…Прогуливающемуся в Москве по Старому Арбату не миновать и трехэтажного особняка с вывеской: «Библиотека истории русской философии и культуры “Дом Алексея Лосева”». В этом просветительском месте регулярно проходят интересные выставки, концерты и встречи (и, конечно, международные чтения, посвященные нашему выдающемуся ученому).
Частой хозяйкой и участницей этих действ оказывается филолог, преподаватель и поэт – Елена Тахо-Годи, чья недавняя книга стихов «Неподвижное солнце» была отмечена премией «Серебряный век». Оба названия – и книги и премии – отсылают нас к традициям, которые Елена Аркадьевна искусно преображает в своих стихах – в сторону обезоруживающей искренности, чистоты и подлинного драматического напряжения. Впрочем, я начну с этюда, написанного уже после выхода книги.
Кажется, ужас и страх не иссякнут в груди,
Как и о радости горькая память.
Можно, конечно, не думать об этом в пути –
Только не значит ли это – лукавить?
Ветер осыплет листву златорунным дождем,
Солнечный луч взрежет небо кровавою строчкой…
Дело не в том, хорошо или плохо живем,
Но как из праха земли светоносною сделаться точкой.
Елена Тахо-Годи, 2013 год
Однажды представляя стихи Елены в своем «Поэтическом календаре», писатель Дмитрий Шеваров коснулся одной нашей (увы, очень современной) человеческой и читательской черты – нынешней тяги к ровному и удобному проживанию жизни. «Теперь мы ценим комфорт – даже в литературе, даже в круге чтения. Боимся себя потревожить, ранить… Но настоящая поэзия никогда не будет удобной. Она всегда – боль».
Осторожно прерву эти замечательные слова, в которых дальше говорится об острой боли любви. Да, Лена Тахо-Годи, – тонкий лирик, любовная драма в её стихах есть горячая, неостывающая (как то «неподвижное солнце») – величина и тема. А я прикипел нынче душою к её небольшим философским и духовным этюдам.
Почему мы вспоминаем Бога,
Если на душе опять тревога?
Для чего к Нему идём в печали,
Если в радости Его не замечали?
Разве мы от горя поумнели?
Разве мы от боли подобрели?
Или лёд сердечный начал таять
И, как свет из тьмы, явилась память.
Елена Тахо-Годи. Из книги «Неподвижное солнце», 2012-й год.
Получая премию «Серебряный век» Елена Аркадьевна обмолвилась о том, что стихотворец должен быть живой душой, что поэзия спасает от окаменения сердца. И – продолжим мы с вами – поднимает поэта туда, откуда многое видится в ином, особенном измерении.
Может быть, твоя душа –
Эта бабочка цветная,
Золотисто-голубая,
Как небесные поля,
Промелькнула над плечом,
Заставляя обернуться,
Обернуться – улыбнуться
И задуматься потом.
Елена Тахо-Годи. Из книги «Неподвижное солнце», 2012-й год.
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»