Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа,
7 ибо мы ходим верою, а не видением,
8 то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа.
9 И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными;
10 ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что́ он делал, живя в теле, доброе или худое.
Многие из нас знают, что при общении с другими людьми, особенно теми, чьи поступки нам не нравятся, мы должны не раздражаться, но научиться отделять грех от грешника. Человек сотворён по образу Божиему и никак не может нас раздражать. Обычно это либо немощи, например, как в случаях с пожилыми людьми, и тогда нам стоит скорее сочувствовать им, либо поступки, которые нас не устраивают. Но, и в одном, и в другом случае — это не сами люди, а то, что с ними связано. Подобным образом христиане призваны относиться и к миру. Верующий человек не может его не любить, потому что мир — это творение Божье. Причём, Господь его сотворил ради нас. И по аналогии с человеком, мы понимаем, что нам как верующим может не нравится состояние мира, который, как мы видим, наполнен распрями и развратом, но сам по себе он может и должен быть другим. Всё зависит от того, как мы живём и чем его наполняем.
Отрывок, который мы услышали, начинается с констатации факта: земной мир тленен и всех в конце времен ждёт мир Божий, нерукотворённый и вечный. И хотя апостол называет его небесным, мы знаем, что эта отнесённость к небесному не означает отрицания материи. Просто новая земля не будет противопоставлена небу, напротив, на ней будут торжествовать небесные законы, почему мы и говорим о Царствии небесном. Примечательно, что апостол Павел делает акцент не столько на совлечении земного тела, не на смерти, но на облечении в тело небесное, то есть на воскресении. И особенно его беспокоит, что некоторые из людей, облекаясь в небесное, могут остаться нагими. Дело в том, что переход от земного к небесному он описывает как поглощение смерти жизнью. И казалось бы, всё прекрасно! Но поглощение это не может быть механическим, ведь мы сами призваны выбрать, чем наполняем своё существование: смертью, под которой Павел понимает греховное, или жизнью, под которой он понимает праведное. И так как этот процесс выбора оказывается для нашего будущего важнейшим, Павел говорит, что главное, о чём мы должны думать — это не просто выживание или умирание, но соответствие Творцу. Ведь ни для кого не секрет, что можно так стремиться к внешнему, телесному выживанию, что буквально наполнить свою жизнь смертными грехами.
Тварный мир создан любящим нас Богом, он важен как место жизни и нашего выбора, как площадка для принятия решений. Нас может не устраивать его состояние, но ведь именно благодаря миру мы можем сформировать свою душу и выразить своё отношение к Творцу. Жить на земле по законам неба — это единственное, что позволяет нам приготовиться к тому моменту, когда небесные законы восторжествуют повсеместно. И поэтому земную жизнь стоит любить как прекрасную возможность сделать правильный выбор. Выбор, в котором мы станем угодны Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 111. Богослужебные чтения
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Стремление к праведности — это то стремление, которое делает человека богоподобным, и это же стремление даёт жизни человека надёжный фундамент. Сегодня во время богослужения в православных храмах звучит 111-й псалом, он посвящён размышлениям о праведности. Давайте послушаем эти библейские слова.
Псалом 111.
1 Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его.
2 Сильно будет на земле семя его; род правых благословится.
3 Обилие и богатство в доме его, и правда его пребывает вовек.
4 Во тьме восходит свет правым; благ он и милосерд и праведен.
5 Добрый человек милует и взаймы даёт; он даст твёрдость словам своим на суде.
6 Он вовек не поколеблется; в вечной памяти будет праведник.
7 Не убоится худой молвы: сердце его твёрдо, уповая на Господа.
8 Утверждено сердце его: он не убоится, когда посмотрит на врагов своих.
9 Он расточил, раздал нищим; правда его пребывает во веки; рог его вознесётся во славе.
10 Нечестивый увидит это и будет досадовать, заскрежещет зубами своими и истает. Желание нечестивых погибнет.
В только что прозвучавшем псалме не было никаких молитвенных воззваний, этот псалом посвящён размышлениям, и цель псалма состоит в том, чтобы помочь человеку задуматься о его отношениях с Богом, а также о том, как мы откликаемся на заповеди Божии.
Интересно, что 111-й псалом не упоминает заповеди как таковые, то есть он не перечисляет каких-либо конкретных действий, единственное исключение — это упоминание деятельного милосердия чтущего Бога человека: «Добрый человек милует и взаймы даёт» (Пс. 111:5). В остальном же псалом говорит не о перечне действий, а об общем настроении и устремлении праведника. Здесь же мы услышали и о том, что может дать человеку праведность, понимаемая как любовь к Богу и Его закону: прежде всего праведность делает человека спокойным за свою судьбу.
Наверное, не все согласятся с этой мыслью Псалтыри, ведь каждый может вспомнить примеры любящих Бога праведников, которые прожили не самую, с общечеловеческой точки зрения, завидную жизнь. В первую очередь здесь приходят на ум примеры святых мучеников: они всё делали как надо, они любили Бога, они стремились исполнять Его заповеди, но по какой-то причине Бог не защитил их во время гонений. Почему так?
111-й псалом отвечает на это недоумение одной простой фразой: «В вечной памяти будет праведник» (Пс. 111:6). Иными словами, псалом не разделяет жизнь праведника на земное пребывание и на посмертие, праведник жив всегда, как всегда жив Сам Бог. Жизнь праведника сокрыта в Боге, а потому никакие обстоятельства земного странствования не могут праведного человека отторгнуть от пребывания с Богом.
Эту мысль очень удачно выразил апостол Павел, написавший в Послании к Римлянам знаменитые слова о том, что нет той силы, которая способна отлучить нас от Бога и Его любви: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:38–39). Собственно, упомянутое пребывание в любви Божией и есть награда праведности. Эта мысль общая для Ветхого и Нового Заветов, а потому её стоит хорошенько усвоить всем верующим в Бога людям.
Псалом 111. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 111. (Церковно-славянский перевод)
«Духовное оружие христианина». Архимандрит Симеон Томачинский
В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе фрагментов из проповеди святителя Луки Войно-Ясенецкого «Оружие правды в правой и левой руке» говорили о том, какое духовное оружие важно иметь христианину и от чего оно должно защищать.
Разговор шел о том, почему для святителя Луки были важны слова апостола Павла: «с оружием правды в правой и левой руке», что они могут означать, и как терпение праведным Иовом страданий с благодарностью Богу могут служить примером того, как такие слова могут быть исполнены на практике.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов







