![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2023/07/Viktor-Lenok.jpg)
У нас в гостях был клирик Богоявленского кафедрального собора города Москвы в Елохове священник Виктор Ленок.
Разговор шел о том, кто такой духовник и какую роль он играет в жизни христианина.
Ведущий: Александр Ананьев
Александр Ананьев — Это программа, в которой не бывает простых тем. Это программа, в которой не бывает простых вопросов. Глупые бывают, простых никогда. Вопросы Неофиты на Радио Вера. Я Александр Ананьев. И сегодня я пригласил к разговору, очень благодарен за то, что мой собеседник любезно согласился, клирика Богоявленского собора в Елохове, одного из самых красивых, самых старых, самых значимых московских соборов, священника Виктора Ленка. Добрый вечер, отец Виктор, здравствуйте.
О.Виктор Ленок — Добрый вечер, Александр. Приветствую всех.
Александр Ананьев — Готовы ли вы к откровенному разговору? Потому что разговор сегодня будет такой, знаете, на грани такой предельной искренности, потому что тема, которую мы сегодня будем обсуждать, она ещё и для меня важна, потому что у меня нету, а очень надо. Однако, эту тему придумал не я, эту тему придумала наша слушательница Олеся, она мне написала, и, кстати, огромное спасибо всем тем золотым людям, которые, ну, во-первых, пишут с благодарностями, это хорошо, но не очень важно для меня, а вот важно, когда начинают ругать, и еще важнее, когда начинают задавать вопросы. Олеся пишет. А поговорите, пожалуйста, об отношениях с духовником. Его правда надо слушаться во всем? Или не обязательно? Но мы же не монахи, пишет Олеся. А если он попросит сделать что-то эдакое, что ты не хочешь? Или твои близкие против? Кого слушать тогда, мужа с родителями или духовника? Может ли в жизни быть два духовника или три? И что делать, если появляется такой очень женский вопрос — привязанность к духовнику? С этой привязанностью надо как-то бороться? А если да, то как? Как вам спектр вопросов, отец Виктор?
О.Виктор Ленок — Диапазон очень широкий.
Александр Ананьев — Да. Начать хочу с вопроса, кто такой духовник? Вот так, если по-простому.
О.Виктор Ленок — Наверное, у каждого человека на протяжении жизни есть какие-то наставники в науке, в искусстве, в спорте, например, учитель первого класса, учитель по фортепиано, первый тренер спортивной секции, научный руководитель в высшем учебному заведении, там, может быть, это специалитет, магистратура, аспирантура, все что угодно даже на производстве есть тот кто опытный какой-то работник который пытается передать свой опыт другому какому-то подмастерью чтобы тот не совершал ошибок д
Александр Ананьев — Уточняющий вопрос. Все перечисленные вами роли, это роли руководителя, начальника, директора, продюсера, учителя. Духовник разве директор?
О.Виктор Ленок — Это тот человек, который в первую очередь молится, молится Господу за свое чадо, чтобы тот стал ближе к Господу, к Богу. И он скорее дает некие рекомендации и ведет. Но как мы знаем, слепой слепого, если поведет в яму, упадут оба, то духовник все-таки должен пытаться вести духовную жизнь и иметь определенный опыт. Опыт молитвы, опыт служения, опыт какой-то аскетики определенной. И без этого, скорее, это будет человек, который может стать не духовником, а младостарцем, который может действительно привести в яму. Если говорить о полном послушании, то, конечно, полное послушание, скорее, связано исключительно с теми, кто дает обет Богу воздержание, девства и послушание своему игумену. Тут это другой вопрос, это совершенно другой путь спасения. Для тех, кто не дает этих обетов Богу на пути спасения, очень помогает как раз-таки тот, кто пытается помочь и помогает тем, кто сбился с пути. Чтобы просто вот человек, который сошел с обочины, он вернулся на главную дорогу. И духовник, он все-таки очень важен для любого христианина. Очень важно иметь такого наставника, который бы поддержал, который бы дал бы совет. И, как правило, духовниками являются священники. Почему священники являются духовниками? Ну, потому что Господь открывает человека им на таинство и исповеди. Человек открывается этому священнику на таинстве исповеди и даже исповедует не только совершенные грехи, но и помыслы, мысли. И тем самым постепенно, когда человек только воцерковляется, когда только переходят первые границы храма, первое, что, наверное, необходимо сделать, это примириться. Примириться с Богом в таинстве Исповеди. И тут очень важно, к кому этот человек пришёл, что произошло после первой Исповеди, как священник принял его, как любящий отец, который принимает блудного сына, блудную дочь, или как судья. И вот, как правило, вот этот первый шаг, который делает человек, преодолевая себя, преодолевая свое «я», является, наверное, ключевым для... на многие годы вперед. На многие годы вперёд, и тут нужно обратиться к Господу в первую очередь, чтобы Господь послал именно такого священника. Именно Господь послал такого наставника, который бы помог не упасть в яму и не утонуть в болоте греховной жизни нашей повседневной суеты мирской, а что попытался его вытащить оттуда, вытащить оттуда разными способами, и чтобы как раз-таки человек шел по этой главной дороге, вот в этот замечательный шале Небесного Царствия. И это очень, конечно, большой соблазн. Бывает так, что действительно из-за неопытности, в том числе и священника, получается так, что все могут оба упасть в яму. Поэтому нужно, даже если ты перешел первый шаг, переступил, ты нашел себе такого проводника, такого наставника, молись за него, как он за тебя. Молись за него, чтобы Господь через него действительно помог тебе снова не упасть, чтобы он тебя поддерживал в самые трудные моменты, когда ты, казалось бы, уже всё, ты на грани погибели, чтобы он тебя поддерживал, чтобы твои руки не опускались, чтобы ты вставал с колена и шёл дальше, чтобы ты не утрачивал надежду и не тонул. Вот это, конечно, удивительное состояние.
Александр Ананьев — Человек, который за меня молится, человек, который обладает гораздо более существенным духовным опытом, чем я, человек, которому я могу обратиться за советами, человек, с которым я могу поделиться всем, включая помыслы, человек, который меня очень хорошо знает. Признаюсь, вы описали мою жену. К моменту моего крещения она была в церкви уже лет 25, я крестился в 40, и, собственно, она была и есть моим проводником, остается. Вы сказали, как правило, это священник. Отсюда следующий вопрос. Может ли жена быть духовником?
О.Виктор Ленок — Жена скорее это ваш самый ближний друг, самый лучший друг, это ваша совесть, это ваша помощница, но...
Александр Ананьев — Почему не духовник? Я знаю, что вопрос звучит по-идиотски я отдаю себе в этом отчет да да друзья я не совсем болящий на всю голову, но очень важен ответ на этот вопрос чтобы понять кто такой духовник
О.Виктор Ленок — Духовник это тот, через кого ты находишь путь свой, именно путь, индивидуальный, ко спасению твоей души. Муж и жена — это одно целое. Это два атома, которые соединены в молекулу. И они... это действительно такой сосуд, который создает удивительную атмосферу, которую нельзя передать кому-либо другому.
Александр Ананьев — Это правда.
О.Виктор Ленок — А тут в случае, всё-таки, духовного руководства жена тоже может ошибаться. А священник не может? Священник, как правило, в трудных вопросах духовной жизни обращается к более опытному священнику, который помогает ему этот вопрос разрешить. Так лично у меня бывало и не раз. И хотя опыт моего служения очень небольшой, только шестой год, но я стараюсь следовать тем советам, которые давал мне мой духовник и тот духовник, который есть у меня сейчас. И в самых сложных ситуациях, когда у меня нет ответа на прямой вопрос, который связан не с тем, какую машину купить, на какую работу пойти, куда поехать отдыхать или, например, как провести свободное время и с кем провести его. Это не вопросы, связанные со спасением души, это не вопросы духовного характера, это скорее вопросы, связанные с тем, что человек боится переложить ответственность, снять её из себя и переложить на священника, которого он доверяет.
Александр Ананьев — Чтобы было потом, кого обвинить?
О.Виктор Ленок — Безусловно, чтобы найти крайнего.
Александр Ананьев — Не спроста духовника называют духовным отцом. Предполагается, что есть родственная какая-то составляющая в отношениях с духовником. Какая? Это раз. А во-вторых, по вашим формулировкам, предполагается, что вы все равно ищете, да, выбираете себе духовника среди священников, выбирая того, кто лучше все-таки, с кем вы лучше совпадаете, кто вас лучше понимает, чьи советы вам больше ложатся на сердце, но известно же, что родственников не выбирают, все-таки духовника выбирают или нет? И что делает его родственником?
О.Виктор Ленок — Скорее, духовника посылает Господь в тот момент, когда он тебе нужен. Вот как моей маме Господь послал, когда она была таким же неофитом, как вы, в далеком 1995 году, духовника на Славках, и который стал духовником нашей семьи, и по молитвам которого, и благословениям которого мы с вами сейчас разговариваем. И это случайно, это совершенно такое событие состоялось удивительно и непонятно, каким образом благодать действует.
Александр Ананьев — Слушайте, это непрактично.
О.Виктор Ленок — Выбирать ли священника, выбирать ли духовника, ну, конечно, знаете, можно машину выбрать, можно выбрать телефон.
Александр Ананьев — Жену.
О.Виктор Ленок — Ну, жену тоже бывает подбирают, безусловно, конечно. Какие-то материальные ценности. Ну а если у тебя, к примеру, на твоем приходе один священник, а вокруг никого нет, вообще никого, а у этого батюшки какие-то страсти, которые тебе мешают, у тебя какие-то вопросы, у которых нет разрешения. Тут настолько все индивидуально, но самое важное, что, знаете, как преподобный Паисий Святогорец говорил, не обижайтесь на тех священников, которые у вас есть. Господь дает тех священников, которые вам необходимы именно в этот момент. И выбирать или не выбирать, ну, конечно, если ты являешься студентом Московских духовных школ и пребываешь в Троице-Сергиеве Лавре непрестанно, практически 2-4 на 7, у тебя есть выбор.
Александр Ананьев — Кстати, а в таких учебных заведениях, мне всегда было любопытно, простите, а духовника назначают?
О.Виктор Ленок — Нет.
Александр Ананьев — Нет?
О.Виктор Ленок — Есть духовник.
Александр Ананьев — Но монаху же назначают духовника фактически?
О.Виктор Ленок — Монаху назначают духовника с момента его пострига, безусловно, который несет за него ответственность как крестный за своего крестного сына или дочи. Но в московских духовных школах, к примеру, есть духовный отец, ныне здравствующий, архимандрит Ларион, и к нему всегда можно обратиться, если за духовным советом, и, к примеру, студент, который желает принять священнический сан, а это дело абсолютно добровольное, никто к этому не принуждает, и монашеский постриг. Ну про монашеский постриг мне неизвестно, но перед тем, как принять священнический сан, ставленник исповедуется Господу, проходит генеральную исповедь именно у духовника духовных школ. И вообще выбор, если сказать, выбор такого обычного материального человека современного, который живет в обществе потребления, никак не коррелируется с Духовным миром вообще. Но, с другой стороны, логики просто у Господа порой никакой нет человеческой. Господь действует там, где Он хочет, потому что Дух дышит, где хочет, и тут в этой ситуации выбора зачастую как раз-таки проходят, знаете, такие ситуации, которые Господь посылает такого человека, который ему просто помогает в самый трудный момент жизни опереться, встать и пойти дальше. А что касается, будет ли он духовником, это уже выбор самого человека. Сам человек выбирает и потом спрашивает, просто приходит на исповедь, обращается с духовным советам, но не навязывает себя, не стремится к тому, чтобы 24 на 7 всё время этого человека занимать собой, чтобы, как вы знаете, когда человек переступает порог храма, у него миллион вопросов. У него миллион вопросов, и, как правило, у священника не так много времени на все эти вопросы.
Александр Ананьев — Это, мягко говоря, я поражаюсь тому, как они вообще хоть что-то успевают, участвуют в занятости.
О.Виктор Ленок — И поэтому есть замечательные примеры, которые не только написаны и напечатаны в типографиях, но ещё и оцифрованы, и даже записаны на видео, и, как правило, можно этого человека направить, чтобы он более глубоко те же самые основы веры, основы духовной жизни почерпнул из этих трудов. Или, например, те же самые курсы катехизации, которые проходят при многих храмах, даже годичных храмах, чтобы он более глубоко изучил веру, и все вопросы отпадают.
Александр Ананьев — Я обещал вам откровенные вопросы. Вы вправе сказать, Александр, держите себя в руках, не лезьте, куда вас не приглашали, не задавайте мне таких вопросов. Вы можете, так сказать. А я могу вас спросить вот о чем. А как ваша матушка поняла, что вот там на Соловках, что очень непрактично, потому что гораздо удобнее, если бы это было все-таки рядом с домом в соседнем храме, что там на Соловках Господь послал ей духовника. По каким признакам? Как это произошло? То, что позволено будет рассказать, можете рассказать?
О.Виктор Ленок — Ну, безусловно, мой возраст не позволял в подробности впадать, и, честно говоря, рефлексия от тех событий была минимальна, но, насколько мне известно, когда мы приехали в паломническую поездку на Соловки, у неё было просто очень много вопросов, и эти вопросы начали задавать себе духовнику славянской обители, ныне здравствующему архимандриту Герману. И она тоже подошла к этим вопросам, а он её просто переадресовал. Господь через него переадресовал духовнику, который находился в Москве, и в тот момент, когда мы были там, он находился тоже на Большом Соловецком острове. И вот как-то Господь так действует через людей. Незримо, непонятно. То же самое, как и дьявол. Он тоже действует через людей.
Александр Ананьев — Был какой-то момент, когда у вашей мамы возникло предложение или вопрос, не хотите ли вы, не можете ли вы, не благословите ли вы меня стать вашим духовным чадом, и чтобы вы стали моим духовным отцом? Или это происходит само собой?
О.Виктор Ленок — Нет, это происходит само собой в процессе...
Александр Ананьев — Никакого формального заключения вот этого устного договора не происходит.
О.Виктор Ленок — Но вы знаете, когда лично ко мне подходят люди и спрашивают, батюшка, можете ли вы стать моим духовным отцом, я просто не имею права им ответить положительно, потому что из меня духовник никудышный.
Александр Ананьев — Здрасте. Почему вы так о себе говорите?
О.Виктор Ленок — Ну, потому что опыта духовной жизни у меня никакой, молиться не умею особо, часто очень раздражаюсь, гневаюсь и так далее.
Александр Ананьев — То есть вы полагаете, что пройдет немножко времени, и отец Виктор так расправит плечи и скажет, а вот теперь у меня большой опыт духовной жизни, я опытный священник, выстраивайтесь в очередь.
О.Виктор Ленок — Так все и будет. Да нет, вряд ли. Тут вопрос сказан, что просто, знаете, ты просто приглашаешь человека на исповедь, приходите на исповедь, и человек начинает просто приходить на исповедь, и человек начинает просто приходить на исповедь. И как-то так получается, что недавно сердце очень было обрадовано, что на исповеди были одни молодые люди в довольно большом количестве. Это такой интересный был лично для меня опыт, когда вот... там разного возраста, потому что как правило все-таки в первую очередь приходят сестры в храм, а тут в основном были только братья это такой интересный был момент в сердце, когда так благодарил Бога, что да, действительно, начали ребята в храм приходить.
Александр Ананьев — Правда ли, что духовным отцом может быть... Ну, мы уже как-то поговорили, поэтому этот вопрос уже не столь актуален, но тем не менее принято считать, что духовным отцом может быть только священник, избравший монашеский путь служения, только монах? И желательно какой-нибудь ещё такой обитатель, там Троица Сергиевой Лавры, или Оптиной Пустыни, или где-нибудь на Соловках. Ну, у меня очень много есть знакомых, у которых вот духовные отцы именно так, как вот далеко, и это какой-то значимый старец такой, которого они очень ценят, и вот они туда ездят.
О.Виктор Ленок — Не обязательно. Всё зависит от расположения сердца человека. Просто мы, конечно, все хотим на Майбахе ездить, но ты попробуй научиться хотя бы на москвиче передвигаться. Поэтому тут всё зависит как раз-таки...
Александр Ананьев — Подождите, вы сейчас монаха с Оптиной Пустыни, с Майбахом сравниваете?
О.Виктор Ленок — Нет, нет, нет. Я имею в виду, что это такая метафора, которая не привязана к личности совершенно. Просто все ищут лучшего. Но, как правило, конечно же, никто не отказывает никому. Но вы представьте себе, какую загруженность имеет тот или иной священник, священнослужитель, в то ли иной, как вы помните, преподобный Амвросий Оптинский, он же не всех принимал, но при этом все к нему тянулись, он отвечал письмами. И поэтому, может быть, просто за какими-то исключительными событиями жизни, которые кардинально изменят твою жизнь в последующем, действительно можно обратиться к тому, через кого Господь действует и постоянно. Но знаете, как тот же самый преподобный Амвросий Оптинский отвечал, когда священник приезжал в Оптину Пустынь, он видел, какое количество людей приезжало к нему, как же так вы справляетесь? Говорит, ну вы же ничего не делаете. Поэтому приходится. И поэтому здесь, скорее, вопрос связан с тем, чтобы священники на твоём приходе просто попытаться его разгрузить. Потому что сегодня священник занимается очень обширной деятельностью, а времени на молитвы почти не остаётся. И вот как раз таки ты пришёл, ты знаешь, у тебя есть навыки в той или иной области, ты профессионал в ней, в этой области, точнее в этом направлении, а ты видишь, батюшка, ему здесь можно помочь с твоими знаниями, здесь можно помочь, здесь помочь. И когда ты освобождаешь священника от всех этих начинаний, которые отвлекают его от молитвы, самое главное, потому что призвание священника — это молиться. Самое главное дело для священника, это молитва. Тогда у него становится больше времени на это. И как раз таки, может быть, он наконец-таки найдёт время для того, чтобы с тобой встретиться, разрешить твои недоуменные вопросы, лично твои, духовные жизни в твоей, на определенное время. Даже, я помню, практиковал такой пастырский час, когда нахожусь в соборе и специально публиковал, говорю, дорогие братья и сестры, друзья, приходите в такое-то время, буду рад с вами пообщаться, ответить на любые вопросы. И как вы думаете, сколько людей приходило?
Александр Ананьев — Вот я как раз хотел спросить осторожно, сколько ж приходило?
О.Виктор Ленок — Да почти никто не приходил.
Александр Ананьев — У меня нет духовника. У меня есть много священников мне дорогих. У меня есть священники, которым я исповедуюсь. В Коврове, под Ковровом в Москве, как минимум в трех храмах, куда мы ходим в силу разных обстоятельств, туда-туда-туда. Вот. Есть ощущение, что я, как бы это сказать, не готов, вернее, не созрел, вернее, недостоин. Я слышал выражение, что духовника, как достойную жену, надо вымылить. И вот если у тебя... теоретически я могу вот прямо сейчас взять, пойти вот в храм рядом с домом, там есть очень много хороших священников, сказать, значит, вот вы, отче, будете моим духовником, хотите вы этого, не хотите, я буду исповедоваться только вам, я буду от вас не отставать, и там волей-неволей вы будете. Но я чувствую, что внутренне это какое-то неправильное решение задачи. Задача решается не так и не мной, а, как вы верно заметили, Господь посылает. Ваш совет требуется тем людям, мне и еще нескольким миллионам россиян, и жителям сопредельных государств, у которых нет духовника, но которые понимают, что им... ну так, туманно понимают, что он им нужен, зачем до конца не ясно, но надоело блуждать в потёмках.
О.Виктор Ленок — Обратиться к Богу, довериться Ему, походить в храмы, которые находятся у вас в вашем городе.
Александр Ананьев — Я думал, вы Соловки отправите. Но я ж хожу по этим храмам.
О.Виктор Ленок — И мне кажется, что Он рядом с вами, просто вы не верите, потому что вы верите только в себя, а вы почувствуете, вы поймите правильно вот как вот приходят родители и пытаются выбрать самую лучшую школу, самого лучшего учителя, самого лучшего тренера, самого лучшего, самого лучшего.
Александр Ананьев — Пока все разумно.
О.Виктор Ленок — Все разумно, но получается так, что этот самый лучший оказывается на словах других совершенно другим, самым плохим. А может быть для вашего чада как раз-таки вот эта Мария Васильевна, Егор Петрович, именно тот, кто нужен для вашего ребенка. То же самое и здесь. Господь, может быть, давно этого духовника-то вам открыл, а вы просто его не верите, потому что вы видите в нем только плохое.
Александр Ананьев — Ой, нет, я ни в коем плохое не вижу, я только в себе плохое вижу.
О.Виктор Ленок — Нет, ну просто человек, знаете, я имею в виду, что... Нет, я не про вас, вообще про человека, который переступает порог, и он пытается сегодня очень модно критиковать, очень модно ругать. Очень часто мы скорее находим что-то плохое в другом человеке, особенно священнике. А быть может, как раз-таки постараться увидеть и разглядеть в том, что Господь послал его сюда, мне послал, чтобы и он мне помог, и тем самым через мою молитву о Нём и Господь ему поможет. Такое же очень часто бывает, правда. И почему приезжали, например, к преподобному Паисию Святогорцу, и он был духовником многих, но при этом он не был священником, он был монахом. Но потому что, знаете, вот сегодня наше сердце очень огрубело и очерствело. И может быть, стоит нам сначала свою скорлупу снять, себя. Стоит нам сначала свою скорлупу снять с себя, и как-то действительно своё сердце открыть Богу через этого священника, который есть вот рядом со мной, рядом в этих храмах, которые строятся, восстанавливаются, рядом в том храме, который куда никуда не заходит. Может быть, просто зайти в храм и увидеть, и Господь пошлёт этого священника, просто переступить через себя, переступить через себя и один раз прийти на исповедь, второй раз прийти на исповедь, третий раз на исповедь прийти. Господь же действует незримо, но в таинстве, если ты искренен перед Богом, если ты действительно к Нему обращаешься не для того, не с материальными вопросами, а с вопросами, чтобы... Господи дай мне, пожалуйста, сил найти Тебя, открыть Тебя, довериться Тебе и помоги мне избавиться от всех этих страстей и камней, которые лежат на моей шее по молитвам этого Батюшки. Помоги мне, пожалуйста, Господи.
Александр Ананьев — Очень важные слова сейчас прозвучали, и для меня важные, так полагаю, для очень многих. У меня сразу много каких-то очень личных вопросов, но это уже надо, наверное, лично задавать уж совсем. В частности, мне все время кажется, что у меня нет права вот сейчас грузить священника. Ну просто потому, что он занят, потому что у него дела. Писать священнику я просто знаю, что там очень многим священникам просто реально некогда ответить на сообщения, они присылают смайлик, там ок, или 100%, или там молодец, там смайлик опять же, да, не потому что они не воспитывают, потому что у них реально времени нет. И я такой, нет, нет, нет, отче, вы послушайте, я вот вам принёс свою душевную боль, так что садитесь, вот делать вам нечего, сидите, слушайте. Я тоже переживаю за них.
О.Виктор Ленок — Может быть попробовать договориться на определённое время?
Александр Ананьев — Опять же, а он занят.
О.Виктор Ленок — Нет, всегда можно найти время.
Александр Ананьев — Это правда. Хорошо. Видите, видите, какой я этот скользкий и мерзкий в этих вопросах. Как вы, вот прям терпеть не могу, когда так точно и больно всю мою эту сущность вскрывают в прямом эфире Радио ВЕРЫ. Действительно скорлупа, отец Виктор, действительно. Не выкарабкался еще. Переходим к вопросам от нашей Олеси. Бывает ли так, что духовник говорит вам, там, отец Виктор, вам надо сделать вот это, а вы понимаете, что вы это делать не хотите? Ну, неправильно это и вообще. Ни жена не поймет, ни родители не поймут, и друзья осудят, если вы так поступите. У моей жены была такая история. Задолго до нашего знакомства, когда она была еще молодой, молодой совсем девчонкой, там семнадцати лет, образно говоря, ей кто-то из батюшек на исповеди сказал, «А тебе в монахини надо идти, вот прямо сейчас заступай в монахини». Она была в таком ужасе, ну вроде как батюшка сказал, надо в монахини. Ну она, конечно, выкрутилась, женщина хитрая, она пошла к другому священнику, сказал, никуда тебе не надо идти, никакие монахини.
О.Виктор Ленок — Да, действительно, батюшка может ошибаться, он тоже человек, он не святой.
Александр Ананьев — Так разве мы вступаем в отношения с Духовником не за тем, чтобы, вопреки своим «не хочу», вопреки своим представлениям о том, как устроен мир, просто зажмуриться и последовать совету своего наставника? А не так, получить совет и думать, так, мне это подходит или не подходит? Нет, не подходит, значит, не буду следовать. Это что за отношения тогда?
О.Виктор Ленок — Если совет Духовника противоречит канонам Церкви, Священному Писанию и не связан с вопросом духовной жизни, то вы можете прислушиваться, но, конечно, это ваш выбор личный, потому что вы несёте за свои поступки, за свои результаты, и будете лично отвечать перед Господом, а Он будет отвечать и перед Господом за себя и за вас. И, как правило, духовники ничего не навязывают. Они скорее дают возможность человеку подумать и направить в правильное русло, чтобы он не сделал ошибок, что касается именно вопросов духовной жизни. Потому что опыт церкви, священное предание, которое у нас есть, колоссальный опыт церкви, святых отцов, он помогает в этом очень сильно. И у каждого своя определенная мера и свой уровень духовной жизни. И поэтому, действительно, человек, который не подготовлен к тем духовным нагрузкам, он никогда не поднимет штангу 130 килограмм, когда он поднимает гриф только весом 20 килограмм. И поэтому здесь это очень такой важный момент понимания то, что... и поэтому если вам говорят то, что противоречит священному писанию, священному преданию, канону Церкви, да и вообще никак не связано с вопросом духовной жизни...
Александр Ананьев — Давайте возьмем в качестве примера, вот даже не совет, а настоятельный наказ постричься в монахине молодой девчонки. Что же в этом противоречащего законам Российской Федерации и канонам церкви? Ничего.
О.Виктор Ленок — Ну, действительно, лучше обратиться еще более опытным священникам, если... А тут очень простой ответ, простите. Если человек в мыслях своих думает о женитьбе, ему монашество противопоказано. Лучше думать о монашестве, будучи женатым, чем монаху думать о женитьбе.
Александр Ананьев — Золотые ваши слова. Олеся, на вашего... а нет, не на все вопросы мы ответили, а что касается приоритетов, смотрите, у каждой уважающей себя христианки, ну предполагается, надеемся, мы молимся за то, чтобы это так было. Есть муж, есть духовник. Предполагается, что муж, я много раз слышал эту формулу, и она мне очень нравится, муж первый после Бога. То есть, вот там Христос, на втором месте муж, и жена как бы вот слушается сначала Христа, а потом мужа. Духовник в этой иерархии, он как бы не предусмотрен, если выбирать между тем, кого слушаться, мужа или Духовника, и к кому обращаться за советом, к мужу или к Духовнику, к кому нашей Олесе надо обращаться. Вот она нарисовала ситуацию, я, правда, не могу себе даже предположить, что это может быть, что совет Мужа и совет Духовника, они находятся в каком-то противоречии. Не знаю почему. Кого надо послушаться Олесе?
О.Виктор Ленок — Тут всё зависит от вопроса, который стоит на повязке. Если вопрос связан с духовной жизнью, и с вопросом спасения, конечно, духовного отца. А если этот вопрос житейский, то, безусловно, ссоры за зубы не выносят, его просто убирают.
Александр Ананьев — Отец Виктор, вот мне не совсем понятно, что же может быть за вопрос, который, значит, не житейский, не бытовой, а духовный? Господи, да какой вопрос не возьми, они все равно все духовные. Отношение с родителями духовный вопрос? Духовный. Житейский? Ужасно житейский. А отношение с детьми или с друзьями? Духовный вопрос? Ужасно духовный. Житейский? Житейский. Мы же не приходим действительно к священнику с вопросом там, а какое платье купить, в горошек или в клеточку? В клеточку, мол, грешновато. Бывают такие, кстати, да. Но мы с Олесей не из этих. Мы с Олесей не из этих. Но, кстати, есть ещё один тонкий момент. Муж — это человек, который по праву рассчитывает на то, что он знает о жене всё. Ну, всё. Её мысли, её желания, её мечты.
О.Виктор Ленок — Это в идеальной картине.
Александр Ананьев — А мы все мужья — идеалисты страшные, отчего страдаем повсеместно. Вот. А тут, значит, жена берет все свои мечты, фантазии, помыслы и страсти и несет их к другому мужчине. Мы, мужья, выражаем недовольство. Причем еще считается, отец Виктор, что духовник у жены и духовник у мужа должны быть разные, потому что негоже двум нести одно и то же с разных сторон одному священнику.
О.Виктор Ленок — Дело в том, что всё это человек приносит не духовнику, а Господу, если говорится о таинстве исповеди. И духовник, как правило, не имеет права во время таинства исповеди...
Александр Ананьев — Давать советы?
О.Виктор Ленок — Ну, по крайней мере, не советы, а то, что противоречит вообще саму таинство, потому что человек... одно дело, если приходит именно с покаянием, Господь, может быть, даёт священнику определённую мысль, чтобы направить человека, чтобы он исправился, подправить. Особенно это касается смертельных грехов. А вопросы житейского характера, как правило, должны выноситься за пределы исповеди, просто на доверительную беседу, о которой мы с вами говорили в определенное время, которая всем будет удобна. И поверьте, что все вопросы за чашечкой чая разрешатся с огромной благодарностью со стороны мужа в том числе, особенно если мужа пригласить на это чаепитие. Не вдвоём с батюшкой чаёчек гонять, а именно ещё и мужа позвать и вместе эклер вкусно отведать.
Александр Ананьев — Признаюсь, мне это даже в голову не приходило, что отношения с духовником выходят за рамки, как бы, собственной исповеди. И более того, они, собственно, и существуют за рамками исповеди, потому что исповедоваться можно, собственно говоря, Богу через любого священника, в то время как духовник — это тот, с кем у тебя отношения за пределами исповеди. Я правильно понимаю?
О.Виктор Ленок — Ну, в том числе и да.
Александр Ананьев — Просто мы считали всегда... ну, мы, я имею в виду, мы такое необразованное большинство, да, которые топчутся в храме. Духовник — это тот, кому ты исповедуешься чаще всего.
О.Виктор Ленок — Да, безусловно, конечно. Но когда у тебя очень какая-то случается беда, ты знаешь, к кому обратиться, и он найдет возможность помочь тебе. По крайней мере, было у меня так и не раз, когда у меня были сложные вопросы, связанные с духовной жизнью, и мой духовник находил время, все откладывал и давал возможность каким-то образом разрешить этот вопрос, потому что тоже мой опыт неофита я не могу сказать, что он был очень длинным или коротким, но он был и, конечно же, я не знал ни о святых отцах, ни о священном Писании, ни о чем. Но сердце моё доверяло Богу, и я знал, что, обратившись с этим вопросом, батюшка мне поможет, поможет его разрешить. И мы вместе помолились, и всё разрешилось.
Александр Ананьев — А вы можете стать духовным отцом теоретически? Не практически, а теоретически. По своей инициативе. Вот вы видите, перед вами парень. И парень вот явно не понимает, что ему нужен духовник, но на самом деле очень нужен. И вы начинаете его, ну, помогать ему.
О.Виктор Ленок — Ну, так и было некоторый раз, но я не могу себя назвать духовником. Скорее, я просто делюсь тем опытом, своим крошечным опытом, который есть для того, чтобы он, этот молодой человек, не ломал еще больше дров, и чтобы ему остановиться, и чтобы он начал выкладывать этот дровник из разбросанных действительно таких пален чтобы всё это потихонечку собиралось. И действительно, это такой вопрос, связанный с тем, что просто сердце болит о каждом человеке, который к тебе обращается. Но из-за суеты, из-за разных-разных-разных, разного всего, всяких начинаний, может быть, человек ищет того, чтобы ему уделяли большее внимание, а ты это внимание не можешь уделить, то которое нужно уделить ты даже порой матушке своей времени не можешь уделить, что говорить о этих людях, которые жаждут этого. Поэтому действительно, вот мы уже говорили о том, чтобы миряне помогали своим священникам на приходах их разгрузить от разных начинаний организационных, самых разных, чтобы действительно время находил батюшка на семью и на молитву, и на встречу за чашкой чая.
Александр Ананьев — Опять же, то, что многим в голову не попадает. У меня огромное количество вопросов, отец Виктор, но я просто смотрю, у нас время бежит, а я еще не все вопросы Олеси... Вот прям буквально по тексту. Два духовника может быть у человека?
О.Виктор Ленок — Ну, как правило, духовник один, а он просто тебе советует, если ты не можешь его увидеть, встретить, прийти на исповедь, то, как правило, он рекомендует какого-то священника в том месте, где ты находишься, чтобы ты исповедался Господу через него.
Александр Ананьев — Именно он рекомендует, сам ты не можешь выбрать?
О.Виктор Ленок — Нет, можешь, конечно.
Александр Ананьев — На самом деле это удобно. Вот ты приходишь, вернее, у тебя есть какая-то проблема такая большая-большая, но ты понимаешь, что вот к своему вот этому духовнику ее нести нехорошо, ты уже примерно знаешь, что он скажет, а вот этот вот подобрее, вот можно к нему.
О.Виктор Ленок — Нет, дело в том, что за вопросами духовной жизни, которые выходят за пределы таинства и исповеди, можно обращаться и сегодня через средства связи, разная коммуникация существует без проблем, как и существовали и тогда, когда еще не было интернета, когда не было телефонной связи. А что касается исповеди, то можно исповедоваться через любого священника, потому что у любого священника есть благодать священства, и через неё действует Дух Святый, чтобы Господь действительно, помог вот на этом пути, на этой дистанции побороть свои страсти, и чтобы Господь тебе дал силы на последующую дистанцию.
Александр Ананьев — Последний вопрос очень скользкий, он не мой, я бы такой вопрос отродясь не задал, но Олеся задает, мы не можем ее обидеть. Что делать, пишет она, если появляется привязанность к духовнику? С ней надо как-то бороться? А если да, то как? Как известно, любовь мужчины и любовь женщины выражается по-разному. Любовь мужчины выражается в том, что он начинает заботиться о человеке. В этом его любовь. Любовь женщины выражается в том, что она с ним говорит. И она с ним говорит и выкладывает ему всё. И по всем формальным признакам женщина начинает любить своего духовника. И возникает именно вот эта привязанность. Видимо, для Олеси это актуальная проблема.
О.Виктор Ленок — Но святые отцы говорили о том, что действительно необходимо в данном случае постараться на время уйти от этого священника и...
Александр Ананьев — А бывают такие искушения?
О.Виктор Ленок — Бывают такие искушения, безусловно, и прекратить общение. Либо сказать об этом священнику, и священник сам должен сделать именно так, потому что бес блуда он очень коварен, и как только начинаются подобные разжжения, необходимо действительно признаться, может быть, на исповеди, об этом сказать этому священнику, и потом последуют определенные с его стороны, может быть, какие-то шаги, чтобы потушить этот пожар страсти, который возник в твоем сознании, в твоем сердце.
Александр Ананьев — Что вы посоветуете? Ну, вы сейчас дали несколько вариантов решения проблемы. Уйти самой или на исповеди признаться и как-то ждать, что он как-то отреагирует?
О.Виктор Ленок — Помолиться Богу и действовать, ибо Он наш генерал, и от Него победа.
Александр Ананьев — Золотые слова. И, в принципе, наверное, вот так же можно ответить на любой вопрос неофита. Вот на любой. Вот так вот универсальный. Ещё сказать, значит, постись, молись...
О.Виктор Ленок — И слушай Радио ВЕРА.
Александр Ананьев — И слушай Радио ВЕРА. И всё, и всё у тебя будет хорошо. Последний вопрос, он скорее такой из разряда курьёзов, но мне просто любопытно по-человечески. То, сколько у священника духовных чад, это ведь явное свидетельство того, насколько у него богатый духовный опыт, правильно? Я к чему? Отцы обычно, ну, вот имеют обыкновение, я просто не знаю, говорить, там, у меня 24 духовных чада, говорят, да ты молодой еще, у меня их там 340.
О.Виктор Ленок — Да нет.
Александр Ананьев — Нет?
О.Виктор Ленок — Нет. Наоборот, духовники бегают от своих чад.
Александр Ананьев — Вот те раз, вот... и что мне теперь делать? Бегают от своих духовных чад.
О.Виктор Ленок — В том плане, что священник не стремится к количеству, священник стремится только к Богу, чтобы Господь даровал ему спасение.
Александр Ананьев — Клирик Богоявленского собора в Елохове, священник Виктор Ленок, которому я очень благодарен за этот непростой разговор, уверен, что и у вас будет желание его еще раз переслушать, к примеру, на нашем сайте radiovera.ru, где хранятся бережно все наши разговоры. Ну и, может быть, послать этот разговор тому, у кого схожие со мной и с Олесей вопросы. Олесе, низкий поклон за это письмо. Вам спасибо большое.
О.Виктор Ленок — Во славу Христа. Спаси Господь.
Александр Ананьев — Я Александр Ананьев, Радио ВЕРА. До новых встреч. До свидания.
Все выпуски программы Светлый вечер
Послание к Римлянам святого апостола Павла
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2016/01/Apostol-Pavel-Valanten-de-Bulon.jpg)
Рим., 97 зач., VIII, 14-21.
![епископ Феоктист Игумнов](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2019/05/Feoktist-Igumnov-1024x697-240x240.jpg)
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
С точки зрения православного христианского вероучения, грехопадение первых людей изменило не только их самих, но и весь тварный мир, именно по этой причине смертными стали как люди, так абсолютно все иные живые существа, населяющие землю. Этот факт говорит о глубокой внутренней связи человека со всем творением. Мы не можем не чувствовать этой связи, и, надо полагать, потому то наиболее духовно чуткие из нас и переживают некоторую степень вины тогда, когда видят страдания животных и различные природные катаклизмы. Священное Писание не спешит освобождать от этой вины, но оно указывает путь, по которому человечество в конечном итоге пройдёт ради возвращения сотворённого Богом мира к первоначальной гармонии. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 8-й главы Послания апостола Павла к Римлянам, этот отрывок содержит прекрасные слова о взаимоотношениях человека и всего прочего творения Божия.
Глава 8.
14 Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.
15 Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!»
16 Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии.
17 А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться.
18 Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас.
19 Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих,
20 потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде,
21 что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих.
Основный посыл только что прозвучавшего отрывка апостольского послания прост, он заключён в трёх словах: «мы — дети Божии» (Рим. 8:16). Далее апостол Павел перешёл к следствиям из этого факта, самое значимое из которых состоит в том, что детям принадлежит наследство, следовательно, Божие наследство принадлежит и нам. Конечно, речь здесь не может идти ни о чём материальном, под «наследством» в словах апостола Церковь понимает вечную жизнь и блага будущего мира. К примеру, святитель Кирилл Александрийский прокомментировал эту мысль апостола Павла так: «Не без труда совершается благо, однако у святых труд не лишён и великих надежд, ведь ничто земное им не обещано, но бесконечная слава и участие в том, что выше ума и слова». Конечно, апостол Павел не мог не сделать оговорку: наследство принадлежит тем, кто уподобится Единородному Сыну Божию Господу Иисусу Христу и не станет избегать страданий в том случае, если они будут попущены Богом.
На наследстве как следствии усыновления нас Богом апостол Павел не остановился, далее он написал крайне интересные и несколько загадочные слова: «Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих» (Рим. 8:19). В истории были те люди, которые из этих слов делали вывод о разумности творения как такового, то есть о разумности животных, растений и всего прочего тварного мира. Впрочем, для христиан кажется совершенно очевидным, что апостол Павел использовал словосочетание «тварь с надеждою ожидает» лишь для выразительности речи, и относиться к этой фразе стоит так, как мы относимся к поэтическим сравнениям. Но, конечно, ожидающее творение — это не самое важное и интересное в апостольской фразе, значительно интереснее понять, чего же именно оно ожидает и что подразумевал апостол под «откровением сынов Божиих». Здесь нам на помощь приходит комментарий преподобного Симеона Нового Богослова, который звучит так: «Чаянием называет он сильное желание твари, чтоб поскорее сбылось откровение, или явление во славе сынов Божиих, какое имеет совершиться во всеобщее воскресение. Ибо тогда, во всеобщее воскресение, с пришествием Сына Божия, обнаружатся сыны Божии, проявится красота их и слава, и они всецело, то есть и душою, и телом сделаются светлосиянными и препрославленными». Другие авторитетные толкователи подхватывают мысль преподобного Симеона и говорят о том, что после всеобщего воскресения упомянутые преподобным Симеоном сыны Божии получат от Бога прежнюю власть над творением, вместе с этим Богом во всём творении будет уничтожено тление, и таким образом воссоздастся заложенная Богом в мир гармония.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
И работа, и забота
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/07/nature-snow-winter-people-road-white-1214916-pxhere.com-1-1.jpg)
Фото: PxHere
Зима 2022 года выдалась в Москве на редкость снежной. Чтобы не опоздать на работу, я выходила из дома раньше обычного и сметала снег со своего автомобиля. Нередко приходилось доставать из багажника лопату и чистить выезд на дорогу. В один из дней я села в машину, включила радио и услышала рассказ о необычном дворнике из города Красноярска.
Боиржон Жураев родился и вырос в живописном селе Самгар, которое местные жители называют «райской улицей Таджикистана». А в 25 лет в поисках работы отправился в Сибирь. Некоторое время провёл в Кемеровской области, затем в 2010 году переехал в Красноярск. За это время он женился, стал отцом пятерых детей: трёх сыновей и двух дочек; получил российское гражданство.
Несмотря на высшее образование (Боиржон по профессии агроном), он выбрал работу дворника — из-за гибкого графика, позволяющего в свободное время подрабатывать в такси. И добился успехов! Жураев не раз побеждал в профессиональных конкурсах, в 2021 году был удостоен звания «Лучший дворник Красноярска», а в 2022-м «фирменная» уборка территории сделала его известным по всей России!
Вот как это случилось. Морозным январским утром дворник Боря — так зовут Боиржона красноярцы — трудился на своём участке в микрорайоне Покровский. Всё шло как обычно, но в тот день соседи сняли его на видео, которое быстро распространилось по соцсетям. На кадрах мужчина с помощью специальной воздушной пушки, или воздуходувки, бесконтактно сметает снег с автомобилей, припаркованных во дворе, и только после этого чистит лопатой тротуары.
Горожан поразил поступок Боиржона Жураева, ведь все знают, сколько сил и времени требует от автомобилистов ежедневная расчистка машин. «Вот это человечище!», «Мир полон хороших людей», — так интернет-пользователикомментируют видеоролик. Благодарные местные жители дарят Боре конфеты и шоколадки, руководство управляющей компании выписало ему денежную премию, а мэр Красноярска вручил сувениры к 23 февраля.
Сам Боиржон скромно говорит: «Я просто делаю свою работу». На вопросы журналистов, почему он чистит не только дороги, но и машины, отвечает, что, помогая жителям, одновременно экономит своё время. «Я привожу в порядок двор рано утром. После этого людям уже не надо чистить свои авто, сбрасывая снег на дорогу. Да и мне не приходится мести двор дважды», — объясняет лучший дворник Красноярска. А ещё он рассказал, что учит своих детей не бояться никакой работы и помогать окружающим, — так когда-то воспитывали его самого. Семейное правило Жураевых: если делаешь — делай на совесть и с душой.
Как же вовремя я включила радио тем зимним утром! Передача о заботливом дворнике закончилась, а я ехала в машине по заснеженной Москве и улыбалась. На сердце у меня было по-летнему тепло оттого, что в далёком Красноярске живёт и работает такой человек — Боиржон Жураев!
Все выпуски программы Живут такие люди
Отроки Вавилонские
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/07/wood-smoke-flame-fire-fireplace-campfire-861317-pxhere.com-1-1.jpg)
Фото: PxHere
В Древней Руси существовала поговорка: «Ввержен в пещь огненную, яко три отрока». И все понимали, что речь идёт о смертельной опасности, от которой может спасти только чудо, и, конечно, знали, кто были эти три отрока.
Сегодня мы говорим о святых отроках Вавилонских Анании, Мисаиле и Азарии и стихотворении Лиодора Пальмина «Три отрока».
Место действия — древний город Вавилон (на территории современного Ирака).
Время действия — VI век до Рождества Христова.
В 586 году.до Рождества Христова после завоевания Иерусалима вавилонским царём Навуходоносором, многие еврейские семьи были уведены в плен.
В Вавилоне еврейских мальчиков, как говорится в Библии, «красивых видом, и понятливых для всякой науки», делали царскими слугами. Среди них оказались отроки АнАния, МисаИл и АзАрия.
Однажды царь Навуходоносор велел изготовить огромного золотого языческого идола и собрал на праздник в честь его освящения всех своих приближённых.
Глашатай вышел на площадь и громко объявил, что, как только зазвучит музыка, все должны упасть ниц и поклониться золотому идолу. А кто ослушается — того по велению царя бросят в пылающую печь.
Анания, Мисаил и Азария, хранящие в душе веру предков в Единого и Всемогущего Бога, не стали поклоняться языческому божеству, и были брошены в огонь.
«Отроки благочестивые в пещи», — излюбленный библейский сюжет в литературе и искусстве. Этой теме посвящено и стихотворение поэта XIX века Лиодора Пальмина «Три отрока».
Царь всем в поклоненье кумир золотой
Воздвиг пред своим Вавилоном.
Три отрока, полные веры святой,
Его не почтили поклоном.
«За это израильских отроков сжечь! —
Царь вымолвил в гневе сурово,
И ввергнули их в раскалённую печь,
Исполнивши грозное слово.
Но отроки живы: под жгучим огнём
Их ангел обвеял росою,
И Бога они величали втроём
Согласной, хвалебной мольбою...
Русский поэт и переводчик второй половины XIX века Илиодор Иванович Пальмин был известен, прежде всего, своими стихами на злобу дня.
В стихотворении на библейский сюжет «Три отрока», когда юноши в огненной печи поют хвалебную песнь Богу, Пальмин в полной мере явил и своё лирическое дарование.
Создателя славьте, и туча, и гром,
И бурные недра морские,
И звёзды на своде небес голубом,
И солнца лучи золотые!
Пернатые хоры под сенью лесов,
Сверкающих ранней росою,
В час утра хвалите Владыку миров,
Ликуя с зарёй золотою!
Всё славе Господней — немолкнущий клир,
Блеск царств и кровавая битва,
И голос пророка, гремящий на мир,
И трепетной девы молитва!
«Связали их и бросили прямо в пылающую печь, в чем они были, в шароварах, рубашках и шапках», — с поистине репортажными подробностями рассказывается эта история в «Книге пророка Даниила». Анания, Мисаил и Азария были друзьями Даниила, и пророк описывал то, что видел собственными глазами.
Велико же было изумление царя Навуходоносора, когда он заглянул в пылающую печь и увидел, как юноши, целые и невредимые, славят Господа.
«В гирляндах полночных светил в вышине
Хвалите Его, херувимы!» -
Так отроки пели в палящем огне,
Господнею силой хранимы.
Был чуден согласный и стройный их клир,
Язычники в страхе внимали,
И был посрамлён их бездушный кумир
На пышном своём пьедестале.
По преданию, пророк Даниил и его друзья Анания, Азария и Мисаил дожили до глубокой старости и скончались в вавилонском плену. Это было две с половиной тысячи лет назад, но сила их веры в Бога до сих пор вдохновляет человечество.
Все выпуски программы Прообразы