Недавно забежали с друзьями в студенческую столовую. Думали, сейчас быстренько перекусим, поболтаем и пойдём по делам. Но у двух моих друзей завязался спор, из-за чего наш обеденный стол превратился в кафедру для диспута. Предметом обсуждения была гордыня. Проблема звучала примерно так: «как относиться к теплому и приятному чувству, когда тебя хвалят после доброго дела?»
— Да нормальное это чувство, что такого? Должно ведь быть приятно от хорошего дела. Абсолютно не вижу никакой проблемы! Вообще, нет разницы что ты чувствуешь, если реально смог чем-то помочь. Ну, а если я хорошо сделал, то это объективно так. Главное результат — я так считаю, — говорил один мой товарищ.
— Нет, нет! Нужно как можно меньше допускать таких состояний, когда ты думаешь, что сделал что-то хорошее. Иначе себялюбие так вырастет, что можно будет и добрые дела не делать, а только собой любоваться.
Я решил им рассказать историю, которая помогла лично мне выйти из этой ловушки двух крайних позиций.
Однажды летом мы с компанией ездили в деревню. Отдыхали, гуляли, получали удовольствие. Но это все постепенно превращалось в ленивое и праздное занятие. Прямо захотелось поработать, сделать что-то полезное.
Мы пошли к соседу Александру Петровичу.
— Деда Саш, скажи, может, тебе помощь нужна по хозяйству? Нас тут 3 парня. Хоть что тебе сделаем: грядки перекопаем или перетащим что-нибудь.
Он заулыбался и ответил:
— Ой, внучки, да мне-то ничего не нужно. Вон только, деревенский колодец у нас весь зарос. Оградка вся трухлявая стала, да и трава скоро выше колена будет. А я что-то всё чувствую себя плоховато, не могу взяться.
Работы с колодцем оказалось много, аж на 3 дня. Копали, ставили столбы, косили, меняли покрытие. Сил ушло много. Сделали. И вот, наконец-то идём возвращать инструменты и ждать оценку нашей работы.
А навстречу — Александр Петрович с его соседкой.
— Ох, ребятки, слава Богу, за такую работёнку, Слава Богу. — сказал дед Саша.
— Да, да, слава Богу, красиво теперь стало — повторяла его спутница.
И как-то на этом наши лавры и закончились. Вроде, сами напросились, а внутри точил червячок гордыни, что могли бы побольше отблагодарить, похвалить за старания, восхититься работой.
Решил этим поделиться с нашим батюшкой на исповеди. Задавался тем же вопросом, что делать с этим чувством — радости от горячих похвал. Вообще его сторониться или же просто не замечать?
Мне кажется, совет батюшки был самым мудрым, из всех, что я слышал на данную тему. Он сказал:
— А почему нужно выбирать обязательно из двух вариантов? В жизни бывает так, что не подходит ни один из них и надо искать третий, а может и четвёртый. Люди сказали: слава Богу, вот это и есть ценное для вас.
— Батюшка, а что делать с чувством? — спросил я.
— Ну, игнорировать его у тебя не получится, бегать от него глупо. Мне кажется, обращённость в добром деле к Богу даёт возможность не замыкаться на себе. Можно ведь думать о том, какой ты добрый или осуждать себя и думать, что ты великий гордец и грешник. И то и другое есть зацикливание на себе. Бог поможет здесь не думать о себе больше, чем есть на самом деле. Это и есть смирение.
Такая вот история. Не знаю услышали меня ребята или нет. Лег этот совет им на души или нет. Лично я так и взял за правило в любом деле ставить в центр не себя, а Бога, чтобы не зациклиться в своих чувствах какими бы они ни были, положительными или отрицательными.
Автор: Иван Крошкин
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 210 зач., IV, 8-21.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Человек может не только развиваться, но и деградировать. Причём деградация может быть как интеллектуальной, так и нравственной, может она быть и духовной. Именно с духовным упадком галатийских христиан боролся апостол Павел в своём к ним послании. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 4-й главы Послания апостола Павла к Галатам. Давайте послушаем этот отрывок и обратим внимание на причины духовного оскудения адресатов Послания к галатам.
Глава 4.
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Из павловых посланий мы знаем, что у него была какая-то хроническая болезнь, о существе которой выдвигаются самые разные предположения. Нет особого смысла рассуждать о диагнозе апостола, нам важно лишь помнить об очевидном факте: любая болезнь затрудняет жизнь и делает труд человека менее эффективным. В только что прозвучавшем отрывке апостольского послания к галатам Павел снова упомянул свою болезнь, и написал, что он проповедовал в Галатии в первый раз в состоянии «немощи плоти». Однако эта немощь отнюдь не помешала людям услышать и должным образом воспринять апостольскую проповедь, и Павел хвалит христиан Галатии за такую отзывчивость.
В самом деле: больной проповедник редко бывает хорош, и трудно рассчитывать на успех его миссии там, где с ним ещё не знакомы. Немного тех людей, которые готовы обращать внимание не на внешнее, а на суть, и потому христиане Галатии действительно заслуживают похвалы. Эти люди обрели благодать Духа Святого благодаря проповеди больного на тот момент апостола, это стало выражением их веры, очевидным доказательством того, что только вера может привести человека ко спасению.
Увы, но в какой-то момент адресаты апостола Павла обо всем этом забыли. Пришедшие из Иерусалима проповедники внушили им, что одной веры недостаточно, что необходимы дела, но не дела любви, а дела исполнения ветхозаветного закона, поверив этим проповедникам, христиане Галатии начали свой путь духовной деградации, они начали отказываться от жизни по духу ради жизни по плоти, полагая, что такая жизнь может иметь хоть какой-то высший смысл.
Здесь мы видим, что далеко не всякая проповедь бывает полезной и спасительной. Далеко не все те, кто говорит убедительно, заслуживают доверия, а если верить каждому красноречивому оратору, то можно вместо духовного восхождения начать противоположный путь.
Как же быть? Как не ошибиться? Ответ очень прост, и его нам дал апостол Павел в 1-й главе Послания к галатам: «Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1:8). Апостольское учение — вот тот единственно верный духовный камертон, Церковь Христова в полной мере восприняла это учение, а потому лишь пребывание в единстве с Церковью способно помочь человеку избежать тех искушений, которым подверглись адресаты Послания апостола Павла к галатам.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Византия и Древняя Русь — взаимное влияние». Дмитрий Казанцев
У нас в гостях был византинист Дмитрий Казанцев.
Разговор шел о взаимном влиянии и культур Византии и Древней Руси. Чем интересно это влияние и как прослеживается в различных областях, в частности в религиозной.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Поддержка отечественного кино». Федор Соснов
У нас в студии был исполнительный директор «Фонда Кино» Федор Соснов.
Мы говорили о государственной поддержке отечественного кинематографа, как развивается российское кино сегодня и насколько востребованы фильмы с христианскими смыслами.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова