В страшные годы Гражданской войны, когда в нашем отечестве брат шел на брата, когда отец и сын могли оказаться, что называется, по разные стороны баррикад, когда, по слову Анны Ахматовой «тоска самоубийства» охватила всю русскую цивилизацию…
Одним словом, между 1919-м и 1920-м годами, один из сотен сосланных в провинцию за «контреволюцию» москвичей, – записал на клочке бумаги такие слова:
Чистая Дева Мария
Всем печальница грешным Ты,
Пошли мне не мудрость змия,
Но детский талант простоты.
Звали этого человека Александр Александрович Солодовников. Земной жизни ему, религиозному поэту, музыканту, молитвеннику, а в советском повседневье – между тюремными отсидками – экономисту, – было отпущено восемь десятков лет. Когда в ноябре 1974 года его, не опубликовавшего ни одной строчки своих стихов, отпевали, – то среди пришедших на чин погребения в храм Ильи Обыденного, знаменитого чудотворной иконой Божьей Матери «Нечаянная радость», – было и немало его преданных читателей.
Вот его дивный диптих о Светлой заутрене. Первая часть написана в 1914 году, вторая в 1960-м. Между ними – почти полвека.
Светлая заутреня в отрочестве
В домовой церкви тлеет золото,
Поблёскивая в полумраке.
На грудь сестры сирень приколота,
Вся в белом мать, отец – во фраке.
Мучительно волнуясь внутренне,
Гляжу я на входные двери.
Не так, не так светла заутреня
Без кружевного платья Мэри*.
Вдруг, по таинственному голосу
Переступив, я вижу сбоку
Её распущенные волосы,
Её зардевшуюся щёку.
И в тот же миг паникадилами
Зажглись и города, и веси,
И полетело легкокрылое
Блаженное Христос Воскресе!
Александр Солодовников, «Светлая заутреня в отрочестве», 1914-й год
А теперь – «Светлая заутреня в старости»:
По небу тёмному волокнами
Несутся тучи...
Блудный сын,
У храма я стою под окнами
В большой толпе, как перст, один.
Там свет, заутреня пасхальная,
Там пир, там Отчий дом родной
Для всех, кому дорога дальняя,
И кто закончил путь земной.
За возносящимися дымами,
В сиянии паникадил
Мне мнится – полон храм любимыми,
Которых я похоронил.
Там мама празднично лучистая,
Отец с улыбкой доброты,
Головка дочки шелковистая
И братьев милые черты.
Но, отделён решёткой кованой
От мира тайны и чудес,
Молюсь: да будет уготовано
Обнять их мне...
Христос Воскрес!
Александр Солодовников, «Светлая заутреня в отрочестве», 1960-й год
Многолетний исследователь литературной и человеческой судьбы Александра Солодовникова – Евгений Данилов, – веско сказал однажды, что те нравственные и Божьи принципы, которые проходят через всё творчество поэта, непреклонно противостоят Князю мира сего, поддерживая, ободряя нас, помогая на путях скорби и страдания.
И я хочу лишь добавить к этим словам, что один из составленных самим стихотворцем авторских рукописных сборников поэт назвал словами великого святого Иоанна Дамаскина – «Слава Богу за все!».
Эти слова и есть суть литературного и человеческого служения Александра Солодовникова, его сокровенного понимания пути земного человека.
Нижний Новгород. Преподобный Тимон Надеевский
Нижегородская земля явила немало святых. Один из них — преподобный Тимон Надеевский. Он родился в 1766 году в городе Балахна близ Нижнего Новгорода. С юных лет стремился к молитвенному уединению. По благословению родителей в отроческом возрасте поступил в Нижегородское духовное училище, а затем — в семинарию. По окончании учёбы женился и стал диаконом. А когда через два года овдовел — избрал монашеский путь и принял постриг в Вознесенском Печерском монастыре Нижнего Новгорода. В 1825 году по благословению Серафима Саровского отправился возрождать Никольскую Надеевскую пустынь под Костромой. Тимон поселился в лесу близ заброшенной обители. Дни и ночи проводил в молитве и богомыслии. Пример преподобного вдохновил других подвижников, и вскоре Никольская Надеевская обитель ожила. Тимон до конца своих дней заботился о братии, принимал паломников. По его молитвам совершались исцеления и другие чудеса. Святой преставился ко Господу 21 января 1840 года. Перед тем, как упокоиться, он обратился к пастве со словами: «При несомненной вере в Божественный промысл, жизнью воздержанной и миролюбивой, молитвой пламенной и сокрушением нелицемерным пролагайте себе дорогу в вечность. За гробом на небе наша Отчизна». В 2003 году Церковь прославила уроженца нижегородской земли Тимона Надеевского в лике святых.
Радио ВЕРА в Нижнем Новгороде можно слушать на частоте 89,2 FM
Мурманск. Путешествие по городу

Фото: Dmitry Gornaev / Pexels
Мурманск расположен за Полярным кругом, на скалистом побережье Кольского залива Баренцева моря. Он был основан в начале двадцатого века как северный форпост Российской империи со звучным названием Романов-на-Мурмане. Днем рождения города считается 4 октября 1916 года. В этот день на высоком холме над морем состоялась торжественная закладка собора во имя святителя Николая Чудотворца. Возвести храм помешала революция 1917 года. Новые власти переименовали город в Мурманск. Бронзовую плиту, с закладки которой началось его строительство, поместили в музей. Вместо церкви на холме встал дом культуры. Лишь в 1946 году православные мурманчане получили разрешение совершать богослужения. Они вскладчину приобрели небольшой деревянный дом на окраине города и обустроили его под церковь. А спустя четыре десятилетия на её месте возвели величественный Никольский собор. С тех пор в столице Заполярья начали строиться храмы. В 1995 году Мурманск стал центром православной епархии. В планах горожан — строительство нового кафедрального собора. Центральный его Престол будет посвящён празднику Преображения Господня, второй освЕтят во имя царственных страстотерпцев. Величественный храм восполнит недописанную страницу истории Романова-на-Мурмане, станет данью памяти его основателя, императора Николая Второго.
Радио ВЕРА в Мурманске можно слушать на частоте 90,4 FM
Комсомольск-на-Амуре. Путешествие по городу
Комсомольск-на-Амуре расположен в Хабаровском крае, на левом берегу реки Амур. Город был основан в 1860 году как село Пермское. Первые дома русские поселенцы поставили у реки, в районе современной набережной. Здесь же стоял храм, посвящённый Илье Пророку. Его закрыли после революции 1917-го. В здании разместили сначала клуб, потом столовую. Колокольня долгое время служила пожарной каланчой. В шестидесятых годах двадцатого века Ильинскую церковь полностью разрушили. Село Пермское к этому времени уже считалось городом и носило имя Комсомольск-на-Амуре. Власти объявили его атеистическим. Однако, в семидесятых годах двадцатого века в городе образовалась православная община. Верующие купили частный дом на улице Лермонтова. И обустроили в нем храм в честь праздника Успения Божией Матери. Совершать богослужения и церковные таинства сюда приезжали священники из Хабаровска. В конце двадцатого века в Комсомольске-на-Амуре стали один за другим вырастать новые храмы. В 2006 году город украсил величественный собор Ильи Пророка. Сегодня он — главный храм центрального города Амурской епархии, Комсомольска-на-Амуре!
Радио ВЕРА в Комсомольске-на-Амуре можно слушать на частоте 99,9 FM












