Степная Шентала – эрзянское поселение в Кошкинском районе Самарской области. Не путайте его с Лесной, или Старой Шенталой, расположенной восточнее. Именно оттуда, из лесного села, в междуречье Кармалы и Камышлейки потянулись в восемнадцатом веке эрзяне. Они принесли с собой и название, в котором слышится шепот ветра.
Интересно происхождение этого слова – Шентала. Существует легенда, будто бы некий немец, путешествующий по здешним живописным степям, воскликнул от избытка чувств: «О, шён таль!», то есть, в переводе на русский – «прекрасная долина!». Но есть и более простое объяснение. На эрзянском наречии Шентала означает «синяя рубаха». Так что выбирайте, какой вариант вам симпатичней.
В 1737 году в Шентале числилось всего двадцать дворов. К началу двадцатого века село выросло в пятнадцать раз – здесь было уже более трехсот крестьянских хозяйств, шесть ветряных мельниц, маслобойный завод и даже кредитное товарищество. Именно в эти годы шенталинцы приняли на общем сходе решение построить вместо обветшавшей деревянной церквушки храм из красного кирпича – просторный, крепкий, красивый, чтоб на века!
Летом 1900 года приступили к строительству. Средств на грандиозный проект едва хватало, ведь возводили храм исключительно на пожертвования самих же сельчан. Бывали моменты, когда казалось, что стройка окончательно замрет, но всякий раз чудесным образом находилась необходимая сумма. Нужно было уложиться в срок до 1913 года, так как шенталинцам хотелось приурочить открытие новой церкви к 300-летию дома Романовых. И успели! В намеченный год храм был торжественно открыт и освящен в честь Рождества Христова.
Церковь получилась не просто крепкая и просторная, а величественная. Она несколько эклектична по стилю – в ее облике можно проследить неорусские, псевдовизантийские и классические архитектурные элементы. Однако в целом облик храма выглядит цельно и гармонично.
В тридцатые годы ХХ века церковь, естественно, серьезно пострадала– с нее сбросили купол, а колокольню наполовину разрушили. Колокола, прежде чем отправить на переплавку, разбивали на куски. Сельчанам, в памяти которых еще свежи были счастливые моменты открытия храма, смотреть на бесчинства было невыносимо больно. Они пытались препятствовать безбожникам, однако никакие протесты не помогли. Здание долго стояло без крыши и окон, затем колхозники покрыли его соломой и приспособили под склад. В таком сиротском положении церковь оставалась до 1990 года, когда ее вернули верующим. Храм постепенно восстанавливается. До былого величия еще далеко, но главное, что под церковными сводами уже совершаются богослужения.
До Степной Шенталы ходит автобус Самара – Старое Максимкино. Он ходит всего один раз в день, так что учтите – нужно будет позаботиться о ночлеге. Впрочем, я уверен, что на улице никто ночевать не останется. Гостеприимство – одна из главных эрзянских традиций.
Храм иконы Божьей Матери «Знамение» (Крым, Судакский район, село Грушевка)
Путешествуя по Крыму, порой открываешь для себя уникальные места, о которых мало кто знает. Вот, например, едешь себе по трассе «Феодосия-Симферополь» и вдруг — указатель. Скромный, маленький, можно не обратить внимания и проскочить. Но если заметил — мимо уже точно не проедешь. Надпись на нём гласит: «Храм Знамения, 1-й век — 1 километр». Подумать только: где-то здесь, совсем рядом, находится христианская церковь апостольских времён!
Дорога приведёт в село Грушевка — это Судакский район. Придётся немного попетлять между домами по холмистой, неровной местности — такова уж особенность неповторимого крымского ландшафта. И вот, почти на окраине, у кромки леса, перед нами встанет довольно неприметный приземистый домик из неотёсанного природного камня. Крест на плоской крыше заметен не сразу. На стене табличка с надписью: «Древний храм. Первый век».
Признак того, что храм относится к апостольским временам — это особое устройство его алтаря. Небольшое помещение перекрыто сферическим куполом, который держится на закладных камнях. Так действительно было принято при апостолах. Строго говоря, первым веком от Рождества Христова следует датировать именно алтарь. Предположительно, он был устроен в небольшой пещере. Позже, примерно в 4 столетии, над пещерой был возведён храм. Многое повидал он за полтора тысячелетия. Пережил нашествие кочевников-гуннов, османское владычество, а в конце 18 века был освящён в честь иконы Божией Матери «Знамение». Какому святому, иконе или празднику изначально, в древности, была посвящена церковь — увы, неизвестно. Храм разрушался и восстанавливался. Но древняя, пещерная его часть, дошла до нас в первозданном виде. Интересно, что даже в советское время Знаменский храм оставался действующим вплоть до 1958 года и закрылся по причине аварийного состояния здания. Когда в 1990-е храм вновь передали верующим, его пришлось буквально откапывать — настолько сильно он ушёл в землю. И сегодня, как два тысячелетия назад, здесь возносятся молитвы Богу, а камни помнят первых последователей Христа.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Храм Блаженной Матроны Московской (Комсомольск-на Амуре, Хабаровский край)
Комсомольск-на-Амуре расположен в четырёхстах километрах к северу от Хабаровска. Город был основан в 1860 году как село Пермское в рамках правительственной программы по укреплению дальневосточных рубежей России. Дома русские поселенцы поставили на берегу Амура — там, где сейчас возвышается над рекой деревянная церковь Блаженной Матроны Московской.
Это уже третий храм здесь, в районе современной Набережной. Первый, построенный в девятнадцатом веке, был посвящён Илье Пророку. Ту церковь закрыли после революции 1917-го. В здании разместили сначала клуб, потом — столовую. Колокольня долгое время служила пожарной каланчой. В шестидесятых годах двадцатого века Ильинскую церковь полностью разрушили. Село Пермское к этому времени уже считалось городом и носило имя Комсомольск-на-Амуре. Власти объявили его атеистическим.
Однако, в 1996 году горожане решили вновь поставить над Амуром церковь. В начале 1999 года деревянный храм освятили в честь Казанской иконы Божией Матери, но вскоре произошла беда — 7 марта здание загорелось из-за неисправности электропроводки. После пожара от церкви остался лишь каменный фундамент.
На этом история не закончилась. Жители Комсомольска-на-Амуре не оставляли надежду восстановить храм на набережной. Через 20 лет на собранные горожанами средства был изготовлен сруб из дальневосточной лиственницы — дерева, которому не страшны морозы. Церковь собрали на прежнем фундаменте по старинным технологиям, без единого гвоздя и освятили во имя блаженной старицы Матроны Московской. 4 сентября 2021 года под сводами храма состоялась первая литургия. С тех пор богослужения здесь не прекращаются.
А в 2024 году в Комсомольск-на-Амуре доставили из Москвы частицу святых мощей блаженной Матроны Московской. Помолиться у святыни в храм на Набережной пришли сотни горожан. Это событие стало важной страницей в летописи деревянной церкви, посвящённой блаженной старице.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Храм Благовещения Пресвятой Богородицы (посёлок Желнино, Нижегородская область)
Поселок Желнино — заповедный уголок в пятидесяти километрах от Нижнего Новгорода. С одной стороны его омывает величавая Ока, с другой — тихая, поросшая кувшинками речка Осовец. В окрестностях много озёр с чистой ключевой водой. Дубовая роща, обступающая стройные ряды домов, полна птиц. Здесь можно встретить даже редкого краснокнижного дятла — желну. Собственно, благодаря этому черному красавцу в красной шапочке Желнино и получило своё название.
Главная достопримечательность здешних мест — старинный храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Из любой точки посёлка видны островерхие башенки шатровых куполов и колокольня из красного кирпича. Церковь построили в 1878 году, а прежде Желнино считалось деревней. Местные жители были прихожанами Успенского храма Дудина монастыря. Это совсем рядом, пара километров, но — на другой стороне Оки! Зимой, когда река замерзала, дорога до храма по льду занимала не больше часа. Летом и осенью прихожане добирались на службу на лодках. А вот весной, в половодье, пускаться в плаванье было опасно. Иной год даже на Пасху православные оставались без литургии.
Исправить положение вызвался уроженец здешних мест, купец Степан Солин. Он истратил на богоугодное дело большую часть своего состояния и построил в Желнино просторный храм на три придела. 29 июля 1879 года центральный престол освятили в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. В этот день Нижегородский епископ Макарий преподнёс Степану Петровичу образ преподобного Сергия Радонежского с дарственной надписью на обороте. Икона многие годы хранилась в церкви Благовещения, но была утрачена, когда храм закрыли безбожники после революции 1917-го.
Великолепное здание из красного кирпича многие годы использовалось под овощехранилище. Когда в конце восьмидесятых годов двадцатого века церковь вернули православным, над её восстановлением пришлось немало потрудиться. Местные жители очистили замусоренное помещение. Художники-реставраторы из Ленинграда заново расписали стены. Вернулась под церковные своды и икона Сергия Радонежского, принадлежавшая Степану Солину. Как оказалась, её сохранила одна из прихожанок.
В 1988 году в храме Благовещения Богородицы вновь зазвучала молитва. С тех пор богослужения в Желнино не прекращаются.
Все выпуски программы ПроСтранствия








