…В свою самую последнюю книгу «Господи, Ты Свидетель…» (2006-го года) поэт Эльмира Котляр – чьи стихи мы почитаем сегодня – включила написанное за пятьдесят лет работы в литературе. В особом разделе – ясные, таинственные, с легким фольклорным привкусом – стихи-молитвы, которые рождались с конца 1990-х.
Среди отзывов, помещенных в конце издания – слова философа Григория Померанца: «Книжки Эльмиры Котляр – свидетельство о гармонии, найденной одинокой пожилой женщиной, ничего внешне не изменившей в своей жизни». Этой гармонией стала ее вера – чистое, пронзительное, покаянно и благодарно рвущееся из души чувство.
Григорию Зобину
Как беден
мой слог
и как убог!
Но что Тебе, Боже,
словесная красота?
У Тебя такая высота!
Дай только,
чтобы сквозь мою неумелость
имя Твое пелось!
Эльмира Котляр, из книги «Господи, Ты свидетель…»
Она всю жизнь писала стихи для малышей, в прямом смысле слова одушевляя игрушки, быт, природу и бесконечных Божьих тварей – лягушек, мышат, птиц. Изредка она словно бы отходила от их нехитрых житейских приключений на небольшое расстояние и тогда в этих сочинениях начинала звучать высокая, почти философская нота. Приправленные нежным юмором, стихи тут же отделялись от автора и становились фольклором: «У верблюда два горба, потому что жизнь – борьба».
Я вспоминаю сейчас тихую, добрую Эльмиру Петровну, читающую ребятам на знаменитых «Кострах Чуковского» в Переделкине, помню, как и сам декламировал её вслух – собственным сыновьям, когда те были малышами.
И вот, нынче, среди её стихов-молитв встретилось мне такое:
Богородица!
Порадуйся
вместе со мной,
окажи мне ласку.
Я написала детскую сказку.
А рядом – видимо, из последнего:
Как мало
я Библию читала,
когда у меня были
ясные глаза и голова.
А теперь от боли
еле разбираю слова.
Удивительно, непостижимо, как горечь-печаль поэта выплавляется в тихую и твердую исповедальность. Кажется, и не скажешь проще, а выходит-то – и поэзия рядом, да какая!
А что я сделала нынче
для Господа Моего?
Как и вчера –
ничего.
Эльмира Котляр, из книги «Господи, Ты свидетель…»
Она нашла в поэзии свой собственный звук, музыку и свое, только ей присущее зрение, – самое трудные качества, отличающие большого, оригинального поэта от обычного, трудолюбивого стихотворца. Ее бесстрашное поэтическое дыхание и доверчивый взгляд на мир узнавались мгновенно. То, на что иному понадобилась бы строфа-другая, Эльмира Петровна легко укладывала в пару строк.
Кажется, что эти сочетания слов пребывали с нами всегда, только их почему-то никто не записывал. «Я проснулась и на ноги встала. / Разве этого мало?»
Ее приход в Церковь стал чудом и спасением для трудолюбивой и одинокой жизни. Ликующие и скорбные отсветы тихого преображения легли на бумагу: своего ремесла крещеная в Людмилу Эльмира Петровна Котляр не оставляла до конца земного пути.
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер