Драматичная судьба Николая Заболоцкого напоминает таинственную притчу. Вспомним, что его почти скандальное вхождение в советскую литературу с модернистским сборником «Столбцы», с неслыханной картиной мира, выраженной в книге особенным, чуть ли не пародийным языком, – привело поэта в лагерную зону. В середине 1940-х ему, гениально переложившему в стихи «Слово о полку Игореве» чудом удалось вернуться домой. О выпавших страданиях он не говорил, но оставил рукопись: «История моего заключения».
Постепенно, со второй половины 1940-х Заболоцкий вернулся и к поэзии.
Перед читателем предстал совсем иной художник, натурфилософские взгляды которого преобразились в земную и одухотворенную картину сущего.
…Впрочем, уже во второй половине 1930-х, мое любимое стихотворение «Все, что было в душе» завершалось торжественным соединением «человеческого вещества» с красотой Божьего мира:
И кузнечик трубу свою поднял, и природа внезапно проснулась.
И запела печальная тварь славословье уму,
И подобье цветка в старой книги моей шевельнулось
Так, что сердце мое шевельнулось навстречу ему.
Давайте откроем его поздний шедевр «Это было давно» и вы сами услышите.
И добавлю: здесь не сюжетная фантазия, но реальный случай, произошедший с поэтом на лагерных работах, о чем Николай Алексеевич сообщил в письме сыну.
Это было давно.
Исхудавший от голода, злой,
Шел по кладбищу он
И уже выходил за ворота.
Вдруг под свежим крестом,
С невысокой могилы, сырой
Заприметил его
И окликнул невидимый кто-то.
И седая крестьянка
В заношенном старом платке
Поднялась от земли,
Молчалива, печальна, сутула,
И, творя поминанье,
В морщинистой темной руке
Две лепешки ему
И яичко, крестясь, протянула.
И как громом ударило
В душу его, и тотчас
Сотни труб закричали
И звезды посыпались с неба.
И, смятенный и жалкий,
В сиянье страдальческих глаз,
Принял он подаянье,
Поел поминального хлеба.
Это было давно.
И теперь он, известный поэт,
Хоть не всеми любимый,
И понятый также не всеми,
Как бы снова живет
Обаянием прожитых лет
В этой грустной своей
И возвышенно чистой поэме.
И седая крестьянка,
Как добрая старая мать,
Обнимает его...
И, бросая перо, в кабинете
Всё он бродит один
И пытается сердцем понять
То, что могут понять
Только старые люди и дети.
Николай Заболоцкий, «Это было давно», 1957-й год
…Вы слышали: «В сиянье страдальческих глаз»? Встреча поэта и старой крестьянки случилась, очевидно, в пасхальные дни, на Радоницу. Я вспоминаю, как саратовская поэтесса Светлана Кекова проницательно указала на открытую здесь цитату из Откровения Иоанна Богослова, на отсыл к Апокалипсису.
И мне снова захотелось думать о том, что поздняя лирика Николая Заболоцкого, его очищенное страданиями и духовным опытом мирочувствование, – высветляет, преображает, обогащает нас с вами…
Нас – благодарных читателей этого великого поэта.
Деяния святых апостолов

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Деян., 7 зач., III, 1-8

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Несмотря на нравственное падение и какой-то глубинный бытовой атеизм, который поражает сегодня светское общество, многие люди всё равно продолжают присматриваться к христианству, продолжают видеть в Церкви, пусть не во всех верующих, но хотя бы в святых, пример для подражания. А мы можем вести себя, как святые? Ответ на этот вопрос прикровенно звучит в отрывке из 3-й главы книги Деяний апостольских, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 3.
1 Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый.
2 И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм.
3 Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни.
4 Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас.
5 И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь.
6 Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи.
7 И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени,
8 и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога.
Многим людям, знакомым с советской антирелигиозной пропагандой, известна фраза Карла Маркса «религия — есть опиум народа». При этом мало кто знает, что ещё до Маркса её употребляли в том числе и верующие авторы, подразумевающие под опиумом не столько средство одурманивания, сколько средство, облегчающее страдания, которых в жизни простого народа было немало. Сегодняшние борцы с религией часто говорят, что религия сделала своё дело, помогла непросвещённому, мало что понимающему и ограниченному в средствах человеку выжить в трудных условиях, но в наши дни человек может справиться сам. Сегодня у него есть наука, техника, медицина, психология, зачем ему религия? Зачем все выдумки людей древности? Обычно при этом говорящие знают, но не произносят вслух, что сама европейская наука возникла благодаря трудам людей, не только не сомневающихся в бытии Божии, но бывших епископами, священниками или простыми монахами. Например, одно из первых богоугодных заведений, включавших больницу, лепрозорий и странноприимный дом, создал святитель Василий Великий. Можно вспомнить пример священника Павла Флоренского, который сделал немало открытий именно как учёный. И надо сказать, что всё это они сделали не помимо и не вопреки, но именно благодаря своим религиозным убеждениям.
В сегодняшнем чтении из книги Деяний апостольских мы слышим историю о том, как апостолы Пётр и Иоанн идут в храм в час молитвы. Они проходят мимо нищего, болезнь которого родственники используют для того, чтобы зарабатывать. Его приносят к воротам храма, чтобы проходящие люди, проявляя благочестие и сострадание, подавали ему милостыню. Апостолы не имели с собой денег, однако они дали этому человеку нечто гораздо большее, чем деньги: они дали ему здоровье, причём не только физическое, но и духовное. Мы видим, как после исцеления этот человек не только самостоятельно ходит, за своё исцеление он воздаёт хвалу Богу.
Сегодня мы тоже бываем ограниченны в средствах. Кроме того, зачастую простой верующий не имеет той веры, того дерзновения, тех благодатных даров, которые были у апостолов. И как будто бы это означает, что он не может совершить никакое чудо. Однако главное чудо, которое проявили апостолы, заключалось в их любви и готовности по-настоящему сердечно участвовать жизни несчастного человека, лежащего перед ним. Обычно, не так сложно, потешив собственное благочестие, подать нуждающемуся и внутренне успокоившись, сказать себе: «Вот и о нищем позаботился». Много ли в такой подачке подлинной заботы и любви? Кажется, нет. Но апостолы не просто позаботились, они воззвали к Богу и, соединив собственное сердечное расположение с Его силой, действенно помогли страдающему человеку. Подражая их искренности, их вере, их любви, мы призваны участвовать в жизни людей, пусть далеко не всегда наше участие сопровождается явными чудесами, главное, чтобы оно сопровождалось искренними состраданием и любовью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Сложные моменты первых лет христианской Церкви». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о сложных моментах первых лет существования христианской Церкви, описанных в книге Деяний Апостольских.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных книге Деяний апостольских, первые главы которой читаются в храмах на Светлой седмице.
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена началу проповеди Апостолов
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена зарождению христианской Церкви
Третья беседа со священником Стефаном Домусчи была посвящена тому, как первые христиане относились к ветхозаветному закону
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Христианские основы в управлении». Сергей Бочаров

Гостем рубрики «Вера и дело» был кандидат экономических наук, первый проректор мастерской управления «Сенеж» Сергей Бочаров.
Мы говорили с нашим гостем о его пути к вере и о том, как христианские ценности и смыслы могут быть положены в основу образования и работы людей в сфере управления, в том числе государственного.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова