Весь мир знает Петра Семёнова-Тян-Шанского как великого учёного, географа, путешественника, организатора первой Всеобщей переписи населения Российской империи. Он занимал высокие государственные посты: был сенатором и членом Государственного совета. Но список добрых дел Семёнова ничуть не меньше, чем перечень профессиональных.
Пётр с детства привык к ответственности. Его мама тяжело болела, а отец умер, когда мальчику было 11 лет. Пете пришлось самому управлять фамильным имением. Став взрослым, Пётр перенёс чувство ответственности с родового гнезда на всю Россию. Насмотревшись на тяжёлую жизнь крестьян, он возмущался крепостным правом. А побывав в экспедициях в Сибири, и изучив быт северных деревень, Семёнов убедился в том, что стране нужны реформы и стал одним из авторов закона об освобождении крестьян.
Работа на благо людей так понравилась Петру Петровичу, что он не оставлял её до конца жизни. Но он хотел придать благотворительности государственный размах и стал создавать благотворительные организации. 20 лет Семёнов был председателем Общества помощи нуждающимся студентам Петербургского университета. Молодым людям выдавали деньги, их бесплатно лечили, устраивали на работу. Во многих аптеках по договорённости с Обществом учащимся продавали лекарства по сниженным ценам. А сам Семёнов нередко вносил плату за учение студентов.
Почти двадцать лет Пётр Петрович заботился о больных костным туберкулёзом детях. Семёнов был главой Санаторной станции в эстонском курортном городке Аренсбурге. Каждый год здесь бесплатно отправляло туда лечились 50 больных детей из бедных семей. Пётр Петрович считал своим долгом спасение ребятишек: его сын умер от костного туберкулёза.
В Петербурге второй половины 19 века активно развивались церковно-приходские благотворительные общества. Это были добровольные объединения людей, безвозмездно помогавшие бедным. Одно из таких обществ открыл зять Семёнова при Андреевском соборе. И конечно же, Пётр Петрович принимал в работе Общества самое деятельное участие. 32 года он председательствовал в нём. Сначала организация просто выдавала беднякам деньги. Но Семёнов настаивал на том, чтобы это были выплаты не от случая к случаю, а пусть небольшие, но регулярные пособия.
Считая, что делает слишком мало, Пётр Петрович решил построить дом и поселить в нём детей-сирОт, стариков и инвалидов. Купив землю, Семёнов возвёл на ней двухэтажное здание. На первом этаже жили старики и дети, на втором – помещались дешёвые квартиры. Вскоре был построен ещё один - трёхэтажный дом с церковью. Андреевскому обществу так доверяли богатые люди, что стали завещать ему и другие дома, с условием, что в них разместят, к примеру, больных неимущих женщин. Андреевское общество стало делом всей семьи Семёнова. Воспитательной частью детского приюта заведовала его супруга, учительницами служили дочь и племянница, и сын во всём помогал отцу, а после его смерти занял пост председателя общества.
Когда в 1905 году после войны с Японией многие дети в России остались сиротами, правительство обратилось именно к Семёнову с просьбой стать во главе комитета для призрения детей. Петру Петровичу было уже 78 лет, но он всё равно разъезжал по уездам и лично навещал семьи погибших солдат.
Как-то отвечая на вопрос: «Ваша любимая добродетель?», Пётр Петрович ответил: «Любовь к человечеству вообще и к каждому человеку в особенности, полная сочувствия к его достоинствам, снисхождения к его недостаткам, отзывчивая к его страданиям, всегда готовая облегчИть их».
3 июля. О самоотверженном труде Маргариты Рудомино

Сегодня 3 июля. В этот день в 1900 году родилась библиограф и библиотекарь Маргарита Рудомино.
О её самоотверженном труде — протоиерей Артемий Владимиров.
Это корифей библиотечного дела Советской России.Родилась Маргарита Ивановна задолго до революции и вошла во вторую треть XX столетия превосходным знатоком иностранных языков (преимущественно французского, английского), библиотекарем высочайшей квалификации, что позволило ей добиться строительства особого здания, которое нынче называется Библиотекой иностранной литературы.
Маргарита Ивановна — человек слова и дела. Совершенно самоотверженно трудилась она из года в год, и мы ей обязаны: новым методам библиотечного дела, связям библиотек между собой, также контактам с иностранными библиотеками.
Между прочим, Маргарита Ивановна — основоположник особого метода изучения иностранных языков. Курсы, ею основанные, сейчас называются Лингвистическим университетом или Институтом иностранных языков Мориса Тореза на Остоженке.
Так что сотни и тысячи студентов, сами того не зная, выходят специалистами, художественными, синхронными переводчиками благодаря гению Маргариты Ивановны.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 106 зач., XI, 13-24.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Если внимательно читать Библию, то легко заметить наличие у Бога плана по восстановлению падшего человечества. Сначала этот план виден лишь как некое не вполне ясное пророчество, дальше он обретает всё более ясные черты, и очевидным он становится с Пришествием Христа. Апостол Павел верил, что история спасения на этом не заканчивается, верил, что Бог продолжает Своё действие в мире, а потому и отпадение израильтян от Бога — это лишь временное явление, необходимое для спасения других народов. Эти мысли апостола Павла содержит в себе 11-я глава его Послания к Римлянам, отрывок из неё звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте его послушаем.
Глава 11.
13 Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое.
14 Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?
15 Ибо если отвержение их — примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых?
16 Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви.
17 Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины,
18 то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя.
19 Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться».
20 Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся.
21 Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя.
22 Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен.
23 Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их.
24 Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине.
И для себя самого, и для других людей апостолу Павлу приходилось отвечать на вопрос о судьбе его собратьев евреев, и если для некоторых христиан этот вопрос не представляет ни интереса, ни труда, то для апостола всё было иначе, и он отнюдь не спешил говорить, что неверующие во Христа евреи — это проклятые Богом люди. Логика апостола была совершенно иной, он полагал, что отпадение израильтян от Бога — это, во-первых, временное явление, а во-вторых, оно произошло не без промысла Божия.
Павел верил, что в определённое Богом время евреи придут ко Христу, свою мысль апостол выразил довольно загадочным образом: «Ибо если отвержение их — примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мёртвых?» (Рим. 11:15). Как правило, выражение «примирение мира» понимается толкователями как указание на призвание ко Христу язычников. Это может показаться странным, однако мы не можем предположить, каким образом развивалась бы христианская апостольская миссия, если бы евреи не отвергли Христа, здесь можно было бы пофантазировать, но такие фантазии — совершенно бессмысленная трата времени, а потому мы просто верим апостолу Павлу, если он сказал, что языческие народы пришли ко Христу благодаря неверию евреев, значит, это действительно так.
Ещё больший интерес представляет собой вторая часть процитированной фразы апостола Павла, в которой приход евреев ко Христу сопоставляется с жизнью «из мёртвых». Многие толкователи видели в этих словах указание на то, что евреи обратятся ко Христу перед Втором Пришествием, то есть перед тем временем, в которое мы чаем воскресения мёртвых. Однако возможно и другое понимание слов апостола: израильский народ, приняв Христа, обновится и возродится, он избавится от своих вековых грехов, с ним произойдёт то же, что с любым другим народом, принявшим Христа, — он обретёт в себе новую силу, которая сделает его по-настоящему великим народом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать уникальный православный центр «Умиление» в Волгоградской области

В 50 километрах от города Волгограда, в селе Заплавное, находится Православный центр «Умиление». Уникально это место тем, что на его территории располагаются: храм, детский сад, гимназия, школа искусств и кадетский корпус. Здесь же действует колледж, в котором ребята осваивают профессию повара и швейное дело. Также у центра есть своё небольшое хозяйство, благодаря которому дети приучаются к труду и заботе о животных.
В село Заплавное приезжают ребята со всей округи. В православном центре «Умиление» у них есть возможность получить бесплатное качественное образование, раскрыть свои способности и вырасти духовно.
Многим настолько здесь нравится, что, вырастая, они сюда возвращаются: приводят в центр своих детей или устраиваются на работу.
Александра Иванченко сегодня преподаёт православную певческую культуру в местной Детской школе искусств. А когда-то она сама обучалась тут духовной музыке и пению на клиросе. Александра была участницей хорового коллектива «Умиление», который стал призёром и лауреатом множества всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. В 2006 году она поступила в Волгоградский колледж искусств, затем обучалась в консерватории. И спустя некоторое время устроилась на работу в Детскую школу искусств православного центра.

Сейчас Александра Иванченко — ведущий преподаватель. Она с большой любовью обучает детей церковному пению.
Православный центр «Умиление» — это площадка для развития, становления и образования детей. У каждого ребёнка здесь равные возможности.
Больше узнать об уникальном православном центре в Волгоградской области и поддержать его работу можно на сайте центра «Умиление».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов