Десятилетняя Рейчел Карсон, дочь учительницы из маленького американского городка Спрингдейл, штат Пенсильвания, прыгала от радости: в местной газете опубликовали её рассказ! Девочка с восьми лет сочиняла: писала о красоте окружающего мира, о зверях и птицах, цветах и деревьях. Рейчел тонко чувствовала природу и восхищалась ею. Эту любовь ей с первых лет жизни прививала мама. Она водила Рейчел на долгие прогулки, рассказывала о растениях и животных. Говорила дочери: «Посмотри, какую гармонию создал Господь! Травы шелестят на ветру, цветы благоухают, птицы в ветвях деревьев поют на разные голоса. Мир прекрасен, но очень хрупок; береги его!» Всю свою жизнь Рейчел Карсон посвятила исполнению материнского завета. Она стала учёным-биологом и написала несколько произведений, которые в середине ХХ века кардинальным образом изменили отношение человека к природе.
В 1932-м году Рейчел защитила магистерскую диссертацию, посвящённую морской фауне. На эту её работу — научную, и вместе с тем написанную доступным, живым языком, обратили внимание эксперты из Бюро Рыболовства США. Ведомство предложило девушке должность младшего научного сотрудника. В обязанности Карсон входило создание сценариев для образовательных радиопередач, которые она сама же и вела. Разумеется, занималась она и исследовательской деятельностью — систематизировала данные о видах и популяциях рыб. В 1951-м году вышла её книга «Море вокруг нас» — о тайнах глубин, жизни морских обитателей и проблемах океана. Она сразу же стала бестселлером и признана лучшим произведением года в жанре научно-популярной литературы. А в 1952-м произведение Рейчел экранизировали. Картина завоевала премию «Оскар» в номинации «лучший документальный фильм». Но главное — после выхода книги о важности защиты океана и его обитателей всерьёз заговорили на государственном уровне. А Бюро рыболовства, где работала Карсон, переименовали в Службу охраны рыбных ресурсов и дикой природы.
Рейчел между тем уволилась из ведомства, чтобы посвятить себя исследованиям. Карсон изучала влияние на рыб нового пестицида — дихлордифенилтрихлорэтана, сокращённо — ДДТ. Этот порошок, с одной стороны, эффективно уничтожал насекомых, вредных для сельского хозяйства, а также переносчиков тифа и малярии. Однако в местах распыления ДДТ происходила массовая гибель рыбы в водоёмах, резко уменьшались популяции животных и птиц. Карсон была уверена, что вещество обладает свойством накапливаться в живых организмах и сказывается на здоровье их потомства. Увы, её исследования на эту тему отказывались публиковать — слишком выгодны были производство и продажа пестицида. И Рейчел решила: если её исследования не хотят печатать журналы, она опубликует их сама. В 1962-м году вышла её книга «Безмолвная весна». Резонанса, который она произвела на общество, не ожидал, пожалуй, никто. «Представьте себе, что однажды вы выйдете в сад, и не услышите пения птиц», — эту фразу из книги Рейчел цитировали американские средства массовой информации. Во властные структуры посыпались мешки писем от читателей, которые требовали обратить внимание на проблему. Писательницу приглашали на телевидение и радио. Она приходила и выступала несмотря на то, что в это самое время боролась с прогрессирующим онкологическим заболеванием. В конце концов, сам президент Джон Кеннеди поручил провести расследование. Эксперты признали: Рейчел Карсон права. В 1973-м году многие страны мира полностью отказались от использования опасного пестицида. Рейчел до этого момента не дожила — она скончалась в 1964-м. Впоследствии её назовут человеком, который основал экологию. Рейчел Карсон говорила: «Я чувствую себя связанной торжественным обязательством сделать всё, что могу для спасения красоты живого мира».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Брянск (обзор)
Город Брянск расположен на западной окраине Среднерусской возвышенности, на берегах реки Десны. Впервые в летописях город упоминается как Дебрянск, то есть поросший дебрями — непроходимыми зарослями. В 1246 году сюда переселился из разорённого татарами Чернигова великий князь Роман Михайлович. При нём в предместье города был основан Свенский монастырь, который действует и поныне. Эта обитель — узнаваемый символ Брянска. Ещё одна брянская достопримечательность — кремль, срубленный на горе над Десной в тринадцатом веке. В Смутное время семнадцатого столетия эта крепость была форпостом противостояния польским захватчикам. Из всех кремлёвских построек до наших дней сохранился только Покровский собор, построенный в 1698 году. В древнем храме совершаются богослужения.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Брянск. Благоверный князь Роман Брянский
В тринадцатом веке Брянском управлял благоверный князь Роман, именуемый Старым. Один из древнейших рукописных документов, Ипатьевская летопись, приводит яркий эпизод из жизни святого. Благоверный князь выдавал замуж дочь Ольгу. Свадебный пир омрачили тревожные вести — литовские войска вторглись в Брянское княжество. Правитель оставил праздничный стол и отправился защищать свою вотчину. Летописец подчеркивает, что Роман «показал мужество своё» и вернулся в Брянск «с победою и честью великою». Ещё один фрагмент жития благоверного князя связан с летописью Свенской иконы Божией Матери. Она хранилась в Киево-Печерской лавре. Роман попросил монахов доставить чудотворный образ из Киева в Брянск, когда ослеп. Правитель пешком отправился навстречу святыне. В десяти верстах от города он принял икону на руки и прозрел. На том месте, где произошло чудо, князь основал Свенский монастырь, действующий в Брянске поныне.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Степан Писахов. «На Мурмане»
— Спасибо тебе, Андрей, что открыл для меня Архангельск! Какая здесь чудесная рыбалка! А люди какие! А музеи! Взять хотя бы тот, где мы сейчас находимся — «Художественная культура Русского Севера».
— Не название, а песня!
— Да что название, картины удивительные! Как правдиво и бережно они передают здешнюю жизнь. Вчера мы с тобой ловили рыбу и любовались природой под Архангельском, а сегодня видим её отражение в работах художников.
— И какое полотно тебе особенно понравилось?
— Трудно выбрать! Да вот, хотя бы это, посмотри. Холодная гладь воды отражает белёсое небо, корявые кустарники сильными корнями держатся за скалистый берег. В простом пейзаже автор воспел любовь к жизни!
— Он и вправду был жизнелюбом, Степан Григорьевич Писахов. И Север понимал и ценил. Вот только на картине, тебе полюбившейся, не окрестности Архангельска изображены, а берег Баренцева моря — Мурман. Работа так и называется — «На Мурмане». Хотя сам Писахов произнёс бы «На МурмАне».
— Почему?
— Так говорили жители Русского Севера, поморы, в ту пору, когда жил художник. Степан Григорьевич родился в 1879-ом, а умер в 1960-ом году.
— Он здешний?
— Да, коренной архангелогородец. Если найти старую карту города и перечеркнуть её крест-накрест по диагонали, то в самом центре окажется деревянный двухэтажный дом на улице Поморской. Там художник появился на свет и состарился. Это здание, к сожалению, не сохранилось до наших дней. Зато на улице Чумбарова-Лучинского стоит трогательный памятник Писахову.
— Трогательный?
— Да. Я тебе покажу потом, сам убедишься. Приземистая фигура в долгополом плаще. Грива густых волос из-под широкополой шляпы. Лицо, заросшее бородой, кустистые брови. Таким и запомнили жители Архангельска своего замечательного земляка. А ещё все, кто видел Степана Григорьевича, отмечали его умные, весёлые, добрые глаза. Очень его любили в городе.
— За картины?
— Не только. Он был живой легендой, носителем уникальной местной культуры, сказителем.
— А что значит «сказителем»?
— Хорошим рассказчиком, или, на местном наречии — баятелем, бахарем. Умение сказывать издавна ценилось у поморов. Во время рыбного промысла хорошему говоруну полагалась два пайка — один за улов, другой за сказывание. А Писахов ещё и записывал поморские были и небылицы от лица персонажа Сени Малины. По этим сказам потом мультфильмы сняли. Может, помнишь, «Смех и горе у Бела моря»?
— Как не помнить! Там Евгений Леонов главного героя озвучивает! Где же Писахов научился так сочинять — колоритно, живо?
— Жизнь научила. Он окончил художественное училище в Санкт-Петербурге, стажировался в Италии, во Франции. Там, вдали от родины, понял, что жить не может без Севера. Вернулся и исколесил Арктику, исходил реки Печору, Пинегу, Онегу, Мезень. Тогда и освоил старинные обычаи, перенял особый говор. Именно в этот период было создано полотно «На Мурмане».
— Чувствуется, что его написал человек бывалый и горячо любящий Русский Север.
— Это правда! Степан Писахов вложил в эту работу всю свою нежность к родному краю. Река, небо и камни на картине светятся серебром, колючие ветви кустарника
Картину Степана Писахова «На Мурмане» можно увидеть в Архангельском Государственном музее «Художественная культура Русского Севера»
Все выпуски программы: Краски России