
Недавно забежали с друзьями в студенческую столовую. Думали, сейчас быстренько перекусим, поболтаем и пойдём по делам. Но у двух моих друзей завязался спор, из-за чего наш обеденный стол превратился в кафедру для диспута. Предметом обсуждения была гордыня. Проблема звучала примерно так: «как относиться к теплому и приятному чувству, когда тебя хвалят после доброго дела?»
— Да нормальное это чувство, что такого? Должно ведь быть приятно от хорошего дела. Абсолютно не вижу никакой проблемы! Вообще, нет разницы что ты чувствуешь, если реально смог чем-то помочь. Ну, а если я хорошо сделал, то это объективно так. Главное результат — я так считаю, — говорил один мой товарищ.
— Нет, нет! Нужно как можно меньше допускать таких состояний, когда ты думаешь, что сделал что-то хорошее. Иначе себялюбие так вырастет, что можно будет и добрые дела не делать, а только собой любоваться.
Я решил им рассказать историю, которая помогла лично мне выйти из этой ловушки двух крайних позиций.
Однажды летом мы с компанией ездили в деревню. Отдыхали, гуляли, получали удовольствие. Но это все постепенно превращалось в ленивое и праздное занятие. Прямо захотелось поработать, сделать что-то полезное.
Мы пошли к соседу Александру Петровичу.
— Деда Саш, скажи, может, тебе помощь нужна по хозяйству? Нас тут 3 парня. Хоть что тебе сделаем: грядки перекопаем или перетащим что-нибудь.
Он заулыбался и ответил:
— Ой, внучки, да мне-то ничего не нужно. Вон только, деревенский колодец у нас весь зарос. Оградка вся трухлявая стала, да и трава скоро выше колена будет. А я что-то всё чувствую себя плоховато, не могу взяться.
Работы с колодцем оказалось много, аж на 3 дня. Копали, ставили столбы, косили, меняли покрытие. Сил ушло много. Сделали. И вот, наконец-то идём возвращать инструменты и ждать оценку нашей работы.
А навстречу — Александр Петрович с его соседкой.
— Ох, ребятки, слава Богу, за такую работёнку, Слава Богу. — сказал дед Саша.
— Да, да, слава Богу, красиво теперь стало — повторяла его спутница.
И как-то на этом наши лавры и закончились. Вроде, сами напросились, а внутри точил червячок гордыни, что могли бы побольше отблагодарить, похвалить за старания, восхититься работой.
Решил этим поделиться с нашим батюшкой на исповеди. Задавался тем же вопросом, что делать с этим чувством — радости от горячих похвал. Вообще его сторониться или же просто не замечать?
Мне кажется, совет батюшки был самым мудрым, из всех, что я слышал на данную тему. Он сказал:
— А почему нужно выбирать обязательно из двух вариантов? В жизни бывает так, что не подходит ни один из них и надо искать третий, а может и четвёртый. Люди сказали: слава Богу, вот это и есть ценное для вас.
— Батюшка, а что делать с чувством? — спросил я.
— Ну, игнорировать его у тебя не получится, бегать от него глупо. Мне кажется, обращённость в добром деле к Богу даёт возможность не замыкаться на себе. Можно ведь думать о том, какой ты добрый или осуждать себя и думать, что ты великий гордец и грешник. И то и другое есть зацикливание на себе. Бог поможет здесь не думать о себе больше, чем есть на самом деле. Это и есть смирение.
Такая вот история. Не знаю услышали меня ребята или нет. Лег этот совет им на души или нет. Лично я так и взял за правило в любом деле ставить в центр не себя, а Бога, чтобы не зациклиться в своих чувствах какими бы они ни были, положительными или отрицательными.
Автор: Иван Крошкин
Все выпуски программы Частное мнение
Арзгир. Путешествие в историю

Фото: Annika Treial / Unsplash
Село Арзгир расположено на юго-востоке Ставропольского края, в долине реки Чограй. На карте России это селение появилось в 1876 году. Его жителями стали крестьяне из южных губерний Российской империи — государство помогало им обосноваться на новом месте после отмены крепостного права. Такое освоение земель вначале враждебно встретили кочевники — они привыкли использовать Чограйские просторы для выпаса лошадей. Однако, вскоре переняли у крестьян оседлый образ жизни, методы ведения хозяйства и православную веру. Население Арзгира стало единой дружной семьёй. Взаимовыручка помогла жителям пережить голод в двадцатых годах двадцатого века, немецкую оккупацию во время Великой Отечественной войны. Сплочённость отличает сельчан и поныне. Её основа — православие. В праздничные дни на богослужении в местной церкви Рождества Богородицы яблоку негде упасть.
Радио ВЕРА в Арзгире можно слушать на частоте 103,8 FM
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа».
О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности — игумен Лука (Степанов).
Для ветхозаветного человека было очень важно понятие праведности. Эта праведность достигалась, по их убеждению, исполнением божественных повелений. Те установления, заветы, которые были заключены Богом с Израилем, были облечены в определённые запреты или предписания. И от исполнения их и надеялись иудеи получить свидетельство своей праведности и принадлежности к богоизбранному народу и к вечному царству грядущего Мессии.
А вот новозаветные времена объявляют другой закон праведности. Не могли ни ветхозаветные жертвы животных, ни наблюдение каких-либо дней, когда надлежало что-либо делать или чего-либо не делать, сообщить душе святость. И является эта возможность только во Христе Спасителе.
Вера во Христа и благодать, даруемая Им Его ученикам и верующим в Него, оказывается способной к преображению человека и, таким образом, сообщению ему подлинной праведности. Потому и слова апостола Павла отсекают, как уже бесполезные дела закона, и утверждают необходимым для человека веру в Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема