Недавно я ехала вместе с подругой в её автомобиле. Водитель соседней машины немного замешкал, паркуясь, и подруга, нетерпеливо сигналя, начала так ругаться на этого человека, что я просто опешила. Я даже и не ожидала, что эта милая, красивая и умная женщина знает такие ругательства!
- Зачем ты так? Что он тебе такого плохого сделал, что ты его так ругаешь? - озадаченно спросила я ее.
-- Ну бесит же. Да к тому же, что тут такого страшного: он же не слышит. А я всю негативную энергию сбрасываю. Так что ничего плохого не происходит, только хорошее!
Слово "бесить" очень показательно по своей этимологии. Понятно, кто именно радуется, когда мы раздражаемся, гневаемся по пустякам, даем волю своему злому языку.
Но действительно - что плохого в том, что мы ругаемся на человека, который нас даже не слышит и не подозревает, какие проклятия мы ему посылаем и каким ничтожеством его считаем?
Беда в том, что эта раздражительность плохо воздействует на нас самих. Причем не только на духовное наше состояние, но даже на физическое. Многие телесные болезни происходят именно из-за раздражительности, постоянной негативной реакции на все, что нас окружает. А что уж говорить о душевном состоянии человека, который всё время раздражён!
Мы совершенно разучились владеть собой. Мы даже обращаемся к другому человеку изначально с претензиями, с агрессией, с обвинениями. Из нашего сознания совершенно исчезло такое понятие как презумпция невиновности, у нас словно бы наоборот - презумпция виновности: другой человек сразу же перед нами во всём виноват. Уравновешенность, сдерживание своих отрицательных реакций, к сожалению, редко знакомы современному человеку. В самом выражении этих негативных эмоций по сути ничего плохого нет, плохо то, что они вообще появляются, да еще и в таком количестве. А дальше всё идёт лишь по нарастающей: сначала раздражают только крупные неприятности, а потом начинает бесить всё, что не вписывается в представление о том, каким должен быть мир вокруг меня. И женщина в автобусе, чрезмерно полившая себя духами, и слишком громко разговаривающий подросток, и ребёнок, расплакавшийся передо мной в магазине... Все раздражают, все делают всё не так - получается, лучше бы их вообще не было? Получается, своей раздражительностью и негативными высказываниями, а иногда даже ругательными словами, я проклинаю и отрицаю Божье творение, сообщаю Богу, что Он сотворил не подходящий мне мир с не подходящими мне людьми. Так если всё вокруг мне не подходит, может всё-таки проблема не в том, что вокруг, а во мне самой?
Может, у меня что- то не получается - на работе или в семье. А может, просто устала или у меня дико болит голова. И это своё внутреннее напряжение я переношу на совершенно непричастных к моей внутренней реальности окружающих. Представьте теперь себе, как мы отличаемся от тех, кем мы должны быть, какими создал нас Творец. Ругаясь из-за пустяков, готовые ударить за ерунду. Мы так часто находимся в раздражительном безумии, что уже даже не замечаем и не осознаем этого.
Чтобы этого не происходило, самое главное - учиться отслеживать своё внутреннее состояние, фиксировать каждый случай раздражения и гнева, не распускать себя. Самое лучшее и благодатное для этого время -- Великий Пост. Осознание своей раздражительности - уже первый шаг на пути к исправлению.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.