Весь мир знает Петра Семёнова-Тян-Шанского как великого учёного, географа, путешественника, организатора первой Всеобщей переписи населения Российской империи. Он занимал высокие государственные посты: был сенатором и членом Государственного совета. Но список добрых дел Семёнова ничуть не меньше, чем перечень профессиональных.
Пётр с детства привык к ответственности. Его мама тяжело болела, а отец умер, когда мальчику было 11 лет. Пете пришлось самому управлять фамильным имением. Став взрослым, Пётр перенёс чувство ответственности с родового гнезда на всю Россию. Насмотревшись на тяжёлую жизнь крестьян, он возмущался крепостным правом. А побывав в экспедициях в Сибири, и изучив быт северных деревень, Семёнов убедился в том, что стране нужны реформы и стал одним из авторов закона об освобождении крестьян.
Работа на благо людей так понравилась Петру Петровичу, что он не оставлял её до конца жизни. Но он хотел придать благотворительности государственный размах и стал создавать благотворительные организации. 20 лет Семёнов был председателем Общества помощи нуждающимся студентам Петербургского университета. Молодым людям выдавали деньги, их бесплатно лечили, устраивали на работу. Во многих аптеках по договорённости с Обществом учащимся продавали лекарства по сниженным ценам. А сам Семёнов нередко вносил плату за учение студентов.
Почти двадцать лет Пётр Петрович заботился о больных костным туберкулёзом детях. Семёнов был главой Санаторной станции в эстонском курортном городке Аренсбурге. Каждый год здесь бесплатно отправляло туда лечились 50 больных детей из бедных семей. Пётр Петрович считал своим долгом спасение ребятишек: его сын умер от костного туберкулёза.
В Петербурге второй половины 19 века активно развивались церковно-приходские благотворительные общества. Это были добровольные объединения людей, безвозмездно помогавшие бедным. Одно из таких обществ открыл зять Семёнова при Андреевском соборе. И конечно же, Пётр Петрович принимал в работе Общества самое деятельное участие. 32 года он председательствовал в нём. Сначала организация просто выдавала беднякам деньги. Но Семёнов настаивал на том, чтобы это были выплаты не от случая к случаю, а пусть небольшие, но регулярные пособия.
Считая, что делает слишком мало, Пётр Петрович решил построить дом и поселить в нём детей-сирОт, стариков и инвалидов. Купив землю, Семёнов возвёл на ней двухэтажное здание. На первом этаже жили старики и дети, на втором – помещались дешёвые квартиры. Вскоре был построен ещё один - трёхэтажный дом с церковью. Андреевскому обществу так доверяли богатые люди, что стали завещать ему и другие дома, с условием, что в них разместят, к примеру, больных неимущих женщин. Андреевское общество стало делом всей семьи Семёнова. Воспитательной частью детского приюта заведовала его супруга, учительницами служили дочь и племянница, и сын во всём помогал отцу, а после его смерти занял пост председателя общества.
Когда в 1905 году после войны с Японией многие дети в России остались сиротами, правительство обратилось именно к Семёнову с просьбой стать во главе комитета для призрения детей. Петру Петровичу было уже 78 лет, но он всё равно разъезжал по уездам и лично навещал семьи погибших солдат.
Как-то отвечая на вопрос: «Ваша любимая добродетель?», Пётр Петрович ответил: «Любовь к человечеству вообще и к каждому человеку в особенности, полная сочувствия к его достоинствам, снисхождения к его недостаткам, отзывчивая к его страданиям, всегда готовая облегчИть их».
4 мая. О святых жёнах и их проповеди

Сегодня 4 мая. День памяти святых жён-мироносиц.
О святых жёнах и их проповеди — священник Павел Гумеров.
Жены-мироносицы — это те женщины, которые были свидетелями Воскресения Христова и первыми увидели Христа Спасителя, восставшим из гроба. Нам известны имена жен-мироносиц. Это Мария Магдалина, другая Мария, Соломия, Марфа и Мария, сестры Лазаря, Сусанна и некоторые другие. Также вместе с женами-мироносицами мы нередко видим изображенную на иконе Пресвятую Богородицу. Существует предание, что святая Мария Магдалина проповедовала Христа Воскресшего самому императору Тиберию. И когда он сказал, что не может случиться такого, что человек воскреснет, она дала ему белое яйцо, которое стало красным. Святая Мария Магдалина проповедовала в Галлии, в Эфесе. Известно также, что святые жены-мироносицы, такие как Марфа и Мария, проповедовали в Римской империи. То есть они несли проповедь равноапостольную. Вместе со святыми апостолами проповедовали Слово Божие, распространяли Благую Весть.
Все выпуски программы Актуальная тема
Деяния святых апостолов

Деян., 16 зач., VI, 1-7.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В церковной жизни немало странного и непонятного. Однако у абсолютно всего, что мы видим в Церкви, есть своё объяснение, и иногда таковое объяснение бывает весьма нетривиальным, дело здесь в том, что наша Церковь очень древняя, и многие её традиции появились ещё во времена Ветхого Завета, а потому для их осмысления необходимо погружение в историю древнего мира. Одна из традиций нашей Церкви — это её иерархическое устройство, о появлении церковной иерархии повествует 6-я глава книги Деяний святых апостолов. Давайте послушаем тот отрывок из этой книги, который звучит сегодня в православных храмах во время литургии.
Глава 6.
1 В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей.
2 Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах.
3 Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу,
4 а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова.
5 И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников;
6 их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки.
7 И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере.
Как мы только что услышали, прежде чем начать рассказ об избрании первых диаконов, автор книги Деяний апостол Лука сообщил о том, что «умножились ученики», то есть апостольская миссия была успешной, и количество христиан возросло настолько, что в первохристианской общине стали появляться неизбежные для любого достаточно крупного человеческого сообщества социальные проблемы. В случае первохристианской общины проблема состояла в несправедливо оказываемой помощи: кто-то получал больше, кто-то меньше, и эту несправедливость необходимо было устранить.
Информация, которую нам даёт книга Деяний, весьма любопытна и показательна: во-первых, даже имеющая чрезвычайные дары Святого Духа первохристианская община не была свободна от проявлений несправедливости, а во-вторых, проблема пришла с очень неожиданной стороны — со стороны социального служения Церкви. Собственно, нечто подобное мы видим во все времена: да, Церковь свята и непорочна, но зачастую составляющие её люди отнюдь не таковы, и они вносят в деятельность Церкви элемент несовершенства, а социальное церковное служение — это та сфера, в которой по-прежнему слишком много соблазнов, и заниматься централизованной помощью другим людям способны далеко не все христиане.
Отрывок книги Деяний святых апостолов повествует о решении этой проблемы: апостолы, понимая, что они сами призваны Богом совсем к другим занятиям, избирают для социального служения тех людей, которые имеют безукоризненный нравственный облик и при этом «исполнены Святого Духа и мудрости». Здесь интересно вот что: апостолы своими действиями показали, что в Церкви у каждого человека своё место и своё служение, одно служение от другого отличается функционально, а потому служения не должны смешиваться, и тот, кто призван, скажем, совершать богослужения, не может посвятить себя служению больным. Дело здесь не в том, что одни служения почётнее других, а в том, что, оставляя своё служение в пользу другого, есть немалый риск нарушить волю Божию о себе. Можно попытаться представить, что было бы, если бы апостолы поступили по-другому, если бы они сами начали заниматься проблемами распределения помощи вдовам: в таком случае апостолы не смогли бы исполнять то, к чему они были призваны Самим Христом — они не смогли бы проповедовать Его Воскресение, они попросту «увязли» бы в помощи обездоленным. Если бы так случилось, то бы перестала через какое-то время существовать. Апостолы это прекрасно понимали, а потому они избрали самый совершенный из всех возможных путей — они нашли себе достойных помощников.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религия в философии Гегеля»

Гость программы — Антон Фомин, доцент кафедры онтологии и теории познания философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат философских наук.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи