7 января по новому стилю Церковь празднует Рождество Христово – единственный из церковных праздников, который признан в России в качестве государственного. С 1991 года этот день считается официальным выходным. В иерархии праздников Русской Православной Церкви Рождество занимает второе место после Пасхи. И это не случайно. Праздник установлен в честь события, которое во всех смыслах перевернуло мир. Именно после этого события летоисчисление разделилось на две эпохи – "до нашей эры", "до Рождества Христова", и "наша эра", то есть после Рождества Христова.
В Евангелии не указана точная дата рождения Иисуса Христа от Девы Марии. Впрочем, Церковь, признавая вариативность даты, никогда не сомневалась в самом факте пришествия в мир Спасителя. Евангельские тексты и научные исследования учёных-археологов доносят до нас те сведения, которые позволяют очень хорошо представить и само событие Рождения Христа, и его исторический контекст. Так, к примеру, известно, что царём Иудеи – страны, где родился Спаситель, – в то время был Ирод. Господствующей силой в Европе и на Ближнем Востоке была огромная и могущественная Римская империя. Иудея находилась в политической и экономической зависимости от Рима, но времена процветания «вечного города» были уже в прошлом.
В Иудее в то время шла гражданская война между сторонниками двух наследников царского трона, братьями Гирканом и Аристобулом. На волне политических интриг к власти и пришёл Ирод. В молодости над ним смеялись, называли полукровкой. Ирод не был членом царской семьи, но вырос при царском дворе. Мать его была арабкой, отец принадлежал к племени идумеев. Дед Ирода принял иудаизм, а отец сумел достичь высокого положения в обществе. Он стал советником Гиркана, но был отравлен заговорщиками. Опасность угрожала и самому Ироду. Тогда он отправился в Рим, и Сенат объявил его царём. Взамен, под предлогом военной помощи новому правителю, в Иудею вошли римские войска. В Риме Ирод фактически отрёкся от Единого Бога народа Израиля и принёс жертву в храме Юпитера. Он занял трон, но до конца жизни лишился покоя.
Ирод боялся покушений и заговоров, он стал подозрительным и мстительным, и, опасаясь потерять свою власть не щадил никого. Он даже казнил любимую жену, чтобы жениться на девушке из царской династии Хасмонеев и упрочить свои права на престол. Ирод заподозрил троих своих сыновей в заговоре и отдал их палачу. Уже смертельно больной, он тщательно придумал ритуал своих похорон. Царь приказал взять в заложники представителей самых знатных иудейских семейств. Их держали в заключении на городском ипподроме, чтобы казнить сразу после смерти Ирода. Тогда бы скорбь горожан уж точно была бы неподдельной.
Власть Ирода держалась на мечах римлян. Это понимали и чувствовали в Иудее. И с каждым годом всё отчаяннее ждали обещанного когда-то Самим Богом прихода Мессии. Историк, профессор Российского государственного гуманитарного университета Валерий Шабуров считает, что ожидание было основным настроением той эпохи.
Пророчества гласили, что Мессия должен родиться на родине царя Давида, в городе Вифлееме, и стать подлинным царем Иудеи и всего мира. По словам протоиерея Максима Козлова, настоятеля храма Серафима Саровского, даже язычники знали пророчества о рождении Божественного Младенца.
Как свидетельствует евангелист Лука, накануне рождения Иисуса Христа римский император Октавиан Август решил провести перепись населения, чтобы узнать численность налогоплательщиков своей империи и зависимых от Рима территорий. В Иудее подобные записи велись обычно по коленам, то есть по родам потомков двенадцати сыновей ветхозаветного патриарха Иакова, образовавших, согласно Священному Писанию, израильский народ. У каждого рода был свой главный город, откуда происходил общий предок. Поэтому плотник Иосиф, живший в Назарете, отправился на перепись в город Вифлеем – город своего предка царя Давида. Переписи подлежали и мужчины, и женщины, и Иосиф взял с собой Деву Марию, которая была на последнем месяце беременности.
В Вифлееме уже не осталось ни мест на постоялых дворах, ни свободного угла, поэтому Иосиф и Дева Мария нашли себе приют недалеко от города, в пещере. Их было немало в окрестностях города, туда пастухи загоняли скот на время ненастья. Ночью у Пресвятой Девы Марии родился Сын Божий. Богородица спеленала Младенца и положила его в каменные ясли, где обычно был корм для скота.
Пещеру, в которой родился Христос, в четвертом веке нашла экспедиция царицы Елены, матери императора Константина Великого. Вокруг пещеры был воздвигнут храм Рождества Христова.
Что же происходило в Вифлееме в ту чудесную ночь, когда родился Иисус Христос? Первыми о рождении Спасителя узнали пастухи. Перед ними в ослепительном сиянии явился ангел Божий. Пастухи испугались, но небесный посланец успокоил их. Он возвестил им, что всем людям сегодня дарована великая радость. Внезапно перед пастухами появилось множество других ангелов, они славили Бога и пели: "Слава в вышних Богу, и на земле мир". Пастухи поспешили в пещеру и обнаружили там Марию, Иосифа и Младенца. Они поклонились Христу и рассказали, что видели и слышали от ангелов.
Вскоре о рождении Спасителя узнали восточные мудрецы – волхвы – и царь Ирод. О последовавших за этим событиях рассказывается в Евангелии от Матфея (глава 2, стихи с 1-12) , которое 7 января на праздник Рождества Христова читается во всех православных храмах:
Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?
Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдёт Вождь, Который упасёт народ Мой, Израиля. Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдёте, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путём отошли в страну свою.
Царь Ирод так отчаянно боялся за свой престол, что для него угрозой был даже маленький ребёнок. Когда он понял, что волхвы к нему не вернутся, то приказал убить всех первенцев мужского пола младше 2-х лет в Вифлееме и окрестностях. Невинные дети стали первыми христианскими мучениками. Церковь чтит их память 11 января по новому стилю. Мы знаем, что Господь уберёг Своего Сына: ангел предупредил Святое семейство и Иосиф с Девой Марией и младенцем Христом бежали в Египет. Удалось спастись ещё одному мальчику, сыну первосвященника Захарии, будущему Иоанну Крестителю. А царь Ирод вскоре умер от мучительной болезни. Римляне разделили Иудею на несколько частей между наследниками Ирода, а потом и вовсе лишили страну даже видимости независимости. Новой провинцией империи стал управлять наместник-прокуратор. Символично, что именно в эпоху распада Иудеи, во время окончательной потери её политической и экономической свободы, произошло Рождество Иисуса Христа, давшее настоящую свободу и подлинное спасение не только Иудее, но и всему миру.
В данной программе использованы материалы "Первого канала", интернет-газеты «Вести.Ru», музыкального портала «muztune.com».
26 апреля. О важности поминовения погибших
Сегодня 26 апреля. День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах.
О важности поминовения погибших, — протоиерей Константин Харитонов.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.