
— Что с ним? Почему он такой?
— Врачи сами не знают точно. Говорят, что он обычный мальчик, но несколько заторможенный.
— Джеймс хороший мальчик. У него доброе сердце. Большинству просто некогда заметить это.
Джеймс, темнокожий паренёк, бродит в одиночестве по маленькому городку, толкая перед собой тележку из супермаркета. В тележке — радиоприёмник, включённый на полную громкость. Джеймс любит слушать радио, и повсюду носит его с собой. Оно — единственный его друг. За это парня так и прозвали: Радио. Радио — герой одноимённого кинофильма, фрагмент из которого только что прозвучал. Картину в 2003 году снял американский режиссёр Майкл Толлин, и основана она на реальных событиях. Однажды Толлин листал спортивный журнал, и на глаза ему попалась статья под заголовком «Тот, на кого можно опереться». В ней рассказывалось об умственно отсталом молодом человеке, который был изгоем и объектом насмешек. Но однажды подружился со школьным тренером, и стал не только его незаменимым помощником, но сердцем и душой целой футбольной команды и всего города. Режиссёру настолько глубоко запала в душу эта история, что он решил непременно воплотить её на экране. Так появился фильм «Радио».
Эта динамичная, насыщенная картина наверняка придётся по вкусу любителям спорта, в особенности — футбола. В ней есть и напряжённая игра, и гудящие от восторга трибуны. Но самые главные события фильма разворачиваются тихо и без пафоса. Однажды тренер школьной футбольной команды Гарольд Джонс замечает, как Радио из-за забора с увлечением наблюдает за тренировкой. И... приглашает парня присоединиться! С этой минуты и для Радио, и для тренера Джонса начинается новая жизнь. Тренер по-отечески заботится о парне. В этом его поддерживают близкие. В одном из эпизодов Джонс делится переживаниями с женой. Он чувствует себя виноватым из-за того, что заботы о Радио практически не оставляют ему времени для собственной семьи. Но супруга ни в чём его не обвиняет. Скорее наоборот!
— Я всё время провожу с Радио.
— Гарольд, подожди. Да, ты проводишь много времени с Радио. Но это же замечательно.
— И вот куда это нас завело.
— Завело в школу, где его любят куча ребят. Забота о ком-то не может быть ошибкой. Это всегда прекрасно.
Действительно, фильм «Радио» показывает нам, как прекрасна доброта. Как отзывчиво на неё человеческое сердце, какие чудесные плоды она способна принести. Картина невероятно вдохновляет! И не только благодаря идее, заложенной в основу сюжета. Хотелось бы отметить и сильную, яркую игру актёра Кьюбы Гудинга Младшего — он исполнил в фильме роль Радио. Образ тренера Джонса воплотил Эд Харрис. Проделанная актёрами работа становится особенно очевидной, когда мы видим живых прототипов наших киногероев. Они появляются в самом финале фильма, словно напоминая: трогательная история, которую мы увидели на экране — не выдумка. Любовь и милосердие способны реально изменить жизнь человека.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема