…Когда-то этот человек занимался карманными кражами. За спиной у него семь судимостей, более двадцати лет тюрем и лагерей. А ещё – горы прочитанных книг и возрастающая тяга к стихосложению.
Долгие годы поэт Евгений Карасёв жил в Твери, где и был похоронен на местном кладбище зимой 2019 года. Он выпустил несколько книг стихов и прозы, был лауреатом литературных премий, участвовал в поэтических фестивалях.
Юрий Кублановский однажды сказал о нём: «Когда Карасёв пишет стихи, рифмы у него возникают как будто бы ниоткуда. Вроде бы звучит абсолютно естественная речь, которая вдруг превращается в рифмованную».
Безобидная особенность
Среди песнопевцев у меня своя ниша,
как у пичуги в мире лиственном.
Она не выше других, не ниже –
единственная.
Евгений Карасёв, 2000-й год
А вот как писал он о той своей доле:
Этап из тюрьмы уходил в неизвестность:
судя по срокам – в тьмутаракань.
Урки запели унылую песню
про вора, убитого в хмурую рань.
Ехал долго в краснухах бессменных,
вдруг поезд наш лязгнул и стал.
По соснам стекало, вскрыв тяжкие вены,
закатное солнце; мороз лютовал.
А дальше уже ни столбов, ни дороги –
обрубленных рельсов две страшных культи.
И ведал лишь Бог –
мы стоим на пороге
или в конце рокового пути.
Евгений Карасев, 1970-й год; а «краснухи» – это вагоны для перевозки заключенных
Младший друг поэта и автор статьи о нём под характерным названием «Другой», — стихотворец и литературовед Максим Амелин написал мне однажды: «...Человеческая и литературная судьба Евгения Карасёва — воплощение сразу трёх евангельских притч. Он — ярчайший пример человека, наделённого свыше выдающимся поэтическим талантом, который им не только в целости сохранён, несмотря на невыносимые условия тяжкой неволи, но и стократно преумножен. Блудным сыном, пройдя через многие искушения и испытания, выпавшие на его долю, он вернулся на истинный путь премудрой и добродетельной жизни (не случайно этот образ часто возникает в его стихах). Поэзия Евгения Карасёва исполнена глубоким состраданием к малым сим, искренней любовью к ближним и такой верой в грядущее спасение, в какой только Дисмас, благоразумный разбойник, распятый одесную Христа, мог утвердиться...»
Мерило
Как распознать сочинителя,
что мается
над листом бумаги в уединённой тиши?
Графоман догола раздевается,
поэт – до глубины души.
Евгений Карасев, 2000-й год
...И вот очень любимое мною стихотворение — «Безымянная лепта»:
Я отношусь с сомнением к поиску истины,
которая осветит дорогу народу, стране.
Поданную оборвышу милостыню
я приравниваю к разыскиваемой величине.
Это не подачка финансового воротилы,
шумно оглашённая оплаченными лицедеями, –
душевное движение сородича, знающего,
что такое сиротская сума.
Может безымянная лепта и есть приближение
к спасительной национальной идее,
если только не она сама?..
Евгений Карасев, «Безымянная лепта», 2003-й год
За стихами Карасёва — всегда — память, боль и надежда. Скреплено это мучительным трудом самобытного русского литератора, с полным напряжением сил отработавшего тот счастливый выбор, который — в его случае — совершила сама поэзия. Иначе как промыслом я это объяснить не могу.
Все выпуски программы Рифмы жизни
Поддержать социальную работу Церкви

До рождения первого ребёнка Ольга, жительница города Казани, работала юристом. А потом захотела попробовать себя в творчестве, и пошла учиться на керамиста. Со временем это неожиданное увлечение превратилось в большое доброе дело. Ольга — человек верующий, ходит в храм Серафима Саровского, и однажды местный священник предложил ей пойти и помочь в мастерской, где занимаются с особенными детьми. Женщина прислушалась к совету и провела для ребятишек с инвалидностью творческое занятие. Ольгу настолько это впечатлило, что она, посоветовавшись со батюшкой, решила организовать подобный проект при храме Серафима Саровского.
Так в городе Казани появился Центр духовного и творческого развития «Перемена», поддержанный Русской Православной Церковью. Сегодня в нём действуют гончарная, свечная, кожевенная, кулинарная мастерские и даже киностудия. Вместе здесь занимаются дети с особенностями развития и ребята из воскресной школы. Один мальчик с аутизмом, Ваня, когда только начал посещать мастерские, был скованным и замкнутым. А сейчас, спустя два года, он приходит сюда с большой радостью — обнимает всех педагогов и общается с другими детьми.

Поддержку в центре «Перемена» находят не только дети, но и подростки с инвалидностью. Ребята с 16 лет учатся профессионально создавать изделия из воска, керамики, гипса и кожи, а затем реализуют свою продукцию. Они осознают, что сами могут делать качественный продукт, который захотят купить.
Центр «Перемена» — один из многих благотворительных проектов Русской Православной Церкви. Поддержать его и другие добрые инициативы можно на сайте Синодального отдела по благотворительности. Ваша помощь позволит изменить жизни тысяч людей.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Современные храмы». Дмитрий Остроумов
У нас в студии был архитектор, руководитель мастерской «Прохрам», член совета по храмовой архитектуре при Союзе архитекторов России, магистр богословия Дмитрий Остроумов.
Разговор шел о том, как строятся православные храмы сегодня, как развивается храмовая архитектура и как, сохраняя традиции, создавать современные церковные пространства.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед, посвященных разным аспектам храмовой архитектуры.
Первая беседа с Дмитрием Остроумовым была посвящена смыслам храмового пространства (эфир от 03.11.2025)
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Иеромонах Ириней (Пиковский)
У нас в гостях был насельник московского Сретенского монастыря иеромонах Ириней (Пиковский).
Наш гость рассказал о своем удивительном пути к вере и о выборе монашества и священнического служения.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер







