…В свою самую последнюю книгу «Господи, Ты Свидетель…» (2006-го года) поэт Эльмира Котляр – чьи стихи мы почитаем сегодня – включила написанное за пятьдесят лет работы в литературе. В особом разделе – ясные, таинственные, с легким фольклорным привкусом – стихи-молитвы, которые рождались с конца 1990-х.
Среди отзывов, помещенных в конце издания – слова философа Григория Померанца: «Книжки Эльмиры Котляр – свидетельство о гармонии, найденной одинокой пожилой женщиной, ничего внешне не изменившей в своей жизни». Этой гармонией стала ее вера – чистое, пронзительное, покаянно и благодарно рвущееся из души чувство.
Григорию Зобину
Как беден
мой слог
и как убог!
Но что Тебе, Боже,
словесная красота?
У Тебя такая высота!
Дай только,
чтобы сквозь мою неумелость
имя Твое пелось!
Эльмира Котляр, из книги «Господи, Ты свидетель…»
Она всю жизнь писала стихи для малышей, в прямом смысле слова одушевляя игрушки, быт, природу и бесконечных Божьих тварей – лягушек, мышат, птиц. Изредка она словно бы отходила от их нехитрых житейских приключений на небольшое расстояние и тогда в этих сочинениях начинала звучать высокая, почти философская нота. Приправленные нежным юмором, стихи тут же отделялись от автора и становились фольклором: «У верблюда два горба, потому что жизнь – борьба».
Я вспоминаю сейчас тихую, добрую Эльмиру Петровну, читающую ребятам на знаменитых «Кострах Чуковского» в Переделкине, помню, как и сам декламировал её вслух – собственным сыновьям, когда те были малышами.
И вот, нынче, среди её стихов-молитв встретилось мне такое:
Богородица!
Порадуйся
вместе со мной,
окажи мне ласку.
Я написала детскую сказку.
А рядом – видимо, из последнего:
Как мало
я Библию читала,
когда у меня были
ясные глаза и голова.
А теперь от боли
еле разбираю слова.
Удивительно, непостижимо, как горечь-печаль поэта выплавляется в тихую и твердую исповедальность. Кажется, и не скажешь проще, а выходит-то – и поэзия рядом, да какая!
А что я сделала нынче
для Господа Моего?
Как и вчера –
ничего.
Эльмира Котляр, из книги «Господи, Ты свидетель…»
Она нашла в поэзии свой собственный звук, музыку и свое, только ей присущее зрение, – самое трудные качества, отличающие большого, оригинального поэта от обычного, трудолюбивого стихотворца. Ее бесстрашное поэтическое дыхание и доверчивый взгляд на мир узнавались мгновенно. То, на что иному понадобилась бы строфа-другая, Эльмира Петровна легко укладывала в пару строк.
Кажется, что эти сочетания слов пребывали с нами всегда, только их почему-то никто не записывал. «Я проснулась и на ноги встала. / Разве этого мало?»
Ее приход в Церковь стал чудом и спасением для трудолюбивой и одинокой жизни. Ликующие и скорбные отсветы тихого преображения легли на бумагу: своего ремесла крещеная в Людмилу Эльмира Петровна Котляр не оставляла до конца земного пути.
«Необычный приход к вере»
В этом выпуске ведущие Радио ВЕРА Наталия Лангаммер, Кира Лаврентьева, Марина Борисова, а также наш гость — клирик храма Введения во храм Пресвятой Богородицы в Вешняках священник Николай Катан — вспоминали личные истории о необычном или неожиданном приходе к вере.
Все выпуски программы Светлые истории
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема











