
Недавно забежали с друзьями в студенческую столовую. Думали, сейчас быстренько перекусим, поболтаем и пойдём по делам. Но у двух моих друзей завязался спор, из-за чего наш обеденный стол превратился в кафедру для диспута. Предметом обсуждения была гордыня. Проблема звучала примерно так: «как относиться к теплому и приятному чувству, когда тебя хвалят после доброго дела?»
— Да нормальное это чувство, что такого? Должно ведь быть приятно от хорошего дела. Абсолютно не вижу никакой проблемы! Вообще, нет разницы что ты чувствуешь, если реально смог чем-то помочь. Ну, а если я хорошо сделал, то это объективно так. Главное результат — я так считаю, — говорил один мой товарищ.
— Нет, нет! Нужно как можно меньше допускать таких состояний, когда ты думаешь, что сделал что-то хорошее. Иначе себялюбие так вырастет, что можно будет и добрые дела не делать, а только собой любоваться.
Я решил им рассказать историю, которая помогла лично мне выйти из этой ловушки двух крайних позиций.
Однажды летом мы с компанией ездили в деревню. Отдыхали, гуляли, получали удовольствие. Но это все постепенно превращалось в ленивое и праздное занятие. Прямо захотелось поработать, сделать что-то полезное.
Мы пошли к соседу Александру Петровичу.
— Деда Саш, скажи, может, тебе помощь нужна по хозяйству? Нас тут 3 парня. Хоть что тебе сделаем: грядки перекопаем или перетащим что-нибудь.
Он заулыбался и ответил:
— Ой, внучки, да мне-то ничего не нужно. Вон только, деревенский колодец у нас весь зарос. Оградка вся трухлявая стала, да и трава скоро выше колена будет. А я что-то всё чувствую себя плоховато, не могу взяться.
Работы с колодцем оказалось много, аж на 3 дня. Копали, ставили столбы, косили, меняли покрытие. Сил ушло много. Сделали. И вот, наконец-то идём возвращать инструменты и ждать оценку нашей работы.
А навстречу — Александр Петрович с его соседкой.
— Ох, ребятки, слава Богу, за такую работёнку, Слава Богу. — сказал дед Саша.
— Да, да, слава Богу, красиво теперь стало — повторяла его спутница.
И как-то на этом наши лавры и закончились. Вроде, сами напросились, а внутри точил червячок гордыни, что могли бы побольше отблагодарить, похвалить за старания, восхититься работой.
Решил этим поделиться с нашим батюшкой на исповеди. Задавался тем же вопросом, что делать с этим чувством — радости от горячих похвал. Вообще его сторониться или же просто не замечать?
Мне кажется, совет батюшки был самым мудрым, из всех, что я слышал на данную тему. Он сказал:
— А почему нужно выбирать обязательно из двух вариантов? В жизни бывает так, что не подходит ни один из них и надо искать третий, а может и четвёртый. Люди сказали: слава Богу, вот это и есть ценное для вас.
— Батюшка, а что делать с чувством? — спросил я.
— Ну, игнорировать его у тебя не получится, бегать от него глупо. Мне кажется, обращённость в добром деле к Богу даёт возможность не замыкаться на себе. Можно ведь думать о том, какой ты добрый или осуждать себя и думать, что ты великий гордец и грешник. И то и другое есть зацикливание на себе. Бог поможет здесь не думать о себе больше, чем есть на самом деле. Это и есть смирение.
Такая вот история. Не знаю услышали меня ребята или нет. Лег этот совет им на души или нет. Лично я так и взял за правило в любом деле ставить в центр не себя, а Бога, чтобы не зациклиться в своих чувствах какими бы они ни были, положительными или отрицательными.
Автор: Иван Крошкин
Все выпуски программы Частное мнение
Как собака друга искала

Давным-давно в лесу жила Собака. Одна-одинешенька. Скучно ей стало, и захотелось Собаке друга найти. Но только такого сильного и смелого, который никого бы в лесу не боялся.
Встретила она на тропинке Зайца и говорит:
— Давай, Заяц, с тобой дружить, вместе веселее жить!
— Давай, — согласился Заяц.
Нашли новые друзья себе вечером местечко для ночлега и легли спать. Ночью вспорхнула с куста птичка. Собака услышала шорох — вскочила, да как залает громко. Заяц в испуге проснулся, уши от страха трясутся.
— Зачем лаешь? — говорит Собаке. — Услышит Лиса, придет сюда и нас съест. Нет уж, лучше я один буду жить.
На другой день Собака на поляне Лису встретила и говорит:
— Давай, Лиса, с тобой дружить, будем вместе жить!
— Что ж, вместе не так скучно, — согласилась Лиса.
Легли они ночью спать в лисьей норе. Ночью пробегала мимо мышка, Собака услышала шорох, залаяла.
— Уходи, ты мне спать мешаешь, — сказала Лиса. — Не хватает ещё, чтобы Волк на шум прибежал. Он, когда голодный — сердитый, и мне тогда не поздоровится...
«Неважный это друг, — подумала Собака. — Зато Волк, наверное, никого в лесу не боится».
Распрощалась Собака с Лисой, и пошла искать Волка. Встретила его в глухом овраге и говорит:
— Давай, Волк, с тобой дружить, вместе жить!
— Годится, — отвечает Волк.
Ночью легли они спать. Мимо лягушка прыгала, Собака услышала — да как вскочит, как залает громко.
Волк в испуге проснулся и стал ругать Собаку:
— Услышит Медведь твой лай, придёт сюда и разорвёт нас на мелкие кусочки. Лучше уж я без всяких друзей жить буду...
Нашла Собака на лесной поляне Медведя и говорит:
— Медведь-богатырь, давай дружить, вместе жить!
— Ладно, — говорит Медведь. — Айда ко мне в берлогу.
Наступила ночь. Легли они спать. А ночью Собака услышала, как мимо берлоги уж полз, вскочила и залаяла. Медведь перепугался и ну бранить собаку:
— Зачем ты лаешь? Пойдёт человек на охоту, и найдёт меня... Уходи, мне такие друзья не нужны....
Прибежала собака в село, постучалась в крайний дом и говорит:
— Человек, человек, давай дружить, вместе жить!
Согласился Человек. Легли они спать. Услышала Собака, как к курятнику прокралась его старая знакомая — Лиса, залаяла, та и убежала прочь.
Вышел Человек посмотреть, почему Собака лает, увидел лисьи следы, и понял, как хорошо верного друга и помощника иметь. Накормил он Собаку, приласкал, тёплую конуру ей построил возле своей избы.
Ночью Собака лает — дом охраняет. А Человек ей за это только спасибо говорит.
С тех пор Собака и Человек вместе дружно живут. В точности по русской пословице: нет друга — так ищи, а нашёл — береги.
(по мотивам русской народной сказки)
Все выпуски программы Пересказки
ДоброГжель Василия Панина

Фото: PxHere
Один из видео сюжетов в социальных сетях познакомил меня с жителем Гжели, о котором я хочу вам рассказать.
Василий Панин родился в Подмосковье, в многодетной семье: у него было девять сестёр и братьев. Семья была неблагополучной: родители много пили и рано умерли. Наш герой хорошо помнит свою бабушку — папину маму, которая оформила опеку над Васей с младшим братом и забрала их к себе. «Дома у бабушки было тепло и пахло пирогом», — вспоминает мужчина. Правда, оттуда часто приходилось уезжать в специальный санаторий, где они с братом лечились от туберкулеза.
Бабушка навещала мальчиков в санатории, а позже — в детском доме, куда сама их оформила, состарившись. «Не подумайте, что она нас бросила, — объясняет Василий. — Просто в последние годы по состоянию здоровья уже не могла быть опекуном».
Бабушки не стало, когда подростку исполнилось четырнадцать. В детдоме он не чувствовал себя одиноким: дружил с ребятами, с уважением относился к воспитательницам, которые старались облегчить жизнь сирот. «Летом они у нас в группе клеили обои, а на Новый год угощали домашними заготовками», — рассказывает о наставницах Панин.
Сегодня Василий живёт в подмосковном селе Гжель с семьёй: женой Оксаной и дочерью Александрой. У супругов свой небольшой бизнес: они разводят собак декоративной породы чихуахуа. А ещё у него собственный благотворительный проект под названием «ДоброГжель», созданный в мае 2017 года.
Незадолго до этого соседка попросила Василия Панина собрать и отвезти подарки воспитанникам Калязинского детского дома «Родничок», что в Тверской области. Бывший детдомовец согласился, и со временем «Родничок» стал одним из подшефных «ДоброГжели».
Потом помощь понадобилась Ирине, девушке из соседнего города Бронницы с диагнозом «детский церебральный паралич», которая не могла передвигаться на обычной инвалидной коляске и нуждалась в электрической. Василий обратился за поддержкой к землякам, а когда собрал большую часть суммы, сотрудники соцзащиты предоставили Ирине коляску бесплатно! Собранные деньги Василий передал на лечение детям.
С тех пор Панин помогает местным жителям постоянно. К нему в фонд «ДоброГжель» обращаются многодетные и малоимущие, пожилые и больные, инвалиды и погорельцы. А ещё с недавних пор доброгжельцы проводят концерты и новогодние «Ёлки желаний».
Когда Василия Панина спрашивают, почему он всем этим занимается, он говорит: «Я делаю то, что когда-то делали для меня».
Все выпуски программы Живут такие люди
Псалом 85. Богослужебные чтения

Не каждому человеку довелось в жизни испытать банкротство — но, не сомневаюсь, определённое представление об этом тяжёлом испытании есть у каждого. Однако, кроме финансового банкротства, бывает и иное — духовное. Именно о нём говорит пророк Давид в 85-м псалме — который сегодня читается в храмах за богослужением. Давайте послушаем.
Псалом 85.
Молитва Давида.
1 Приклони, Господи, ухо Твоё и услышь меня, ибо я беден и нищ.
2 Сохрани душу мою, ибо я благоговею пред Тобою; спаси, Боже мой, раба Твоего, уповающего на Тебя.
3 Помилуй меня, Господи, ибо к Тебе взываю каждый день.
4 Возвесели душу раба Твоего, ибо к Тебе, Господи, возношу душу мою,
5 ибо Ты, Господи, благ и милосерд и многомилостив ко всем, призывающим Тебя.
6 Услышь, Господи, молитву мою и внемли гласу моления моего.
7 В день скорби моей взываю к Тебе, потому что Ты услышишь меня.
8 Нет между богами, как Ты, Господи, и нет дел, как Твои.
9 Все народы, Тобою сотворённые, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твоё,
10 ибо Ты велик и творишь чудеса, — Ты, Боже, един Ты.
11 Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей; утверди сердце моё в страхе имени Твоего.
12 Буду восхвалять Тебя, Господи, Боже мой, всем сердцем моим и славить имя Твоё вечно,
13 ибо велика милость Твоя ко мне: Ты избавил душу мою от ада преисподнего.
14 Боже! гордые восстали на меня, и скопище мятежников ищет души моей: не представляют они Тебя пред собою.
15 Но Ты, Господи, Боже щедрый и благосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный,
16 призри на меня и помилуй меня; даруй крепость Твою рабу Твоему, и спаси сына рабы Твоей;
17 покажи на мне знамение во благо, да видят ненавидящие меня и устыдятся, потому что Ты, Господи, помог мне и утешил меня.
Чтобы понять, как можно стать «духовным банкротом», для начала хотя бы немного вспомним, из чего слагается обычное банкротство. Это, как правило, несколько критических составляющих: неплатёжеспособность по взятым долгам, недостаточность активов, публичная продажа всего, что имеет хотя бы какую-то стоимость по бросовым ценам, и, наконец, существенный провал в репутации. Едва ли кто захочет иметь дело в будущем с вчерашним банкротом!
Давайте теперь попробуем перевести эти параметры в духовную плоскость. Когда человек становится «неплатёжеспособным»? Вы удивитесь, но вовсе не тогда, когда он ощущает себя грешником! Грешники «духовные кредиты» не берут — зная, что отдавать-то нечем! А вот «мнимые праведники» — ещё как! «Духовный кредит» — уверенность в том, что человек имеет достаточно оснований «духовной кредитной истории», чтобы милость Божия была снова и снова явлена ему. И тут вдруг — бац! — а нет больше доверия должнику: ваш «лимит» исчерпан, и со всех сторон начинают сыпаться напасти одна жёстче другой!
«Недостаточность активов» — прежде всего, самый главный актив — это собственно вера: чем её больше, чем она твёрже — тем большие испытания может человек пережить без внутреннего разрушения. Это — в теории. А на практике — точно, как с банкротством: когда нечем платить по кредитам, то, как правило, и активы все почему-то распроданы. Приходит беда — отворяй верой ворота, а вера-то куда-то испарилась. Словно бы и не было вообще!
«Публичный аукцион» — это когда твоя полная духовная несостоятельность становится очевидной окружающим: уже не помогают никакие ни социальные роли, ни надетые маски, ни шаблонные фразы. В глазах окружающих быстро превращаешься в «токсичного» — и они предпочитают обходить тебя стороной, дабы не «заразиться». Вот и подошли мы к самому краю — обрушению репутации — прежде всего в собственных глазах — ну и потом для окружающих. Оказавшись «духовным банкротом», человек ясно осознаёт: да, ему уже нечего предъявить Божественному заимодавцу. Казалось бы, это — ужасно. А в духовной жизни — это едва ли не самое лучшее состояние, только находясь в котором и может человек поднять голову вверх, к Небесному Отцу — и начать молиться по-настоящему, не из позиции «веры», «уверенности», или, помилуй Бог, «духовной состоятельности».
Так что проникнемся, дорогие друзья, правильной «непотребностью» царя Давида — и напитаем свою тощую душу его живительными, согревающими, вдохновляющими словами!