
Десятилетняя Рейчел Карсон, дочь учительницы из маленького американского городка Спрингдейл, штат Пенсильвания, прыгала от радости: в местной газете опубликовали её рассказ! Девочка с восьми лет сочиняла: писала о красоте окружающего мира, о зверях и птицах, цветах и деревьях. Рейчел тонко чувствовала природу и восхищалась ею. Эту любовь ей с первых лет жизни прививала мама. Она водила Рейчел на долгие прогулки, рассказывала о растениях и животных. Говорила дочери: «Посмотри, какую гармонию создал Господь! Травы шелестят на ветру, цветы благоухают, птицы в ветвях деревьев поют на разные голоса. Мир прекрасен, но очень хрупок; береги его!» Всю свою жизнь Рейчел Карсон посвятила исполнению материнского завета. Она стала учёным-биологом и написала несколько произведений, которые в середине ХХ века кардинальным образом изменили отношение человека к природе.
В 1932-м году Рейчел защитила магистерскую диссертацию, посвящённую морской фауне. На эту её работу — научную, и вместе с тем написанную доступным, живым языком, обратили внимание эксперты из Бюро Рыболовства США. Ведомство предложило девушке должность младшего научного сотрудника. В обязанности Карсон входило создание сценариев для образовательных радиопередач, которые она сама же и вела. Разумеется, занималась она и исследовательской деятельностью — систематизировала данные о видах и популяциях рыб. В 1951-м году вышла её книга «Море вокруг нас» — о тайнах глубин, жизни морских обитателей и проблемах океана. Она сразу же стала бестселлером и признана лучшим произведением года в жанре научно-популярной литературы. А в 1952-м произведение Рейчел экранизировали. Картина завоевала премию «Оскар» в номинации «лучший документальный фильм». Но главное — после выхода книги о важности защиты океана и его обитателей всерьёз заговорили на государственном уровне. А Бюро рыболовства, где работала Карсон, переименовали в Службу охраны рыбных ресурсов и дикой природы.
Рейчел между тем уволилась из ведомства, чтобы посвятить себя исследованиям. Карсон изучала влияние на рыб нового пестицида — дихлордифенилтрихлорэтана, сокращённо — ДДТ. Этот порошок, с одной стороны, эффективно уничтожал насекомых, вредных для сельского хозяйства, а также переносчиков тифа и малярии. Однако в местах распыления ДДТ происходила массовая гибель рыбы в водоёмах, резко уменьшались популяции животных и птиц. Карсон была уверена, что вещество обладает свойством накапливаться в живых организмах и сказывается на здоровье их потомства. Увы, её исследования на эту тему отказывались публиковать — слишком выгодны были производство и продажа пестицида. И Рейчел решила: если её исследования не хотят печатать журналы, она опубликует их сама. В 1962-м году вышла её книга «Безмолвная весна». Резонанса, который она произвела на общество, не ожидал, пожалуй, никто. «Представьте себе, что однажды вы выйдете в сад, и не услышите пения птиц», — эту фразу из книги Рейчел цитировали американские средства массовой информации. Во властные структуры посыпались мешки писем от читателей, которые требовали обратить внимание на проблему. Писательницу приглашали на телевидение и радио. Она приходила и выступала несмотря на то, что в это самое время боролась с прогрессирующим онкологическим заболеванием. В конце концов, сам президент Джон Кеннеди поручил провести расследование. Эксперты признали: Рейчел Карсон права. В 1973-м году многие страны мира полностью отказались от использования опасного пестицида. Рейчел до этого момента не дожила — она скончалась в 1964-м. Впоследствии её назовут человеком, который основал экологию. Рейчел Карсон говорила: «Я чувствую себя связанной торжественным обязательством сделать всё, что могу для спасения красоты живого мира».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.